Порой бывает так: чем решительнее ты рвешь с прошлым, каким бы проклятым оно для тебя вдруг не стало - тем труднее ему тебя отпустить. Прошлое вмиг становится требовательным, беспардонным и абсолютно безразличным к настоящему. А вот если ты не станешь делать никаких громких заявлений, а просто займешься новым делом - пойдет уже совсем другая игра. Когда ты не требуешь права, но устанавливаешь правила, прошлое может лишь жалобно поскуливать и заискивающе махать хвостиком на периферии твой жизни - а может, на меня все-таки обратят внимание? И не требовать большего, если когда-нибудь, при соответствующем настроении, обратят.
Интересно в этом смысле сравнить путь двух выдающихся основателей Deep Purple, в почтенном возрасте решивших, что их детище им "глубоко фиолетово" и пора бы уже наконец подумать о жизни, душе, вечных ценностях и сольной карьере. Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) едва ли ни перед каждым концертом своего проекта Blackmore's Night требует объявлять, что старых песен играть не намерен и просить его об этом бесполезно. И даже как-то демонстративно прекратил свой последний концерт в Петрограде, не доиграв сет-листа, после того, как местные хэдбэнгеры, не удовлетворившись имеющимися в программе номерами Deep Purple (1 шт.) и Rainbow (1 шт.) стали требовать "продолжения банкета".
Невероятно, но факт - на случившемся 15 октября 2009 года московском выступлении старика Джона Лорда (Jon Douglas Lord) ничего подобного не происходило. Хотя и никаких громких заявлений на тему "не хочу, не буду и лошадку мучать не позволю" он не делал. Лорд просто играл музыку.
Впрочем, алчущей хитов Deep Purple публике в любом случае было бы грех жаловаться. Ибо все первое отделение концертного тура маэстро Лорда исполняется материал самого новаторского, претенциозного и одновременно незаслуженно забытого альбома этой группы - "Concerto For Group And Orchestra" (1969). К тому же, это - первая работа всенародно любимого "mark 2", хотя группа там по сути выступает лишь в виде набора острых приправ к преимущественно оркестровой партитуре. Московский Симфонический Оркестр п/у Владимира Зива и венгерская группа Cry Free (кокетливо разделенные на сцене стеклянной ширмочкой) взаимодействовали неплохо. Хотя забавно, конечно, созерцать гитариста, который не "пилит" всю дорогу почем зря, а терпеливо отслеживает по нотам своей очереди вставить пару положенных партитурой нот - словно какой-нибудь игрок на треугольнике.
Второе отделение программы, хотя и началось со смешной оркестровой версии "Pictures Of Home", в целом представляло собой микс из сольных работ музыканта разных периодов. Производят они, честно говоря, неоднозначное впечатление. К примеру, изрядно сантанообразное в оригинале "Bouree" ныне почти полностью переработано по части аранжировок - хотя слушать минут десять массивный струнный оркестр, раз за разом распиливающий вдоль и поперек по сути один и тот же мелодический отрезок в навязчивых ближневосточных тонах, право, утомительно. Я как-то привык, что в классике мелодическая тема разворачивается перед слушателем не за 16 тактов, а на протяжении всего сочинения. Зато стоит музыкантам заиграть "The Teleman Experiment" с не столь давнего "Beyond The Notes" (2004) - и слушатель захвачен течением музыки. Жаль, что подобных экспериментов в репертуаре Джона Лорда не так много, и еще меньшее их число выносится на суд публики во время концертов. И знаете, что? "Подмосковные Вечера" можно было бы и не играть.
Неоднозначным представляется и выбор вокалистов для исполнения некоторых номеров программы. Замечу - в оригинальных версиях песен предполагалась скорее эстрадная, нежели классическая манера исполнения. Выступавшие на российском отрезке тура Стив Бальзамо (Steve Balsamo) и Кася Ласка (Kasia Laska) справлялись с материалом сольных работ Лорда не без труда. И порой звучали откровенно робко. В записи первоначальной версии "The Sun Will Shine Again" принимала участие легендарная Анни-Фрид Лигнстад (Anni-Frid Lyngstad) из ABBA. Кася в сравнении с ней звучит как струхнувшая от собственной дерзости школьница. Да и номер "Pictured Within" требует от голоса и интонаций исполнителя ощущения зрелости душевного опыта, а у Стива с этим ощущалась явная напряженка. Зато в прозвучавшей ближе к финалу "Soldier Of Fortune" и исполнявшейся совсем уже под занавес "Child In Time" Стив и Кася исполнили на удивление прочувствованный дуэт. Похоже, сочетание женского и мужского голосов вообще способно украсить многие рок-песни (жаль, что Nightwish поняли это слишком поздно...)
Редко когда ровный и гладкий концерт оставляет столь разнородные впечатления. Впрочем, музыка, созданная с претензией на серьезное к ней отношение, и должна так действовать. В этом смысле самый ценный опыт из посещения этого концерта, пожалуй, вынесли именно музыканты. Занимающиеся как классикой, так и роком.
Дата рождения:
9 июня 1941
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)