Первой на сцену вышла группа из Петербурга t.h.e. Sacrament. Про такие обычно говорят "готик метал с женским вокалом". Вокалистка Лора в соответствующей одежде: чёрная полупрозрачная блузка, короткая чёрная юбка, чулочки, на шее – ошейник с заклёпками. Имидж стандартный, музыка в русле современного мелодичного металла – т.е. не удивляет (как не удивляет, допустим, музыка финнов To/Die/For, у которых питерцы однажды выступили на разогреве). В какой-то момент при её прослушивании появляется мысль "такой металл – это попса для металлистов". Возникали ожидаемые ассоциации с финнами Lullacry и голландцами Within Temptation.
t.h.e. Sacrament отыграли не менее получаса. Среди новых песен была "Burnt to Ashes", которую стоит ожидать на дебютном альбоме группы (ещё не вышел), среди старых – "New Life" с демки "Northern Sorrow" 2005 года. После "New Life" группа удалилась со сцены, а в зале оживилась группка не вполне трезвых мужчин, которая отчаянно заголосила: "Аморфис! Аморфис! Аморфис!" На сцену тем временем вышли музыканты группы The Suicider (г. Королёв). Вокалист Михаил Татаринов подошёл к микрофону и заявил: "Добрый вечер. На сцене – группа Amorphis". Понимающие люди оценили шутку, а не вполне трезвые мужчины стали совещаться. "По-моему, это не Аморфис", – предположил один. "Это не Аморфис!" – осенило их вслух. А "suicidal depressive slacky cynical metal band" (как сами музыканты себя называют) начала играть. Михаил мрачноват, во всём чёрном, на футболке – картинка с изображением человека, вышибающего себе мозги при помощи пистолета. Музыка плотнее и жёстче, чем у предшественников. Эта группа играла также не менее получаса, среди прозвучавших песен были "Death Surround" и "Road to Silence". Под последнюю, наверное, здорово ехать по пустому вечернему шоссе на мотоцикле. Когда Михаил объявил, что следующую, менее тяжёлую песню, он посвящает девушке, можно было ожидать мелодичную балладу, но нет – Suicider он на то и Suicider. Никаких "соплей", вместо этого зазвучало что-то думоподобное. В конце сета Михаил объявил, что сейчас они сыграют кавер-версию и продолжил: "Сможете угадать, песню какой группы мы сейчас сыграем?" Группка не вполне трезвых мужчин вновь заявила о себе: "Аморфис!" "Нет, не Аморфис!" – отрезал Михаил. В итоге прозвучала песня других финнов – Sentenced. Такой выбор неудивителен – известно, что музыканты The Suicider ценят творчество Sentenced и даже принимают участие в записи сборника "Tribute to Sentenced".
После долгого разогрева началась долгая настройка инструментов для Amorphis. Кстати, инструменты финнов были менее пафосными, чем у разогревающих групп – никаких суровых чёрных гитар в форме стрелы и подобных показушных штук. И бас без пятой струны (как шутят на одном известном сайте "…митол-бас имеет пятую струну. По словам Ътру-Митол-Босистов, она нужна им для "тын-дын делать…") Басист Amorphis, как выяснилось, не тру-митол-басист, но это ему не помешало.
Итак, техники настраивали аппаратуру, а публика от нечего делать стала гадать, какой марки пиво, принесённое на сцену для группы (издалека ведь не разглядишь). Но зато, когда финны вышли на сцену, всё всколыхнулось. Во время разогрева публика представляла собой разрозненные кучки людей, но во время Amorphis она превратилась, наконец, в единое целое. Вокалист Томи Йоутсен (Tomi Joutsen) с длиннющими дредами и закрученными усами, похожий одновременно на Сальвадора Дали и пирата, выскочил на сцену и тут же завёл зал. В руках у него был большой квадратный микрофон, похожий на тяжёлую бутылку виски. Время от времени он прикладывался к нему, запрокидывал голову назад – и тогда казалось, что он пьёт из него все эти звуки. Йоутсен тряс дредами, подметая пол, приближался к краю сцены, тянулся к залу, а зал бурлил – драйва в нём было не меньше, чем на концерте весёлых немцев Die Apokalyptischen Reiter, а уж те-то умеют завести зал.
Не обошлось и без эксцессов – в какой-то момент охрана клуба, расталкивая людей, принялась носиться по залу за особо рьяным фанатом. А Amorphis не торопились презентовать свой последний альбом "Skyforger" (2009) и вместо этого играли песни со многих других дисков. С упомянутого альбома не сыграли даже "From the Heaven of My Heart" – самую мелодичную вещь на альбоме. Зато исполнили "Sampo", песню, которая открывает последний диск. Также последний альбом на концерте представили "Majestic Beast" и "Sky Is Mine". Первую песню Йоутсен поёт глубоким звериным рыком с переходами в чистый вокал. Рычит он примерно следующее: "На крыльях моего орла / Я летел к чёрной реке, / К долине мёртвых, / К потоку, который перемалывает всякую плоть". Страшная сказочка, если прислушаться. А во второй песне, при общем печальном настрое текста ("I came home to a bleak room of sorrow / Forsaken house, place of grief, in solitude…"), группе удаётся сохранить в песне светлую атмосферу. А в припеве (особенно в студийном варианте) она неожиданно напоминает Porcupine Tree. В целом, сет-лист представлял собой компиляцию с трёх последних альбомов плюс "Elegy" (1996). Из остального можно отметить песню "Alone" с самого психоделичного диска группы "Am Universum" (2001). Из хитов прозвучала "Silent Waters", на которую группа когда-то сняла скучный и дешёвый клип (самое интересное, что в нём было – это размахивание дредами на фоне облаков).
Йоутсен называл себя "гребаной звездой рок-н-ролла" и не забывал благодарить зал на русском. Легенда Amorphis, гитарист Эса Холопайнен (Esa Holopainen), весь концерт отыграл на одной гитаре – спокойно, меланхолично, как будто не металл играя. Спрятался в своих длинных волосах и так там и остался.
На заднике сцены висело полотно с рисунком из буклета к "Skyforger": горящий череп какого-то клыкастого существа, лежащий на ветвях. На этом фоне порою загадочно смотрелся клавишник группы Сантери Каллио (Santeri Kallio). Когда его окутывал сценический дым, и он вздрагивал над клавишами в полутьме, на фоне этих нарисованных веток, то казалось, что он играет в туманном лесу.
На бис группа вышла с "House of Sleep" – самым банальным из всех возможных вариантов, но публика эту песню любит. Несмотря на то, что эту вещь вполне можно назвать балладой, зрители под неё пустились в слэм. Томи пел: "I will never sleep alone (never without you)", а публика тем временем на ушах стояла (видимо, тоже радовалась, что больше не придётся спать в одиночку). А когда Йоутсен объявил, что пришло время последней песни, зал затребовал: "Black Winter Day! Black Winter Day!" И вот она – легендарная "Black Winter Day" с альбома "Tales from the Thousand Lakes" 94 года. Некоторые люди в зале вели себя так, будто были готовы умереть за эту песню. Толпа прильнула к сцене, наклонилась к ней, как большая волна. И тут возле сцены возникли две девушки в куртках – видимо, уже хотели уходить, но не смогли пропустить главную песню. Одна из них попросилась на плечи к какому-то здоровяку, и он поднял её над толпой – на фоне сцены затемнел её чёрный рюкзак в форме скорпиона.
После этой песни стало ясно, что концерту конец, а из динамиков запустили лучшее, что можно было запустить после такого концерта – "Vaivaistalossa" финской группы Eläkeläiset. Это весёлый танцевальный финноязычный вариант уже упомянутой "House of Sleep". Хумппа – вот что нужно слушать после тяжёлых и утомительных концертов. Радует и расслабляет. Публика, пританцовывая, потянулась к выходу. Интересно, все ли зрители оценили эту милую шутку.
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)