Малколм МакЛарен (Malcolm McLaren) личность крайне противоречивая, оттого многие его прямо-таки ненавидят. "Он убил панк!",- сказал мне как-то один британский меломан. Такой цели у рыжеволосого циника и сноба явно не было, как не было ее и когда он занимался популяризацией жанра - он просто художественно выражал себя. А искусство, как известно, требует жертв... в том числе и человеческих. Другое дело, что какую бы провокацию Малколм не устраивал, он никогда не делал это исключительно ради эпатажа: каждая его акция была действием осмысленным и переживаемым. Малколм всегда был прежде всего художником - о чем он рассказывает Звукам.Ru, сидя в своей парижской студии.
МакЛарен - Главная идея моего нового проекта заключается в том, что я вернулся к тому, с чего начал 25 лет назад. В 60-е годы я был художником, о чём многие люди, к сожалению, не знают. И я всегда им оставался, даже когда занимался музыкой, кино или модой. В последние годы меня много раз просили создать именно художественное произведение, и теперь я сделал такую работу для себя.
Звуки.Ru - Почему Вы назвали эту экспозицию "Shallow" (Поверхностный – пер.)?
МакЛарен - Я представляю серию музыкальных портретов. 21 поверхностный портрет людей, которые думают, мечтают, ждут или готовятся к сексу. Когда люди говорят о поп-культуре, они часто отмечают её поверхностность. А для меня секс всегда был неотъемлемой составляющей рок- и поп-музыки.
Звуки.Ru - Какую музыку Вы использовали для озвучивания своих портретов?
МакЛарен - Всю, что была популярной за последние 50 лет, я использовал огромное разнообразие песен и отрывков из них. Я сделал свой собственный эмоциональный и субъективный портрет поп-культуры. Этот проект очень важен для меня. Я надеюсь, что в Москве смогу поговорить со всеми, кого заинтересует эта экспозиция, сразу после перформанса, а потом в течение часа буду крутить музыку. Будет такая небольшая вечеринка.
Звуки.Ru - Одна из сквозных тем всех Ваших проектов – свобода…
МакЛарен - Совершенно верно. Это то, чего бы я больше всего хотел достичь в своей жизни.
Звуки.Ru - Идея свободы – это одно, свобода в реальной жизни – совсем другое. Она недостижима.
МакЛарен - Да, это так.
Звуки.Ru - Вам не кажется, что среди художников понятие свободы зачастую тождественно понятию эпатажа?
МакЛарен - Я не могу сказать за других, могу только за себя: что бы ни делал художник, музыкант или режиссёр, в конечном итоге его работа будет о нём самом. Любой проект – это в той или иной степени автопортрет. Даже если вы пишите, к примеру, песню о ком-то другом, обычно она на самом деле - о вас. Это разновидность диалога с самим собой, способ ужиться со своей натурой. Автопортрет – это способ приблизиться к тому, во что верит его создатель. В сущности, именно этим и занимаются люди искусства. Это далеко не всегда получается, и ещё реже получает признание. Не такая уж лёгкая работёнка, да? Но когда работу принимает публика, это даёт силы идти дальше.
Мой собственный путь давался мне очень трудно. После того, как я закончил школу искусств, я решил окунуться в реальную жизнь и попробовать разные способы самовыражения. Мне больше нравилась идея общения и взаимодействия с людьми, нежели добровольное затворничество в студии. Я хотел попробовать себя в разных видах искусства, тем более, что в европейской традиции они часто идут рука об руку. Всё, что называют инсталляцией или хэппенингом – это несколько видов искусств, слитых воедино. Всё теперь завязано на визуальном компоненте. Меня это так вдохновляло, что, должно быть, стало причиной того, что мода и музыка стали для меня сопоставимыми величинами. Я изучал эти области, прочувствовал их и сумел соединить. Мне всегда было интересно, как выглядит музыка и как звучит мода. Это и дало толчок тому дикому безумию, которое пресса приписала панку. Они забыли о том, что я художник – вероятно, я был недостаточно странен или скрытен для этого. Тем не менее, я оставался художником на протяжении последних 30 лет.
Звуки.Ru - В чём состоит функция искусства для людей, с этим миром не связанных?
МакЛарен - В том, чтобы вывести их за рамки устоявшегося восприятия действительности, дать им возможность по-новому взглянуть на привычные вещи. В частности, я говорю об умении увидеть красивое в том, что считается уродливым, истинное в фальшивом. Искусство возрождает к жизни банальные явления и делает их экстраординарными. Иногда искусство меняет саму жизнь, поскольку оно меняет культуру, а значит, то, как люди смотрят на мир. Подобная миссия подвластна только истинным гениям, только они могут создать идеалы, к которым мы стремимся. Изменение культуры знаменует собой переход от одной эры к другой. Мы никогда не узнаем почему, но люди художественного склада часто чувствуют эти перемены и умеют отображать изменения в общественном сознании. Наконец, искусство привносит в жизнь красоту, которая необходима каждому, и даёт возможность эмоционально и интеллектуально приблизиться к нематериальным аспектам мира.
Malcolm McLaren
Shallow: A Series Of Musical Paintings
19 ноября
Бар-ресторан Луч
Дата рождения:
22 января 1946
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)