Шотландскую команду Nazareth (точнее, что, что от нее к настоящему моменту осталось) у нас любят и привечают. Старики не вылезают из российских гастролей. Нашей публике категорически плевать, что их альбом 2008 года "The Newz" с треском провалился по всему миру. Наш народ пойдет на запланированный российский тур группы "2009-2010" слушать старые хиты. Какие именно? А какая разница, их у группы полно...
Примерно так, похоже, рассуждали составители двойной "The Antalogy": хит на хите и хитом погоняет, при этом кредиты сборника настолько минимальны, что понять, откуда какая песня, не представляется возможным. Между тем начинается программа с боевиков, вошедших на третий по счету альбом Nazareth "Razamanaz" (1973): "Woke Up This Morning", "Broken Down Angel" и "Bad, Bad Boy". Последняя вещь, вне всяких сомнений, оказавшая некоторое влияние на становление AC/DC, долгое время была поводом для обвинения авторов в игре на стереотипе, представляющем всех шотландцев выпивохами, бабниками и бузотерами. Но парни знали, о чем пели. "Организаторы наших первых концертов предупреждали: когда
разгорится драка (заметьте, не "если", а "когда"!) - не останавливайтесь, продолжайте играть..." - рассказывал позже бессменный вокалист группы Дэн МакКаферти (Dan McCafferty). Nazareth тех лет - это разухабистый хардешник со слайд-гитарой, высоким хриплым вокалом и по-преимуществу мажорными мотивами. На альбоме того же года "Loud 'N' Proud" группа еще и пытается экспериментировать, выстраивая свои песни на контрасте галлопирующих пред-металлических риффов и парящих в стратосфере соло. Особенно хороша в этом смысле вещица "This Flight Tonight".
Во время записи "Rampant" (1974) шотландцы заручаются помощью "глубоко-фиолетового" Джона Лорда (Jon Lord) в искрометной "Shanghai'd In Shanghai" и выводят в хиты балладу Джонни Митчелл (Jonnie Mitchell) "Sunshine". Еще через год, едва вернувшись с американских гастролей, музыканты отправляются в графство Кент, и находят там старую хмелесушильню, в которой за жалкие 9 дней записывают программу "Hair Of The Dog" (1975), укрепившую их позиции на американском рынке. В ходе тех же сессий была записана и выпущена синглом пауэр-баллада "Love Hurts". И альбому и синглу позже суждено оказать чрезвычайное влияние на американских гаденышей Guns'N'Roses.
В 1976 группа решилась на почти концептуальный альбом "Close Enough For Rock'n'roll" - "историю одного турне". Концепции альбома по какой-то прихоти судьбы никто по достоинству не оценил, однако утонченная "Holy Roller" и тревожная многочастная "Telegram" с цитатой из
"Rock-N-Roll Star" Byrds, стали хитами. На исходе года группа сбежала из зараженной панк-вирусом Британии в гостеприимную Америку, где музыкантов ждало турне в компании с Lynyrd Skynyrd. Однако эти планы перечеркнула гибель в авиакатастрофе Ронни Ван Занта (Ronnie Van Zant), вокалиста Skynyrd.
Заглавный номер "Expect No Mercy" (1977) в пику панку представлял собой практически металлическую гитарную рубку в диско-ритмах, в то время, как другие номера альбома вроде "Gone Dead Train" делали попытку разыграть карту Nazareth на поле AOR, где тогда правили бал непотопляемые Eagles и Fleewood Mac. Типичной для творчества группы полубалладе "Place In Your Heart" сопутствовала удача. И по сей день эта песня не покидает пантеон радиохитов. Особенно американских. К примеру, песенка "Coming Home" звезд волосатого металла 80-х Cinderella написана под настолько явным влиянием этого хита шотландцев, что от плагиата ее отделяет грань в волос толщиной.
Закрывшие десятилетие релизы "No Mean City" (1979) и "Malice In Wonderland" (1980) получились нехарактерно для Nazareth тяжелыми и экспериментальными. В этот период к основному квартету присоединился Зэл Клеменсон (Zal Cleminson), бывший гитарист Алекса Харви. Увы, несмотря на впечатляющий успех "пауэр-стомпа" "May The Sunshine", а также "Whatever You Want Babe" и "Holiday", долго в группе он не продержался. Записанный без него "The Fool Circle" (1981) пошел ко дну. Спасла эту работу лишь акустическая (!) концертная (!!!) регги-версия (!!!) "Cocaine" JJ Cale (...мать!!!).
В этот период Nazareth пытались экспериментировать с "новой волной" ("Little Part Of You"). Выходило по-своему забавно, но, знаете ли, примерно, как с хрестоматийным медведем на велосипеде - и получается, и даже подзаработать по случаю можно, но есть ли кому-то от этого настоящие польза и удовольствие? Вряд ли публике были нужны Nazareth, пытающиеся отбивать хлеб у Стинга. Зато пауэр-баллады вроде "Dream On", прозвучавшей на "2 X S" 1982 года, по-прежнему пользовались спросом. В этот период вторым гитаристом группы стал Билли Ранкин (Billy Rankin). Он оставался в рядах группы вплоть до выхода в 1983 году альбома "Sound Elixir". В Англии эта программа даже не выходила, зато в Штатах
прославилась балладой "Where Are You Now". Вновь сократившись до квартета, Nazareth попытали счасться с новой программой "The Catch" (1984), но за исключением перелицовки "роллигновской" "Ruby Tuesday" по канонам стадионного рока, хитов эта программа не принесла. Хэви-метал с
выдвинутой вперед бас-бочкой наподобие "This Month's Messiah" шел группе, как гоночное сиденье "Формулы-1" крупному рогатому скоту.
После пары проходных альбомов на команду неожиданно снизошло просветление - альбом 1989 года "Snakes 'N' Ladders" вернул Nazareth в тяжелую лигу тяжелого рока. Истошная "Animals" со старыми-добрыми слайдовыми соло стала последним крупным хитом группы - как, впрочем, и
позаимствованная у Janis Joplin "Piece Of My Heart". В поддержку альбома последовало масштабное турне, включавшее помимо всего прочего 12 (!) аншлаговых (!!!) концертов на стадионе "Олимпийский" в Москве. Увы, после тура команду оставил один из основателей группы - гитарист Мэнни Чарльтон (Manny Charlton).
Группа сделала попытку удержаться на плаву с вернувшимся в состав Билли Ранкиным, однако альбом "No Jive" (1991) оказался бледной копией предшественника, а скроенные по старым лекалам песни вроде "Every Time It Rains" или "Thinkin' Man’s Nightmare" больше не были желанными гостями в изувеченных гранжем хит-парадах. Невероятно, но группе даже удалось пережить модное поветрие, и выстрелить в 1994 году неплохой программой "Move Me", подарившей нам боевик "Steamroller". К сожалению, история свершений группы оборвалась с выходом программы "Boogaloo" (1999). Вряд ли бы боевику "When The Light Comes Down" было суждено попасть в хит-парады, однако старые поклонники оценили эту работу по достоинству. Увы, 30 апреля 1999 года скончался бессменный барабанщик группы Даррел Свит (Darrell Sweet).
С потерей этого музыканта Nazareth окончательно превратились в бледную тень самих себя. Они по-прежнему хорошо воспринимаются на ностальгических рок-концертах, однако их единственный с тех пор новый альбом "The Newz" не смог ничего добавить к репутации группы. По сути история группы завершена. И все ее концерты в новом веке - лишь развернутое послесловие. А настоящую ценность представляют записанные с начала 70-х по конец 90-х песни.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)