Концерта этой легендарной группы поклонники ждали очень долго, и вот оно, свершилось – единственный концерт в России, в московском клубе "Икра". Выбор площадки показался вполне удачным: в последние годы тут неоднократно выступали такие группы как Current 93 и Psychic TV. В таком месте и Точкам выступить не зазорно. Хотя до концерта были определённые опасения, связанные с сет-листом. Скажем, на одном из последних концертов, в конце мая, в Бухаресте, The Legendary Pink Dots, если верить lastfm, играли, в основном, песни 2006 – 2008 годов. И это при том, что группа основана в 1980 году и имеет за плечами более 30 альбомов. Было подозрение, что ничего похожего на The best of мы не услышим.
До начала концерта зрителей угостили фоновой музыкой, которой стала смесь жёсткого инструментального пост-рока и спейс-рока. В это время можно было разглядеть сцену, на которой ничего интересного не было – из декораций было лишь чёрное полотно с крупными розовыми точками, свисавшее с пульта. Затем со стороны сцены поползли щедрые клубы сценического дыма да так, что люди в первых рядах зажмурились. После на сцену вышла группа. Четыре человека. Вокалист, автор песен и фронтмен Эдвард Ка-Спел (Edward Ka-Spel), саксофонист Нильс Ван Хорн (Niels van Hoorn), электронщик Фил Найт (Phil Knight), известный также как Сильвермен (The Silverman) и гитарист Мартин де Клер (Martijn de Kleer). Первые двое выглядели наиболее колоритно. Ка-Спел был босиком, в чёрном балахоне до пят и тёмных очках. Он был похож то на мага (когда был поспокойнее), то на пациента психиатрической клиники (когда начинал бесноваться), впрочем, один из важных альбомов группы так и называется "Asylum" (Сумасшедший дом). Ван Хорн был одет в чёрный костюм с белыми ромбиками. Лысый, в очках, он напоминал профессора математики. Сильвермен: седой, с умным лицом, в маленьких аккуратных очках. Если не знать, что это музыкант, то можно подумать, что это профессор естественных наук. И только де Клер (самый молодой) похож на простого парня, такие в российских группах пост-рок играют.
Концерт начался с "My First Zonee" с последнего альбома "Plutonium Blonde" (2008) – трогательная песенка в духе ранних LPD, но с более обволакивающей атмосферой, можно сказать, это был space rock без rock. Постепенно предконцертные опасения оправдались: группа играла поздний материал, преимущественно с последнего альбома. "Песенным" вещам группа предпочла "музыкальные": меньше слов, больше музыки. В итоге всё это вылилось в мощный психоделичный сет. А такие вещи как "Zero Zero", "Belladonna", "Condition Green" остались за рамками выступления. Из мелодичных хитовых вещей группа исполнила "I Love You In Your Tragic Beauty" с одного из главных альбомов "The Crushed Velvet Apocalypse" (1991), но зачем её исполнили, так и осталось загадкой. Исполнялась она под одну лишь акустическую гитару и прозвучала совсем хрупко и беззащитно. С одной стороны, в общее звучание такого мощного концерта она явно не вписалась, с другой – музыканты её безбожно сократили – с 4:30 до 2:10, т.е. выбросили почти всю чисто музыкальную часть (из похожих случаев вспоминается прошлогодний концерт Tiamat, где музыканты зачем-то препарировали прекрасную "Do You Dream Of Me?"). Из новых песен выделялась "Rainbows Too?" – длинная, в духе лучших психоделичных вещей группы типа "Inside". Фразу "Time to fly…" Ка-Спел пропел с запредельным надрывом, как это он хорошо умеет. Также стоит выделить трогательную и грустную "Faded Photograph": "But I'm Wednesday's child and I am cursed to stay locked inside your purse…" Поначалу в центре внимания публики был конечно же Ка-Спел. Он подходил к краю сцены, наклонялся над зрителями, заглядывал им в глаза, гипнотизировал, казалось, одну фразу он пел для одного зрителя, другую – для другого и так почти для всех из первых рядов – каждому по кусочку. Затем вниманием публики стал завладевать Ван Хорн. Сначала кто-то из зрителей сделал ему подарок – протянул загадочный маленький сундучок. Затем, в какой-то момент, Ван Хорн взял в руки странный инструмент, похожий на микроскоп, и поднёс его к губам, извлекая таинственные электронные звуки (по-видимому, этот инструмент называется MIDI wind controller). В другом эпизоде он принялся играть сразу на двух духовых инструментах, прямо как легендарный джазмен Рахсаан Роланд Кёрк (Rahsaan Roland Kirk). Наконец, он просто исчез со сцены. Произошло это во время "No Matter What You Do" с альбома "Your Children Placate You from Premature Graves" 2006 года. До этого я успел заметить: на раструбе его саксофона закреплена какая-то штука, напоминающая снайперский прицел. И вот все музыканты играют, Ка-Спел сообщает нам, что "Иисус любит маленьких детей, даже когда они поджигают кошку…", а Ван Хорн вдруг исчезает со сцены, хотя его инструмент по-прежнему звучит. Зрители ищут его глазами, и вдруг он появляется среди зрителей. Ка-Спел истерично поёт, что "Мы так не достойны его бесконечного милосердия", а Ван Хорн идёт сквозь тёмный зал и играет. Слово "милосердие" (mercy) Ка-Спел уже орёт, повторяет и повторяет безумным голосом. А Ван Хорн идёт, улыбается. В раструбе у него закреплён маленький фонарик, которым он освещает свой путь. Зрители перед ним расступаются, а он в этот момент похож на таинственного волшебника. Его фотографируют, до него дотрагиваются, а он обходит медленно весь зал, словно освящая его своей музыкой, как священник свечой освящает дом, где есть злые духи. Нечасто такое случается на концертах. Мне вспоминается случай на концерте немецких мат/пост-рокеров Plokk в клубе Апельсин, когда гитарист группы Флойд спрыгнул с гитарой в зал и принялся играть среди зрителей, но тогда это была вынужденная мера – Флойда не устраивал звук и он искал место в зале, откуда игра его коллег будет более разборчивой. Здесь же проблем со звуком не было и выход Ван Хорна был естественной (но неожиданной) частью концерта. Эта песня стала одним из главных номеров концерта, а в конце превратилась в психоделическую битву Ка-Спела и Сильвермена – они встали друг напротив друга, каждый за своим пультом, и принялись атаковать друг друга и зрителей помехами и скребущимися шорохами. Со стороны это выглядело так, будто они сражаются в электронный морской бой. А главной песней концерта стала "Hellsville" с уже упомянутого "The Crushed Velvet Apocalypse". Это уже было что-то совсем запредельное, массовый психоз: Ка-Спел кричал, причитал, голосил, музыка превратилась в саундтрек к пыткам в аду. Одна из фраз этой песни "Buy a ticket, feel our Pain" была пропета как будто про самих музыкантов и их концерт. Купил билет на Точек – наслаждайся болью. С Сокрушенного Бархатного Апокалипсиса группа исполнила ещё одну песню – "Just A Lifetime" – торжественную, пронзительную, любимую публикой и не без доли безумия: "Глотатель огня спятил и поджег последнее дерево. И в один прекрасный день планета развалилась из-за того, что кто-то чихнул". Но опять же вопрос: почему из старых альбомов пристальное внимание уделили лишь Апокалипсису? Почему не "The Golden Age" (1988) или не "The Maria Dimension" (1991)? Почему на просьбу публики исполнить на бис "Pain Bubbles" музыканты отрицательно затрясли головами? А ведь эта лихо закрученная песня была бы здесь как нельзя кстати и из общего сумасшедшего ряда точно не выбилась бы. Впрочем, недовольных концертом было меньшинство, ведь многие ждали его так долго. "For this, we waited just a lifetime", как пел Ка-Спел.
Дата образования:
1 января 1980
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)