"Страна теряет таланты" - это высказывание воспринимается как абстракция, пока не начинаешь замечать: вот начал многомесячную серию концертов в Штатах мой любимый композитор, вот известная поп-группа накупила себе недвижимости в Доминикане, а вот ребята, которые десять лет назад начали свою карьеру на глазах нашей редакции и при ее активном участии, тихо и незаметно переселились в Венгрию, где живут и играют совместные концерты с группой Masfel. Хорошо еще, что они продолжают радовать нас гастролями. Фавориты этно- и инди-сцен России, а с некоторых пор - и всей Европы, армянские бузотеры Дети Пикассо знают, чем удивить: беседуя со Звуками накануне серии российских концертов, втиснутых между Хельсинки и Татарстаном, лидер-вокалистка Гая Арутюнян с ходу признается, что презентовать она планирует не одну программу. А сразу две...
Звуки.Ru: - Итак, Гая, для начала - расскажи нам, чем вы сейчас живете-дышите. Вас давно не видно в Москве, в последний раз мы виделись и вовсе на фестивале Sziget - вы окончательно стали гражданами Европы?
Гая Арутюнян: - Да, мы уже два года как граждане Европы. Здесь дышится очень легко и свободно в творческом плане, вся Европа как на ладони, все близко - почти как от Москвы до Питера... Можно сыграть концерт в Праге или в Вене, и в этот же день ужинать в Будапеште. Сейчас мы перевезли нашу студию им. Джими Хендрикса из Москвы в Будапешт и занялись записью нового альбома.
Звуки.Ru: - Да, экспресс Intercity - отличная штука! Плотный у вас сейчас гастрольный график? И где в итоге лучше проходят концерты - в Праге или в Вене?
Гая: - У нас все расписано до конца мая, после юбилейного тура, мы разъезжаем с гастролями с группой Masfel, где Карэн стал постоянным гитаристом, занимаемся новым альбомом и едем в весенне-летний тур.
Звуки.Ru: - Вы же с Masfel познакомились на том же Сигете года четыре назад, верно?
Гая: - Нет, мы познакомились в Питере на фестивале Art Cont@ct в 2005 году, и сразу без репетиций, прямо на концерте попробовали совместную импровизацию. После этого все и началось. Мы постепенно обрастали связями, появились несколько совместных проектов с венгерскими музыкантами, своя публика и довольно много предложений по организации нам концертов.
Звуки.Ru: - Круто! Обитая в Будапеште, нашли ли вы еще какие-нибудь команды, которые вам оказались настолько же близки и интересны? Пробовали другие совместные проекты?
Гая: - Здесь такое огромное количество шикарных групп и в идейном и техническом плане, что реально разбегаются глаза. Но когда я только появилась в Будапеште и музыкальное коммьюнити узнало об этом, то ко мне посыпалось сразу несколько предложений об участии в тех или иных проектов - начиная от джазовых и заканчивая разной электроникой. Я пришла в замешательство, потому что предложения были одно лучше другого, но сразу поняла, что не хочу тиражировать свое лицо и голос, а буду вкладывать себя только в свою группу и иногда участвовать в качестве дружеского контакта в Masfel.
Звуки.Ru: - Таким образом, нельзя сказать, что твое сотрудничество с Masfel - величина постоянная, в отличие от участия в группе Карена?
Гая: - Что касается Машфел. Дело в том, группа через разные блоги и коммюнити постоянно мониторит свою публику и выяснилось, что появление голоса в инструментальной банде внесло в ее звучание свежесть и новый эксайтинг. Поэтому последний год я все-таки с ними постоянно, и мы даже недавно сняли совместное видео, премьера которого состоится на Рождество. Песня называется ”Zumma”.
Звуки.Ru: - В чей альбом в итоге войдет песня - в ваш, машфелевский или в оба? Я бы по-честному распилила!
Гая: - Распилить - хорошая идея, так и сделаем. Но изначально планировали поставить ее в альбом Мафшелов.
Звуки.Ru: - Скажи, а как приспособился остальной состав "Детей Пикассо" к европейской жизни? Вам пришлось его как-то менять, или все оказались столь же легки на подъем, как и вы?
Гая: - Как ты, наверное, знаешь, наши басист и виолончелист образца 2006 года, Лелик Филиппик и Вадик Кузнецов, откололись от группы еще до нашего переезда в Будапешт. Никаких ссор, ничего личного - просто у ребят появились другие задачи в жизни. Поэтому мы взяли венгерского басиста Арпада Вайдовича (Kampec Dolores, ex-Besh O Drom) и альтистку Эллину Хачатурян, которая поступала в Будапештскую Музыкальную Академию на PhD. Адаптация произошла довольно легко. Здесь, в отличние от Москвы, лучше музыкальный климат, лучше климат и все намного проще.
Звуки.Ru: - Да, я уже имела возможность оценить ваш потрясающе возросший исполнительский уровень на предыдущем Сигете. Нас тогда просто сразило, насколько вы выросли и насколько легко "берете" зал. Расскажи же скорее о новом альбоме. Почему он называется "Turbo Mairik", и что это за ускоренный маирик такой?
Гая: - : альбом "Turbo Mairik" (Турбо мамочка) вышел в 2008 году, это наш второй этнический альбом после "Этнических экспериментов" (2004). мы его задумывали коллажным, китчевым, бешеным и глубоким. Наверное, он таким и получился. За последнее время мы очень сильно соскучились по нашим русскоязычным композициям и как раз сейчас на нашей студии в Будапеште мы пишем новый-новый русскоязычный альбом. В записи уже проучаствовали очень интересные гостевые музыканты!
Звуки.Ru: - Что касается "глубины и бешенства" - склоннна подтвердить: именно такое впечатление производят новые песни, которые вы уже выложили в сеть. Но вот скажи мне, Гая: зачем тебе в Европе русские композиции? Кто их там будет слушать?
Гая: - Хороший вопрос! Я мечтаю о конънктурных мозгах, но пока никак не получается думать конъюнктурно. С одной стороны, для продвижения группы это не самый удачный выбор, но это и есть наш главный конек - делать только то, что вдохновляет. Кстати, мы несколько раз играли русскую программу в Венгрии с внедрением струнного квартета, духовика и театральных элементов. И это производило (без скромности) очень особое впечатление. Например многие наши друзья музыканты (венгры, французы, немцы и т.п.) больше любят наши русскоязычные артовые изыски.
Звуки.Ru: - Так это же прекрасно! Кстати, поговорим об арте: последний альбом мне показался отчетливо "сдвинутым" в сторону прог-рока и арта образца конца 70-х. Откуда взялись эти синтезаторы и характерный звук, как на "Hrazheshti Erge"?
Гая: - Сейчас расскажу. Этим летом мы были в Норвегии, на одном из норвежских фестивалей, одним из самых отдаленных и труднодоступных в географическом плане. Так вот, я была поражена, когда заходила в музыкальные магазины. Я сначала не поверила своим глазам. Все полки были завалены дисками конца 60-х и 70-х. Я не понимала, в чем фокус, до того момента, пока не взяла в руки один из дисков и увидела, что год выпуска альбома - 2009. Оказалось, что все это стилизация. Позже выяснилось, что вся Скандинавия подсажена на стиль, музыку и моду того времени.
Возвращаюсь в Турбо Майрику. Мы писали его еще до скандинавский путешествий, но, видимо, все таки есть общая мировая идея, или тенденция которая при желании открывается любому.
Звуки.Ru: - Ну, скандинавов-то можно понять: у них кругом скалы, ветра и моря. Суровые пейзажи диктуют суровым людям любовь к помпезной и величественной музыке. Любовь к прогу вообще просыпается чаще у суровых мужиков... :) Но вашу версию прога я бы, скорее, сравнила c Flower Kings и им подобными - витиеватыми, использующими фолк в своих работах...
Гая: - На самом деле, конкретно "Хражешти Эрге" мы пытались стилизовать конкретно под карикатурный армянский ресторан стайл, а получилось действительно прог-роково. Но надо сказать, что наши ребята плотно сидят на классике рока, обожают все это винтажное звучание, настоящее мастерство и сырую энергую рок-н-ролла.
Звуки.Ru: - Прог вообще существует вне моды - ведь его создатели часто черпают вдохновение в готической органной музыке, в хоралах. Кстати, Гаечка, а тебе никогда не приходила в голову фантазия исполнить свое произведение в сопровождении органа?
Гая: - Соня, хватит меня вскрывать! Ты попала в точку. Не орган, конечно, но конкретно в этом направлении я и думаю сейчас... На новом альбоме мы будем экспериментировать с не рок-н-рольными инструментами: арфа, фортепиано и так далее.
Звуки.Ru: - Пожалуйста-пожалуйста, скальпель я могу и на полочку положить! Просто мне кажется очень логичным "проверить" существенно возросшие за годы возможности твоего вокала :) Согласись, всегда приятно, когда наблюдаешь успехи симпатичных тебе людей практически с начала становления их карьеры и радуешься им, убеждаясь, что тебя по-прежнему готовы удивлять!
Гая: - Да, как вспомню нас лет 8 или 10 назад... смешно до коликов! Все было слишком нараспашку, без кожи, опыта, багажника, НО всегда искренне.
Звуки.Ru: - Вот это, пожалуй, - самое важное качество, которое осталось при вас. Представь, пожалуйста, свой новый альбом. О чем он, над чем было интересно работать в этот раз, какого ощущения вы добивались от звучания?
Гая: - Давай уточним, ты спрашиваешь о новом, готовящемся русскоязычном альбоме или о "Турбо", который вышел в прошлом году?
Звуки.Ru: - я о "Турбо", но буду благодарна, если понемногу расскажешь и о том. и о другом :)
по крайней мере - о той их части, которую планируешь показать в Москве.
Гая: - С "Турбо" все определеннее, текстовая и мелодическая основа - это армянские народные песни и мы работали здесь в качестве декораторов этих песен. Мы выступали в качестве переводчиков этих песен на совремнный язык. Из-за этого нас часто относятся к группам формата world music. Но здесь есть определенная разница, формат группы Дети Пикассо намного шире чем world music... Хотя даже в пределах world music мы опять же не вписываемся ни в какие ворота, потому что для world music в чистом смысле мы слишком роковые, а для рока мы слишком этнические. И групп, схожих с нами, как ни странно, действительно мало. За два года, мы встретили одну такую группу - Kultur Shock.
Звуки.Ru: - О, Джино велик и прекрасен! Я его концерты неизменно вспоминаю с теплотой и любовью. Приятно, что вы с ними нашли друг друга.
Гая: - Кстати, когда мы с ними встретились в Любляне и сказали что мы - группа Дети Пикассо, они очень обрадовались, потому что весь свой весенне-летний тур они провели, слушая в автобусе Turbo Mairik". Что же касается формата группы Дети Пикассо - если бы мы играли только этно, было бы все слишком просто и шаблонно, но у нас есть целый ряд экспериментов, не говоря уже о самостоятельной русскоязычной программе.
Звуки.Ru: - Какие новые музыкальные открытия ты совершила во время работы над новыми песнями?
Гая: - Сейчас меня очень сильно возбуждает материал нового альбома. Представляешь, мы решили записать альбом в двух версиях: male & female версия. То есть одни и те же песни и композиции будут записаны в соответствии с нашим ощущением "инь-янь". Альбом формируется как очень мелодичная инстанция без резких выпадов и как-то сам нас ведет в сторону начала прошлого века, к акмеистам, декадансу и Серебряному веку.
И теперь даю тебе главный козырь - кстати, ты узнаешь об этом первая. Первая песня с этого альбома была записана с басистом и музыкальным мозгом Einstürzende Neubauten Aлександром Хаке (Alexander Hacke), который специально для записи приехал в Будапешт. Сразу скажу, что этот экспириенс был самым интересным в нашей музыкальной жизни. Можно было потрогать волшебство руками.
Звуки.Ru: - Ого!!! Ну и новость! Вот это сразила! Как вы нашли друг друга? И что это за песня?
Гая: - Мы очень давно хотели подобного взаимодействия, но не знали как это осуществить. Каков механизм начала общения. Не зная, мы просто послали наше видео режиссера Андрея Сильвестрова на песню "Заговор" и Алекс, который был в этот момент в аэропорту в Нью-Йорке и пил кофе в ожидании своего самолета, посмотрев это видео сразу ответил ДА. Он прилетел в Будапешт, мы сыграли для него в живую материал нового альбома, вместе выбрали песню, по его словам самую сложную для аранжировки, и за два чудесных дня записали ее, прерываесь на прогулки по набережной Дуная. Сейчас мы думаем о воплощении этой совместной студийной работы на сцене "живьем".
Звуки.Ru: - Потрясающе! Не терпится услышать. Так что же это за песня?
Гая: - Не скажу! Хочешь знать все козыри?! Настоящий журналист!
Звуки.Ru: - : Ты права. Прибережем козыри для концерта. О чем обязательно надо знать всем, кто придет на ваш концерт 12 ноября?
Гая: - Да, есть один технический момент. Концерт в Гоголе начнется ровно в 20.00, как и заявлено, потому что потом мы уезжаем дальше... Целую, до встречи!
Дети Пикассо
клуб Gogol
12 ноября, начало в 20.00
Дети Пикассо в их сегодняшнем составе появились в 1999 году в Москве и в том же году выпустили свой первый демо-альбом "Иное вещество", состоящий из 5 композиций на русском языке. Очень...
Дата образования:
1 января 1997
Подробности из жизни:
Дети Пикассо в их сегодняшнем составе появились в 1999 году в Москве и в том
же году выпустили свой первый демо-альбом "Иное вещество", состоящий из 5
композиций на русском языке. Очень выразительный женский вокал на фоне
прозрачных гитарных партий, мягкой виолончели. Музыка то удивительно простая,
добрая, то мрачноватая, жесткая, с уходом в психоделию.
Однако то, что есть сейчас у "Детей" и чего нет у других московских групп,
появилось у них уже позже с легкой руки журнала "Афиша", по невыясненным до сих
пор причинам (наверняка из лучших побуждений) однажды написавшем в анонсе
концерта, что группа исполняет "армянские песни". Армянских песен "Дети
Пикассо" на тот момент исполняли только одну (Гая пела а капелла "Оровел"), и
лидеры группы, брат и сестра Карен и Гая Арутюнян, подумали: а
почему бы и нет?
Так они появились перед слушателями с армянской народной хороводной песней.
Реакция публики была более чем положительна. Набитый совсем даже не армянами
зал клуба…
David "Fathead" NEWMAN (1933)
Nicky HOPKINS (1944)
Bob MAGNUSSON (1947)
Rupert HOLMES (1947)
Steve JOBS (1955)
Michelle SHOCKED (1962)
Александр "Дусер" ВОРОНОВ (1965)
Chad HUGO (1974)