Muse "The Resistance"
Warner Bros. / Helium 3
Дата выхода: 14 сентября
В первые дни после выхода в свет "The Resistance" Muse восхитил одних и разочаровал других. Кому-то снесла крышу эпическая баллада "United States Of Eurasia (Collateral Damage)", кого-то разочаровало все остальное. Попробуем разобраться - что произошло с недавними любимцами публики и знаменосцами альтернативного арт-рока?
В открывающей "Uprising" вроде бы на месте все элементы, присущие уникальному стилю Muse: резкая, откомпрессированная гитара, арпеджиаторы, призраком скользящий между ритмом и мелодией голос... Но почему-то сама мелодия скользит где-то между "Personal Jesus" Depeche Mode и
"White Wedding" Billy Idol? Если это и шутка, то не слишком смешная, и для начала альбома не очень подходящая. Примерно та же ситуация наблюдается и с заглавной "The Resistance": начало в стиле "а теперь - дискотека!" то и дело форсируется в характерный для Muse гитарный "вымолот" - но какой-то он у парней камерный выходит, прилизанный, без размаха. Окончательно утверждает намерение музыкантов держаться в неких ими самими заданных рамках "Undisclosed Desires" - конструкция настолько соответствующая стандартам современного немецкого синти-попа, что аж зубы сводит.
Первый выход за рамки: та самая "United States Of Eurasia (Collateral Damage)", взрывное извержение (причем произнесенное по-английски "explosive eruption" суть песни отражает куда лучше). И пускай по этим пост-квиновским огородам с цитатами из классической музыки и восточными мотивами уже шарились такие парни, как Valensia или Robby Valentine, песня все равно классная. А вот уже попытка продолжения банкета, "Guiding Light", не столь убедительна. Словно бы Aphrodites Child дожили до 80-х и взялись исполнять стадионный рок не без реверансов в адрес U2. Попытка
поющего гитариста Мэтта Беллами (Matthew James Bellamy) скрестить здесь Боно и Дэмиса Руссоса может вызвать лишь смущенное хихиканье. Вот уж воистину "Unnatural Selection" - как, впрочем, и одноименный номер. Можно опять ломануться в альтернативщики, и
даже в панки - но, как говорится, "умище-то куда девать"? Впрочем, способность барабанщика Джеймса Ховарда (Dominic James Howard) и здесь, и в других боевиках воздерживаться от обычного сейчас месилова по железу, достойна восхищения.
Еще один образчик скромного синти-попа - "MK Ultra". И вдруг - интригующий привет из мире декадентских кабаре "I Belong To You (Mon Coeur S'ouvre A Toi)". Второй выход за рамки. Можно было бы ожидать, что третьим станет многочастная оркестровая сюита "Exogenesis", однако, этого не произошло. Произведение сыграно в настолько академической манере, что пара-тройка фирменных мьюзовских "взрывов" звучат здесь неуместно. Кроме того, оркестровки местами удручающе фоновые, сведение оставляет желать лучшего, а проскальзывающая в третьей части самоцитата из "Map Of The Problematique" вызывает недоумение - это специально так задумано, или группа начинает повторяться?
В общем, выше "Balck Holes And Revelations" Muse пока прыгнуть так и не удалось. Не потому, что "The Resistance" - такой уж плохой альбом, а потому, что на этот раз ощущение "как же мы раньше без этого жили?" создается не всей программой, а лишь парой действительно прорывных песен. С этим альбомом Muse не стали хуже - но не стали и лучше. А для настоящих поклонников команды, давно уже "подсаженных на иглу" ее стремительной и непредсказуемой эволюции, это что-то да значит.
Если вкратце, Иможен Хип - самая талантливая женщина в поп-музыке. Когда она была вокалисткой Frou Frou, всё в общем-то казалось ясным - она сочиняет хорошие песни, хорошо поёт, но за всю звуковую красоту (на которой держалась едва ли не половина шарма Фру Фру) наводит Гай Сигсворт (Guy Sigsworth). Frou Frou распались, Иможен отправилась делать сольник. Сама. И сделала такой, что мало всем не показалось. После этого планка ожиданий от диска "Ellipse", который Иможен делала 3 года, была поднята так высоко, что уж и не верилось что возьмёт. Но взяла. Тут всё в сущности как и было - изящная интеллигентная поп-музыка, при этом понятная, яркая и привязчивая. Но в Иможен восхищает даже не это, а то, насколько она потрясающе свои песни аранжирует (вся электроника, повторюсь, своя - никаких "приглашенных мальчиков" как у Goldfrapp). Каждая деталь на удивление тонко прописана, причем вроде бы совершенно из разных мест понатыканы ингредиенты (айдиэмный треск, струнные, фортепиано, восьмибитные сэмплы и многочисленные слои мягких-премягких клавиш), но всё вместе так звучит, что дух захватывает. Продюсеры, работающие в последнее время с Depeche Mode и Bjork должны немедленно убить себя об стену. поначалу казалось что тут нет таких ярких хитов, каким был на первой пластинке "The Walk" - как бы не так, уже на втором прослушивании таковым оказывается "Swoon". Единственное, что чуточку коробит, так это злоупотребление "поющими лошадьми", то бишь треками, сделанными только из голоса. Но в остальном - прямо-таки альбом-мечта.
Третьего альбома английской инди-поп банды Zoot Woman пришлось ждать целых шесть лет. Причина простоя банальна: в Zoot Woman играет Стюарт Прайс (Stuart Price), а у этого парня в последние несколько лет были дела поважнее. Он продюсировал Мадонну и ездил с ней в тур в качестве клавишника, в перерывах ремикшируя всё, что движется, от Starsailor и до Depeche Mode, а после работал с Keane и The Killers. В результате продюсерский опыт Прайса проявился и тут – звучание стало чуть более современным, электронным и танцевальным, что группе, пожалуй, на пользу не идёт. Если в начале двухтысячных у Zoot Woman было собственный узнаваемый саунд, то сейчас аранжировки Прайса уже превратились в поп-клише. Но в остальном перед нами та же группа, которую мы любили за "Living In A Magazine", "Grey Day" и "It’s Automatic". Недостатком хитов пластинка не страдает: "Just A Friend Of Mine", "We Won’t Break" и "Lonely By Your Side" (неожиданный кавер на Azzido Da Bass) с ходу застревают в голове, да и по среднему уровню (если все-таки абстрагироваться от модного звука) "Things Are What They Used To Be" ранним альбомам совсем не проигрывает.
В 2007-м англичане Джеймс Форд (James Ford) и Джеймс "Джас" Шоу (Jas Shaw) были едва ли не самой модной группой, споря с Justice за статус властителей умов, а их альбом "Attack Decay Sustain Release" признавался лучшим дебютом года. С тех пор хайп вокруг нюрейва поутих, а показать нового взамен британцам оказалось нечего. Ни дать, ни взять – синдром второго альбома. Джеймс и Джас зачем-то отказались даже от столь приятных заигрываний с ретроградским электро и эйсид-хауса. Вместо этого на "Temporary Pleasure" мы слышим неважнецкий сонграйтинг, стандартный, "как у всех" модно-танцевальный звук и толпу именитых вокалистов от Бет Дитто (Beth Ditto) из Gossip и Граффа Риса (Gruff Rhys) из Super Furry Animals до Джейми Лиделла (Jamie Lidell) и Алексиса Тейлора (Alexis Taylor) из Hot Chip. Спасибо что хоть не R&B, но уху зацепиться решительно не за что.
Многие рокеры старой школы с начала XXI века стали отказываться от
крутых студий и услуг топ-продюсеров в пользу лютования на принципиально
сыром звуке. Чаще всего этот шаг объяснялся погоней за призрачной
надеждой воскрешения атмосферы ранних записей. Правда, в реальности у
многих из говоривших о подобном вслед за вдохновением просто кончались
денежки. Но признаваться в отсутствии денег на студию крутым рокерам не
пристало, а потому баг нередко выдавался за фичу.
Как это часто бывает, лучшего результата здесь неожиданно достигла
команда, музыканты которой вот уже лет тридцать как не испытывают
финансовых затруднений, не измыслили за тот же период ни единой
музыкальной концепции (потому что не нуждались в таковых), и до
недавнего времени вообще не собирались записывать новый альбом.
Да, это Kiss. Еще прошлым летом Пол Стенли (Paul Stanley)
и Джин Симмонс (Gene Simmons) лениво рассуждали - "а на кой
черт нам вообще что-то сочинять, если и пираты тут же в сеть кинут, и
критики напишут, что раньше было лучше? Ни денег, ни славы..." И тем
не менее 3
октября 2009 года увидел свет их первый за 11 лет альбом "Sonic
Boom", записанный за жалкие три недели с минимумом ухищрений. С
учетом популярности Kiss, такой альбом окупит затраты на производство,
даже если его будут покупать лишь фанатичные коллекционеры сувениров
группы.
Предыдущий релиз "Psycho Circus" (1998) производил впечатление
стилизации Kiss под самих себя. Песни там были неплохие, но
по-настоящему запоминались лишь заглавный номер и баллада "We Are
One". Здесь же с первых тактов "Modern Day Delilah" слушателя
затягивает в водоворот взвинченных риффов и ломанных ритмов, и он уже не
понимает, как это мир раньше обходился без этой песни. Хотя, общем-то,
это типичный номер Пола Стэнли с моментально узнаваемыми мелодическими
ходами и пронзительным фальцетом. Точно так же и "Russian
Roulette" - типичная песня Симмонса. Ставил ли Джин перед собой
задачу произвести на свет гимн, равновеликий "I Love It Loud", и
при этом не повториться ни в единой ноте? Или у него просто уже
по-другому не бывает? Если эти вопросы и возникнут, то лишь ближе к
концу номера. Пока этот боевик звучит, вы просто ловите кайф. Судя по
размашистым рок-н-роллам вроде "Stand" или "Say Yeah!",
музыканты тоже просто отрывались в студии по полной
программе - без особой оглядки как на ожидания фанатов, так и свое
славное прошлое. Просто были такими, какие они есть. И все получилось,
как надо.
Вспомним: если не считать "Destroyer" (1976) и "Dynasty"
(1979), Kiss сделали себе имя альбомами, на которых саунд-продюс
практически отсутствовал. Что, кстати, говорит в пользу группы.
По-настоящему хорошая музыка в лишних украшениях не нуждается. Барабаны,
три гитары, четыре голоса - и вперед! Главное - твердо знать, чего ты
стоишь, и чего хочешь добиться. Это и есть рок-н-ролл.
В женской поп-музыке последних трех лет наметились три дорожки, по которым идет большая часть дебютанток. Легкомысленные песенки о тяжелой девичьей доле и бойфренде, который хоть красавчик, но какое же все-таки чмо (Lily Allen, Kate Nash). Электропоп "а-ля натюрель" (Ladyhawke, La Roux). И выбранная наследницами Кэйт Буш (Kate Bush) энигматическая ветка, которую блогеры Guardian недавно нарекли "языческим попом" (Bat for Lashes, Florence and the Machine). Исключения редки, и A Fine Frenzy, обогатившая парой песен саундтрек к сериалу "House M.D.", к таковым точно не относится. На втором альбоме рыжеволосая пианистка пытается ухватиться разом за все три направления (и судя по песням "The World Without" и "New Heights", она еще неравнодушна к ранним Coldplay), но уже к середине диска становится ясно: ни в одном из трех она не преуспеет. За Элисон Сьюдол (Alison Sudol), интроверта-книгочея, увлекающуюся свингом и старыми тяжеловесными английскими романами пера Энтони Троллопа, даже немного обидно. Ее случай - яркий пример того, как продюсерский цех прокатной стали тушит в новичках любую искру индивидуальности, вместо того, чтобы раздувать ее всеми силами. Песни на "Bomb in a Birdcage" написаны умной, не лишенной интеллигентного обаяния девушкой, но спродюсированы так (вот уж действительно "бомба в птичьей клетке!"), что по итогам прослушивания в ушах не остается ничего кроме милого мурлыкания под фортепиано. Если это то, что вам нужно, то альбом, пожалуй, "потянет под пивко", если нет - лучше потратьте свое время на Imogen Heap.
Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Antony and
the Johnsons, Morrissey, Franz Ferdinand, Telefon Tel Aviv.
Asobi Seksu, Squarepusher, Zomby, U2.
Animal Collective, The Whitest Boy Alive,
Прохор и Пузо, Madlib, Yagya, KTL.
The Prodigy, Junior Boys, Lily Allen,
Рубль, SPC-ECO, The BPA.
Beastie Boys, Nina Persson, Madness, The Juan MacLean.
Cabaret Voltaire, Beirut, DJ Shadow,
Lady Sovereign.
Yeah Yeah Yeahs, Pete Doherty, Art Brut, Various Production, The Decemberists.
Punk TV, Theodor Bastard, Rekevin, Manicure.
Peaches, The Horrors, Narkotiki, Boxcutter, Matt and Kim.
Danger Mouse and Sparklehorse, Silversun Pickups, Datarock, Patrick Watson, Super Furry Animals.
Кассиопея, Lюk, Голуби и Безумные Кашевары, Unlockedoor, Сансара.
White Lies, Micachu, The Big Pink, Florence And The Machine, Major Lazer, Polly Scattergood.
Iggy Pop, Peter Hammill, Tori Amos, Bat for Lashes, Bike for Three!, Caspa, St. Vincent, Grizzley Bear.
The Big Pink, The xx, Robert Logan, Os Mutantes, Yo La Tengo.
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)