Навязчивое желание во второй раз попасть в ту же реку может вызвать распухание конечностей и посинение кожи - что-то похожее произошло и в случае с Tricky, чье выступление не только не сравнилось с предыдущим, но и поставило под сомнение всю концертную деятельность артиста. Вообще, чтобы так часто и без какого-либо повода навещать (предыдущий раз Трики был здесь год назад, в клубе "Б1", и от начала до конца, за вычетом лишь идиотского отечественного сюрприза посередине - это было прекрасно) конкретные города, нужно обладать либо огромным талантом, либо не меньшей же дерзостью - мы, завороженные происходившим в стенах Б1, всячески рассчитывали на первое, но вышло несколько иначе. Отчасти виной тому неожиданная смена площадки - вместо просторного и открытого Зеленого Театра Трики оказался заперт в жутковатом местечке под нескромным названием "Rай". Точнее, в концертном зале "Элизиум" на территории того же "Rая", но какая, к ангелам, разница - на контингенте это все равно сказалось колоссально. Конечно, восхищения заслуживает удивительная последовательность владельцев клуба в наименовании своих отсеков - раз уже есть зал "Элизиум" и бар "Heaven", то может быть, вскоре на Болотной улице появится массажный салон "Парадиз" или же боксерский клуб "Вальгалла"? Как бы то ни было, выбрать менее подходящую площадку - задача не из простых. Тут, конечно, есть и эффект неожиданности - я, например, ни разу до этого в клубе "Rай" не был, да и дальнейшем не собираюсь, и большой вопрос, насколько вообще аудитория Трики пересекается с гламурными тусовщиками - резидентами подобных мест. То есть, большая часть поклонников Эдриана Тоуза (Adrian Thaws) с трудом представляла себе, куда направляется - и пошла бы она туда вообще, если бы не перенос концерта. Хотя, сам зал оказался не таким уж ужасным, даже наоборот - при определенной смекалке из него можно сделать еще одну точку силы в городе: хороший звук, интересная задумка со светом, возможность играться с панелью (плазменной или светодиодной, не удалось разглядеть), скрывающей проход за сцену, стандартная и беспроигрышная компоновка уровней - танцпол и два перекрывающих балкона на три четверти периметра, - осталось только научиться все это рационально использовать.
То, что концерт в Зеленом Театре отменился по погодным условиям (к слову, прекрасным в этот вечер) не сильно похоже на правду - скорее, продажи билетов не соответствовали вместимости центра Стаса Намина. Странно было замахиваться на место, где с комфортом могут разместиться десять-двенадцать тысяч зрителей. Но еще более странно переводить две тысячи набравшихся по билетам в зал вмещающий от силы полторы - если мы говорим о человеческих условиях. Как бы то ни было, в этот вечер было людно. В тесноте и в обиде - вместо совершенно свободного танцпола всех отправили на третий этаж (второй так и вовсе был пуст), подло заставленный столиками и диванами, на которые тут же принялись забираться не склонные к рефлексии рокеры со стажем. Правильно сделали - других путей рассмотреть происходящее на сцене не предвиделось. В недавнем интервью журналу Rolling Stone, Эд Ратников, глава концертного агентства T.C.I., организовавшего приезд Трики в Россию, с тоской заявил: "Трики настоящий маг и волшебник - жаль, что на него придет четыре калеки". Хотелось бы посмотреть, как Ратников пробирался сквозь "четырех калек" с третьего этажа в уборную и обратно. Вообще, есть что-то трагическое в том, что T.C.I. удается вполне достойно устраивать выступления артистов, лежащих вне сферы интересов его учредителей, а когда дело доходит до их любимой музыки, то тут возникают непредвиденные сложности. Что же до "Элизиума", то есть и другой момент - любой клуб с чувством собственного достоинства всегда гордится своей историей, некоей легендой, впитавшейся в стены и составляющей львиную долю атмосферы места. Даже в корне изменившиеся "Б2" и "Икра" могут долгие годы выезжать за счет прошлых достижений, а что остается "Элизиуму", в обыденные дни служащему банкетным залом? Что вообще тут можно вспомнить, помимо скандального падения люстры на посетителей и выступления престарелой французской сопелки Джейн Биркин? Пока проходил процесс привыкания к обстановке переливающейся огоньками роскоши жральни, на сцене заканчивал свой диджей-сет Ник Завриев, обещавший играть "всяческий трип-хоп и около трип-хоп". Что тут можно добавить? Было традиционно хорошо: не обошлось и без необычного микса на "Useless" Depeche Mode, жаль только, что очень тихого - за гомоном и криками людей (особенно здесь усердствовали экспаты, но к этому надо бы уже привыкнуть) не сразу удавалось распознать, что же ставит Завриев.
Вы, наверное, заметили, что я нарочно тяну репортаж, не желая переходить к герою (или уже "антигерою"?) вечера? На то есть веские причины - мне правда до сих пор неприятно признавать, что Трики не только не оправдал возложенных надежд, но и посеял червя сомнения, относительно всех его прошлых достижений. Оговоримся сразу - студийную деятельность певца стоит оставить в стороне, написанного им в девяностые не перечеркнуть ничем. Хотя и тут есть свои "но": нужно учитывать, что в основе зрелых лонгплеев Трики лежат не столько усилия и гений самого музыканта, сколько определенное совпадение обстоятельств: географических и физиологических. В этом нет ничего плохого, важен лишь результат, но тот факт, что со временем обе составляющих стали потихоньку Трики подводить (музыкальное движение в Бристоле стало переживать не лучшие годы, а от кандидоза, провоцировавшего помутнение рассудка, Трики вылечился ), вылились сначала в две провальных попытки убежать от собственных идей в первой половине нулевых, затее ситуацию выправила достойная пластинка "Knowle West Boy". Но знаменитый тезис о том, что будущее Трики тает в тумане, последнее время все чаще хочется толковать в обратном смысле - что его, будущего, у Трики нет, только прошлое, к которому он и убежал на "Knowle West Boy". С лайвами же просто катастрофа: иначе как дешевой халтурой происходившее на сцене "Элизиума" назвать сложно.
За год у Трики полностью сменился концертный состав - этот оказался на порядок хуже предыдущего, тоже белого, но зато хотя бы агрессивного, с пол-оборота выдававшего панковский накал и злобу. Новые люди играли вяло, что для песен Трики, держащихся исключительно за счет внутреннего напряжения, оказалось фатальным - когда в обморочном боевике "Past Mistakes", Трики восклицает свои коронные слова про Иисуса, а ему в ответ несется слабое бренькание, становится неудобно перед адресатом - так в небо не стучат. Недостаток напряжения должен был как-то компенсироваться тем потоком негатива, что изливался из зала (точнее, с третьего этажа) - там уже во всю проклинали организаторов, но, видимо, у Трики сломался преобразователь энергии: чужие эмоции никак его не подхлестнули, от звонка до звонка Тоуз оставался безучастным, отделываясь дежурными фразами, гримасами и судорогами. Хотелось бы все свалить на музыкантов, да организаторов - но, увы, Трики сам расставил все точки над i - его участие в собственном же выступлении оказалось чисто номинальным, весь концерт прошел как бесконечный бенефис его новой вокалистки. Когда 83-летний Би Би Кинг (B.B. King), слегка притрагиваясь к гитаре, вызывает экстаз и благодарность публики - это еще можно понять, но такого самоотстранения от Трики, прежде чуть ли не заплевывавшего словами первые ряды, сложно было ожидать. Не слишком изменился сет-лист - никаких новинок, разве что кавер на Motorhead посередь концерта, под который Трики, прикинувшись турецким аниматором, вытащил часть зрителей с танцпола на сцену. Быть может, в этот раз Трики подсунули какие-то не те наркотики (или же наоборот), но ни огня, ни священного безумия от него не исходило. Если в прошлый раз в его адрес слышались самые противоречивые высказывания (от раздираемого демонами пророка до гопника с выкидухой), то их объединяло хотя бы понимание колоссальной мощи, скрытой в худощавом теле Трики, в этом же году вся она куда-то улетучилась. Да что там душу травить, я сам обманываться рад и хотелось бы что-то сказать ободряющее, но, увы, это было не понарошку унылое зрелище. Тут стоило бы добавить "с кем не бывает", если не было бы так велико разочарование: многие с замиранием сердца идут на встречу с великими подвижниками прошлого, затаив боязнь как бы еще один концерт не превратился в поминки - но в этот вечер, у всех на глазах волочил ноги зомби, ходячий мертвяк, разве это не страшно? Судя по восторженным отзывам в блогах - нет, не страшно. А зря.
1935 – В Чикаго, Иллинойс, родился Рэй Манзарек - музыкант, продюсер, автор песен, один из основателей и клавишник группы The Doors »»
1999 – Первый концерт группы «Люмен» »»
Mel POWELL (1923)
Red ALLEN (1930)
Gene MCDANIELS (1935)
Ray MANZAREK (1939)
Steve HACKETT (1950)