Всем город Екатеринбург хорош – и Трики (Tricky) сюда везут, и группа Red Snapper стабильно раз в год наведывается, вот только любителям хип-хопа до сей поры не везло с концертами. Вернее, повезло один-единственный раз, когда в 1998 году с какого-то перепугу на День города в столицу Урала заехал автор хита "Gangsters paradise" Coolio. Однако за давностию лет о диковинном инциденте забыли. Так что все любители правильного черного кача удивленно поглядывали на развешанные по городу афиши, с тремя английскими буквами – GZA. Причем удивление вызывал, скорее, не сам факт приезда идеолога грозного Wu-Tang Clan на Урал (это, как-никак, было лишь вопросом времени), а список имен артистов, выступающих на разогреве у маэстро в рамках фестиваля "East Coast Fest".
Среди них были, например, коллективы Mad Bustazz, АК-47 и герой YouTube рЕпер Сява. Если вы не знаете, что объединяет этих исполнителей, подскажу: все они, так или иначе, ответственны за появление в отечественном хип-хопе специфического жанра - юмористических пацанских частушек (называйте это хоть "гоп-хопом", хоть "стеб-хопом" - суть все равно одна), про "семачки", "планчик" и "райончик". Прискорбно то, что имидж и настрой перечисленных артистов мало увязывались с образом сурового мужчины GZA (читается: Джиза) – шахматиста, отшельника и, в общем-то, довольно мрачного и нелюдимого типа.
Худшие опасения сбылись: большинство групп на сцене одинаково не соответствовало величию момента. Выделились разве что уральские рэперы старой закалки EK Playaz, с безукоризненной рифмовкой и отличной подачей, да коллектив Горный Щит, делающий упор на интеллигентный приджазованный саунд (в группе за живое звучание отвечает Владимир Бегунов, один из "отцов" ЧайФ; однако тот почему-то на сцену не вышел). Группа АК-47, в принципе была способна расшевелить зал своими харизматическими текстами, но после трех песен ребята удалились со сцены. Объясняется это очень просто – у одного из участников дуэта (Вити АК) был день рождения.
После такой интродукции репер Сява показался не много не мало социальным сатириком. Он долго и кокетливо извинялся, что, мол, “мы пацаны ровные, расклады ваши рэперские не сечем, мы щас вам по-нашему, по-простому споем, зато от души”, раздавал зрителям у сцены семечки, отвешивал пендели своим соратникам – Сиплому и Сержане. Происходи все это в другое время и в другом месте, выступление бы сошло как минимум за буффонаду, театр одного актера, но публика была уж слишком настроена послушать Джизу, поэтому юмор пермского пересмешника пошел мимо кассы.
Часам к девяти стало известно, что заявленный в афишах Гуф (экс-участник группы Centr) не прилетел, и часть массовки двинулась к выходу. Выступающие коллективы Рыночные Отношения и Пума и Колян продлили ожидание выхода Джизы еще минут на сорок (за что им большое “фи”), зато потом счет пошел будто бы на секунды. "Джиза подъезжает к клубу на белом лимузине!" – кричал со сцены ведущий. – "Джиза уже заходит в гримерку!", "Джиза ступает на первую ступеньку лестницы!”"Еще немного времени - и Dj Jose Reynoso заступил на боевой пост, после чего под ор толпы явился миру и сам виновник торжества.
Необходимо заметить, что рэперы калибра GZA удивительны своей способностью без особых усилий, натуг и вылезания вон из кожи генерировать настоящий, физически ощутимый грув. GZA не делал резких телодвижений: он вальяжно расхаживал по сцене взад-вперед, при этом вся толпа едва ли не разрывалась от эмоций. Исполнялась классика с шедевра артиста "Liquid Swords" плюс избранные куски с первого (и лучшего) альбома нью-йоркского Клана "Enter The Wu-Tang 36 Chambers" – и это было попадание в яблочко. Зал ревел, зал стонал, для зала не было другого пророка, кроме Гэри Грайса. Звук, и без того не бывший уж шибко плохим, резко улучшился именно на этом сете - и это был настоящий праздник ума и сердца. Рэпер держался по-свойски: он так и норовил быть ближе к толпе – спускался в партер, жал руки зрителям и даже в порыве благодушия заявил, что здесь и сейчас он "havin’ fun". А потом и вовсе пошел превратил часть выступления в автограф-сессию - стал расписывался на бейсболках и джинсах. После этого запал Джизы как-то подутих, и оставшееся время толпу развлекал диджей.
Конечно, можно сколько угодно костерить организаторов за неправильный подход к выбору артистов, но это дело неблагодарное. Екатеринбург с начала 2000-х считается родиной стебного, юмористического хип-хопа, а "East Coast Fest" только укрепил позиции исполнителей, делающих акцент на подобную музыку. И переизбыток продукта не радует - теперь, чтобы пробиться к умам и сердцам масс, достаточно сваять простенькую тему про “райончик” или “планчик” – как минимум локальную популярность вы приобретете. Впрочем, настоящих рэперов такие посылы касаться не должны: на каждого праздношатающегося балабола у них припасен свой, отточенный и блестящий, жидкий меч.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)