6 сентября - день рождения изрядного зануды, нытика и мизантропа, в исполнении которого, однако, все эти качества переходят в ранг искусства и заслуживают эпитета "великий". Да, это Роджер Уотерс (George Roger Waters; 1943).
О карьере Роджера в составе Pink Floyd, 20-летнем разрыве с коллегами, затяжной борьбе за наследие группы и нещадной эксплуатации оного наследия в новом веке сказано немало. Несколько разочаровывает, когда программу очередного сольного концерта Роджер строит на песнях Pink Floyd. Он то ли желает по-быстрому срубить бабла, то ли публично расписывается в неспособности продвинуть персональный материал. А ведь у него куча собственных песен - причём отменного качества. Так что в этот раз следует вспомнить о сольных работах музыканта.
В 1970 году Уотерс участвовал в написании музыкального сопровождения к научно-популярному фильму "The Body". Правда, по-настоящему сольной работой этот опыт можно считать с натяжкой. Запись звуковой дорожки велась в одно время с работой самих Pink Floyd над альбомом "Atom Heart Mother" (1970). Соавтором Роджера был композитор и аранжировщик Рон Гизин (Ron Geesin), занимавшийся также оркестровками для заглавного номера альбома "флойдов", а финальную композицию саундтрека "Give Birth To A Smile" вместе с Уотерсом исполняет вся группа. Выпущенная на виниле, программа имела примерно такой же успех, как и любой другой саундтрек к научно-популярному фильму. Хотя сейчас этот альбом, несомненно, стал желанным экземпляром в коллекции любого поклонника Pink Floyd.
Между прочим, Уотерс - один из основоположников "короткометражного музыкального кино". "Fly On The Wall" AC\DC и "Come Out And Play" Twisted Sister (или недавний "Along Came The Spider" Alice Cooper) без его экспериментов вряд ли бы появились на свет. Идея снять несколько видеоклипов со сквозным сюжетом и общими актёрами была впервые воплощена Роджером во время работы над видеоверсией последнего с Pink Floyd альбома "The Final Cut" (1983).
Не удивляйтесь, если и звучание альбома, и кое-какие кадры фильма напомнят вам о "The Wall". Часть вошедшего в альбом материала предназначалась для "Стены". Соотвественно, и фильм - почти на ту же тему. Только здесь акценты смещены в сторону задерганного жизнью, подобно марионетке, учителя (как и в "The Wall", его сыграл Алекс МакАвой) и его тихого ужаса от реалий окружающего мира. Ну, и режиссер - не Алан Паркер, а малоизветный Вилли Кристи (он же автор обложки альбома). Уотерс, ныне известный мастер осложнять свои отношения с окружающим миром, вдребезги разругался с Паркером ещё в период работы над "The Wall". И не удержался от соблазна подпустить по этому поводу пару шпилек в новом фильме. К примеру, в эпизоде, сопровождающем песню "The Gunners Dream" мы видим Роджера за беседой с психиатром по имени А. Паркер-Маршалл. В другом эпизоде (а также на фото с задней обложки альбома) Уотерс изображен в военном мундире, с торчащим из спины тесаком и бобиной кинопленки в руках.
Поначалу "The Final Cut" уверенно возглавил британские хит-парады - кстати, ни "Dark Side Of The Moon", ни "The Wall", это не удалось. Но вскоре перегруженность социальной тематикой начала работать против него. Наш журнал "Ровесник", помнится, радостно поместил ноты "The Gunners Dream" в рубрике "Антивоенные Песни", а потом получил от партийной верхушки по шапке: "Да вы что! Они же, гады, на том альбоме про Брежнева спели..." Многие справедливо называли "The Final Cut" сольным альбомом Уотерса, сделанным при поддержке коллег по Pink Floyd гитариста Дэвида Гилмора (David Gilmour) и барабанщика Ника Мэйсона (Nick Mason) (клавишник Рик Райт (Rick Wright) к тому моменту покинул группу). Роджер в принципе не возражает, но... "Я сказал, что, возможно, это должна быть моя сольная работа, - разводил он руками в интервью "Rolling Stone" (1987), - Я готов был компенсировать парням деньгами весь их труд и выпустить диск под своим именем. Они не захотели. Ясно, что песни не растут на деревьях. Они сами решили, что этот диск выйдет, как новый альбом Pink Floyd". Налицо было неразрешимое противоречие. Уотерс, бескомпромиссный относительно собственных концепций, просто вынужден был бы начать сольную карьеру.
Первая по-настоящему сольная программа Роджера, "The Pros And Cons Of Hitch Hiking", вызывает противоречивые чувства. Первоначальный вариант либретто этого концептуального альбома был создан и предложен "в коллективную разработку" одновременно с демо-версией "The Wall". Однако группа отвергла этот сюжет. И теперь Роджер воплощал его при поддержке Эрика Клэптона (Eric Clapton, гитара), Рэя Купера (Ray Cooper, ударные) и Дэвида Сэнборна (David Sanborn, саксофон). Обложку альбома, а также декорации и видеоряд для турне разработал аниматор Джеральд Скарф, создатель видеоклипа Pink Floyd "Welcome To The Machine" и мультипликационных образов из "The Wall". Лицевая сторона обложки со стилизованным рисунком известной в ту пору модели Линзи Дрю (Linzi Drew) во многих странах была ретуширована или цензуирована - в 1984 году общество еще можно было шокировать голой задницей.
Альбом исследует теорию, согласно которой всякий сон - попытка подсознания решить проблемы, с которыми не справился во время бодрствования разум. Программа стартует многообещающе. Кажется, что и вправду есть лишь один "mr. Pink Floyd", и его имя - Роджер Уотерс. Стиль группы в новой работе сохранен почти полностью - недостает лишь отличающей Pink Floyd динамики музыкального повествования. По сути вся первая сторона винила - это один длинный психоделический блюз вроде тех, что Клэптону доводилось поигрывать еще в рядах Cream, только с "флойдовскими" примочками.
"The Pros And Cons..." и сейчас интересно слушать при соответствующем настроении. Однако событием сезона стал не он сам, а тур в его поддержку. Да и то главным образом из-за старых песен Pink Floyd, и интереса публики - "как-то их сыграет Клэптон?" Неудивительно, что в итоге Эрик участвовал лишь в первых двадцати концертах. Кстати, Тим Ренуик (Tim Renwick), второй гитарист концертной команды Уотерса, вскоре вошел в состав Pink Floyd. С тех пор обмен музыкантами поддержки между "флойдами" и Роджером уже никого не удивлял.
В 1986 году Роджер вновь погрузился в написание киномузыки. На сей раз это было сопровождение к мультфильму "When The Wind Blows" - печальной сказке про старика и старуху, которые остались одни-одинёшеньки на белом свете, как-то уцелев после ядерной бомбардировки. В титрах фильма и кредитах саундтрека впервые появилось название новой группы Уотерса - The Bleeding Heart Band, а музыка сделала первые шаги от наследия "флойдов" в сторону пресловутого "саунда 80-х". Помимо Роджера, сочинившего добрую половину материала, в создании музыки к фильму приняли участие и другие артисты. Так, заглавную песню сочинил и спел Дэвид Боуи (David Bowie), а номер "The Brazilian" исполнили Genesis.
Тем временем, брошенные на произвол судьбы, неожиданно активизировались Pink Floyd, и приличия ради повздыхав об отсутствии бессменного поэта-песенника ("...разумеется, нам будет недоставать творческого вклада Роджера..."), начали работу над очередным альбомом. Не хотелось бы в который раз лезть в подробности последовавшей за этим решением "информационной войны" между бывшими соратниками. Тем более, что (если верить слухам) музыканты до последнего момента пытались работать вместе. Бытует даже предположение, что материал "флойдовского" альбома "A Momentary Lapse Of Reason" и сольника Уотерса "Radio KAOS" вполне могли выйти в свет как единое целое.
Так или иначе, но в итоге "Radio KAOS" стал второй полностью сольной работой Роджера. Со звуком в духе Pink Floyd было покончено. Это прозрачная, кристально-звонкая и жесткая работа в духе "новой волны". И, как и "The Final Cut", она тоже имеет видеоверсию. История паралитика, способного управлять электроникой силой мысли, и звонящего на радио с угрозой "замкнуть на себя" компьютерные сети и устроить ядерную войну - пожалуй, одна из первых работ в жанре "киберпанк". И уж точно одна из немногих по-настоящему осмысленных работ в этом жанре.
Американский тур в поддержку альбома шокировал публику не меньше, чем его сюжет. Правда, теперь в роли "одиночки против всего мира" выступал сам Уотерс. На афишах, плакатах и билетах не было никакого упоминания о Pink Floyd, хотя торговцы атрибутикой продавали футболки с надписью "Who Is Pink?". Шоу представляло собой мощную смесь рока и пропаганды, поскольку тематика "Radio KAOS" касалась вопроса "Кто контролирует информационные потоки и гонку вооружений?" Разорвав связи со своей бывшей командой, Роджер, в зловещих черных очках, с напряженной улыбкой, являл собой почти маниакальную фигуру. Концерты проходили в форме радиошоу - музыканты исполняли композиции, объявляемые ди-джеем. В паузах зрители могли позвонить из установленной в зале телефонной будки и задать Уотерсу вопросы. B первых рядах испуганно шептались: "Он, что, коммунист?"
"Мне нравится представление, и сейчас я больше, чем когда-либо, получаю удовольствие от турне. На мои концерты приходят преданные поклонники, приводят с собой детей, которые никогда не видели Pink Floyd, и это замечательно. К сожалению - и к радости моих бывших коллег, на их выступления придет в 10000 раз больше народу", - оценивал ситуацию Роджер. Тем не менее "Radio KAOS" с честью выдержал проверку временем, и сейчас его по праву можно назвать не только лучшим сольником Уотерса, но и одним из важнейших рок-альбомов 80-х.
Следующий "номерной" сольник Роджера, "Amused to Death", появился на свет лишь в 1992 году, когда музыкант сменил издателя, перейдя с "EMI" на "SONY". Название альбома было инспирировано книгой Нила Постмана "Amusing Ourselves To Death", написанной в 1986 году и посвящённой проблемам взаимоотношений средств массовой информации и властей. В этой работе Уотерс сделал попытку сочетать свои "волновые" разработки с ретро-саундом в духе Pink Floyd конца 70-х. Трехчастная композиция "What God Wants" стала примером первого подхода, увесистая "The Bravery Of Being Out Of Range", где на гитаре сыграл Джефф Бек (Jeff Beck) - второго. Оба номера были впоследствии изданы синглами.
Основная идея, высказанная Уотерсом в этом альбоме - взгляд на телевидение как на самостоятельную силу, имеющую власть над умами множества людей. Обезьяна с гранатой? Нет, перед телеэкраном! Сейчас, когда телевидение окончательно превратилось в смертельно больного, и тем самым смертельно опасного монстра, готового ради продления своей агонии на любую гнусность, этот образ особенно актуален. Но увы! В поддержку альбома не было дано ни единого турне. Да и в современных концертах Уотерса песни из этой программы - нечастые гости.
С тех пор Уотерс в течении долгих лет работал над классической оперой "Ca Ira" о взятии Бастилии по оригинальному либретто Этьена и Надин Рода-Жиль (Etienne & Nadine Roda-Gil). Произведение было выпущено в свет 27 сентября 2005 года. До этого, 2 июля того же года Роджер успел на один вечер воссоединиться со своими коллегами по Pink Floyd на благотворительном концерте "Live 8" в лондонском Гайд-парке. В конце 90-х музыкант после долгого перерыва вновь стал давать концерты и издить на гастроли - но основу репертуара на концертах этих туров составляют старые песни Pink Floyd. Материал, которого по слухам у музыканта уже к 2002 году набиралось уже на два полнометражных альбома, не выпущен и по сей день, хотя в 2006 году мифический альбом "Heartland" даже анонсировался к выходу.
В 2000 году на концерте тура "In The Flesh" была исполнена ранее неизвестная песня "Each Small Candle". В 2003 тема "Flickering Flame" стала заглавным номером на сборнике лучших песен музыканта. В сентябре 2004 Уотерс обнародовал в сети два новых трека, "To Kill The Child" и "Leaving Beirut", посвященных проводимой ныне странами НАТО милитаристской политике. Наконец, в вышедшем в прокат 27 марта 2007 года кинофильме "The Last Mimzy" прозвучал номер "Hello (I Love You)". В чем-то ситуация с ожиданием новых песен от Роджера напоминает недавнее кипение страстей вокруг долгостроя Guns'N'Roses "Chinese Democracy". Однако мир все еще ждет нового альбома Уотерса. Тем более, что шансы на возвращение Pink Floyd после смерти в 2008 году Рика Райта естественным образом свелись к нулю, а на последнем сольнике Дэвида Гилмора, главного друга-соперника Роджера, можно отыскать лишь пару действительно интересных песен.
В общем - привет Роджеру Уотерсу, где бы он ни был!
Дата рождения:
6 сентября 1943
1950 – Родилась Тина Уэймут - басистка и вокалистка легендарной арт-панковой группы Talking Heads, одной из самых почитаемых музыкальными специалистами всего мира »»
1962 – Родился Нейл Тимоти Фрезер - гитарист и вибрафонист культовой британской группы Tindersticks »»
1968 – Вышел "The Beatles" - единственный двойной альбом группы The Beatles. Имеет также неформальное название "Белый Альбом" из-за своей обложки.
Сразу после выхода он 8 недель возглавлял британский и американский чарты, до сих пор входит в "100 лучших британских альбомов всех времён"
»»
1976 – Родился Вилле Вало - вокалист финской готической группы H.I.M., "His Infernal Majesty" и большой любитель татуировок »»
1987 – Ленинградская газета «Смена» публикует статью Виктора Кокосова «Алиса» с косой челкой». В ней речь идет о том, что на концерте «Алисы» Кинчев произнес слова «Хайль Гитлер». Кинчев подал на газету в суд и через год выиграл дело. Это первый случай, когда… »»
Grady JACKSON (1927)
Jesse Colin YOUNG (1941)
Aston BARRETT (1946)
Tina WEYMOUTH (1950)
Ville VALO (1976)