Порой кажется, что канадские ветераны волнового арт-рока Saga в своем стиле - такая же группа-диагноз, как англичане Saxon - в хэви-метал. Судите сами: со времени своего образования в 1977 году команда настрогала десятка два крепких альбомов, но ничего особо замечательного не совершила. Не столь давние альбомы "Network" (2004), "Trust" (2006) и "10 000 Days" (2008) содержали материал крепкий, но невыдающийся. Слушать приятно, все песни сработаны согласно законам жанра - но никто, пожалуй, не прольет и слезинки, если эти диски вдруг исчезнут из его коллекции. Интересно, а в айподах Saga кто-нибудь слушает?
К тому же к исходу первого десятилетия нового века от стартового состава группы остались лишь гитарист Ян и басист \ клавишник Джим Кричтон (Ian & Jim Crichton). В 2008 году сделал коллегам ручкой бессменный вокалист Майк Сэдлер (Michael Sadler). Обычно для отметившей тридцатилетие команды второго эшелона такая потеря становится последним крупным событием в истории. Однако, музыканты, похоже, привыкшие ходить в студию, как на работу, быстро подыскали ему замену в лице Роба Моратти (Rob Moratti) из Final Frointers. И, опередив с начала века заведенный график "альбом в два года", разродились очередным релизом "The Human Condition".
Разумеется, новый вокалист изменил звучание группы. Если Сэдлер, как ни крути, был все-таки певцом, сделашим умение из неумения (разумеется, не на уровне Мика Джаггера или Игги Попа, но все-таки...), и порой его экзальтированный "волновой" полуфальцет напоминал кваканье лягушки, попавшей в миксер, то Моратти - настоящий рок-вокалист с хорошо поставленным голосом. Нечто похожее уже происходило с Marillion, когда место прекрасного дилетанта Деррика "Fish" Дика занял профессионал Стив Хогарт. Кое-где голос нового фронтмэна даже подвергнут обработкам - дабы вовсе не утерять лица, привычного пусть немногочисленным, но верным поклонникам. Обильно приправленные вокодером вокальные партии в песнях "Avalon" и "A Number With A Name" вкупе с выходом "волновой" составляющей музыки группы на передний план, делают результат похожим не столько на самих Saga, сколько на совместное творчество поздних Police и поздних же Rockets. Что до таких номеров, как "Step Inside" и "Now Is Now", то невзирая на все инструментальные навороты, они хороши главным образом яркими запоминающимися припевами.
Однако в целом мы имеем очередной альбом Saga. Не больше и не меньше. Здесь можно было бы сыронизировать на тему стабильности, как признака мастерства, даже если имеется в виду вечно средний уровень... если бы не невесомая, атмосферная баллада "Hands Of Time", которая поднимается над этим средним уровнем с каким-то пугающе инопланетным очарованием.
Похоже, совершенный Saga в 2008 году "ночной полет на Венеру" не прошел для музыкантов даром. Потеряв в стране багровых туч старого вокалиста, они приобрели взамен что-то трудно поддающееся описанию, но способное по-настоящему тронуть за душу. Что же, лучше поздно, чем никогда.
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)