Звуки продолжают перемещаться по миру в поисках идеального концерта группы U2. Предыдущая остановка была в Париже, а в этот раз нашего корреспондента занесло в Лондон.
Погружение в атмосферу концерта U2 началось уже в метро. В поезде на Metropolitan line, которая едет мимо Уэмбли в сторону Уотфорда и прочих живописных кузьминок, обнаружилась оживлённая интернациональная толпа в разного рода маечках "U2 360 Tour". Было видно, что лондонский концерт в их фанатской биографии – не первый и далеко не последний. Надо ли говорить, что на станции "Wembley Park" весь поезд вышел, оставив горстку лузеров ехать дальше в свой Уотфорд. Пункт назначения – стадион "Уэмбли". Вдоль улицы Olympic Way, которая ведет к нему от метро, проходит бойкая торговля – сосиски, всяческий мёрч (палёный и настоящий), боно-очки, программки концерта (за 15 фунтов!!) и, разумеется, флаги Ирландии.
Мы едем на стадион с большим запасом по времени – во-первых, хочется погрузиться в атмосферу и послушать разогрев, во-вторых, билеты наши, купленные через интернет, нужно еще выкупить в кассе. Этой процедуры я боюсь как огня, вспоминая, какие очереди у нас вызывает подобное мероприятие. Но англичане в очередной раз поражают способностью всё грамотно организовать – касс оказывается куда больше, чем людей: не то, что давки, а даже заметного хвоста не наблюдается. Вообще, единственная замеченная очередь ведёт в туалет снаружи. Внутри их, разумеется, в разы больше, но народ об этом видимо не знает.
Попав внутрь, надо прошвырнуться по местным торговым точкам. В бессчетном множестве буфетов дают пиво, колу, фаст-фуд, устрашающего вкуса горячий шоколад и, внимание, попкорн (ума не приложу, как можно под попкорн слушать концерт любимой группы или, о небеса, смотреть футбол). В ларьках с мерчандайзингом наличествует видов пятнадцать (!!!) футболок к этому туру. Все размеры, цвета и фасоны к вашим услугам, дорогие фанаты. И кто-то после этого будет говорить, что Depeche Mode выпускают слишком много фанатского барахла?!
Внутри наблюдается интересная картина – огромные трибуны практически пусты, а вот танцевальный партер забит практически битком. Ровно в шесть на сцену выходят The Hours – от них я едва ли жду откровений, но отчего же не послушать. Парни очень стараются – говорят, какая для них честь выступать перед лучшим в мире рок-шоу, неплохо держатся,- в общем, подходят к делу ответственно. Музыка у них довольно ординарная – линейная комбинация Keane, The Killers и тех же U2, но играют они убедительно и даже умудряются сорвать искренние аплодисменты у посетителей фан-зоны.
Отыгравших ровно полчаса Hours сменяет диджей, который где-то в четверть мощности звука ставит песни из репертуара "всё лучшее последних двух-трех лет". Степень попадания близка к ста процентам MGMT, The Killers, Empire of the Sun, Interpol, White Lies, Hot Chip и так далее в том же духе. Особенно много внимания достаётся группе M83: их неведомый диджей ставит трека три-четыре.
В семь на сцене появляются шотландцы Glasvegas. Вот от них я жду хорошего концерта, все-таки их недавняя пластинка была у меня в числе немногих понравившихся за последнее время гитарных альбомов. Но увы – вместо ударного концерта нас ждал натуральный epic fail. "Мы… Glasvegas… из этого… из Глазго. Короче вот". Примерно так звучал стартовый спич Джеймса Алана (James Alan). Чуваки явно не в порядке – я не видел живьем Пита Доэрти (Pete Doherty), но его концерты в неадеквате, должно быть, выглядят именно так. Настолько плохой игры я не слышал, кажется, со времен "Р-Клуба". Басист, барабанщица и даже вокалист (!) друг в друга не попали ни разу. Игра Кэролайн вообще оставляла ощущение, что та либо пребывает в жестком невменозе, либо с чувством ритма хронически не в ладах – даже предельно простые партии (большую часть времени она играет даже без тарелок, просто лупит в бочку и малый) она умудрялась облажать в полное мясо.
Играли шотландцы минут сорок пять, прошлись по альбому, вещам с рождественской ЕР и даже спели кавер на "Everybody’s Got to Learn Sometime" группы Korgis, но всё это было просто невыносимо. Жуть.
В двадцать минут девятого из колонок торжественно зазвучала "Space Oddity" Дэвида Боуи (David Bowie), со сцены пошел дымок и вскоре Боно сотоварищи явились пред наши очи. К этому моменту трибуны наконец заполнились. Вокруг нас расположились, разумеется, не фаны, путешествующие из страны в страну (те обитали в специально отведенной для них зоне), а простые английские пролетарии, при этом на удивление милые и дружелюбные – улыбаются, жуют сосиски и пиццы и запивают их ударными дозами пива. Прямо перед нами расположилось семейство – родители лет сорока и двое подростков, мальчик и девочка. Вообще, людей, которые вполне могут помнить, как выходил альбом "Boy", вокруг довольно много.
К началу концерта в Лондоне уже начинает темнеть, что, несомненно, добавляет величественности всему происходящему – основная масса света идёт уже снизу, с паукообразной конструкции над сценой. Вокруг сцены (она и в самом деле круглая) – еще одно кольцо, что-то вроде подиума. С одной стороны к нему почти вплотную примыкает фан-зона, с другой – задняя трибуна, а с основной сценой его соединяет два мостика. Кроме нависшего над сценой "паука", в голове у которого круглый экран, декораций практически никаких. Это можно списать на кризис, но по мне так действа под названием «мужики играют рок-н-ролл» более чем достаточно, все ж таки мы не в цирке.
U2 начинают с "Breathe", а сразу же за ней выдают триплет из хитов с этого же нового альбома – "Magnificent", "Get On Your Boots" и "No Line On The Horizon". Первая вещь для меня работает как интро – мол, "дети, перед вами слон". А вот дальше начинается приход. Все-таки U2 – из тех групп, что живьем звучат в разы лучше своих записей. То есть даже при моём скепсисе в отношении диска "No Line On The Horizon", одноименная вещь просто рвёт в тряпки. Эджевская гитара, за которую я собственно и люблю эту банду, звучит чисто и роль в концертных аранжировках у неё важнейшая. Эдж, осознающий собственную значимость, внешне невозмутим – всё в той же шапочке, которую не снимал, наверное, с клипа "Numb". Его гитарный звон – форменное наслаждение, вот из чего во многом вырос пост-рок. Ну, о том, что у U2 хорошая ритм секция, говорить, я надеюсь, не нужно. Одна беда – с нашей точки почти не видно Ларри Маллена (Larry Mullen Jr), его установку загораживает паучья нога.
Сюрпризы начинаются с пятой песни. Под "Beautiful Day" (первый большой хит) над Уэмбли наступает закат и последние лучи света Боно провожает фрагментом битловской "Here Comes The Sun". А следом – неожиданная и любимая "Until The End Of The World" c некогда обожаемого "Achtung Baby", а к ней бонусом - кусочек из The Doors. Эти минифрагменты создают приятное ощущение загадки – в каких-то вещах угадывается чужое, но мне оригиналы незнакомы, а публика их, похоже, узнаёт.
Взрыв эмоций – "New Years Day", которую я уж никак не чаял услышать, а следом – "Still Haven’t Found What I’m Looking For". Наша трибуна дружно вскакивает и устраивает пляски. Кайф невообразимый, при этом стоя смотреть вниз очень стрёмно – высота там какая-то устрашающая. На "Still Haven’t Found" Боно поворачивает микрофон в толпу и девяносто тысяч дружно поют припев – все эти родители с детьми, пузатые пролетарии, девочки-хипстеры и заезжие фанаты (чуть пониже нас развевается желто-зеленый флаг Бразилии). Зрелище, что и говорить, невероятно впечатляющее, к тому же к этому моменту успело окончательно стемнеть и наполненная чаша стадиона, "Wembley Station", как говорит Боно, помигивает огоньками. Я все жду, когда Боно будет петь Джексона (сетлист я никогда заранее не смотрю, но одиночные спойлеры доходят), а он, знай себе, поёт Леннона. Следующий сюрприз – фрагмент из "Stand By Me", который тоже подхватывает наш замечательный Уэмбли-хор.
Внешнее кольцо вокруг сцены служит, разумеется, для того, чтобы музыканты ходили в народ. Эдж тусуется там целыми песнями, ходя по кругу, да и Боно нередко заходит поприветствовать тех, кто обитает на боковых и задних местах. Идея с круглой сценой и местами со всех сторон оказывается вполне работоспособной – уж больно эффектно выглядит стадион, заполненный по кругу. Один из "походов в народ" у Боно случается на акустической версии "Stay" ("споём-ка мы вам тихую песню). Стоит удивиться тому, как мало политики, как Боно тут же принимается рассказывать про африканских детей. Перерыв в бомбардировке хитами приходится на "Unknown Caller" и "Unforgettable Fire»"(по этому альбому U2 вдруг решили вдарить спустя 25 лет). Экран как правило транслирует крупные планы, реже – тематические видео. Но в какой-то момент вся эта конструкция сползает вниз, раскладываясь как бумажная гирлянда и превращаясь в пёстрый калейдоскоп огней.
"City Of Blinding Lights" - абсолютная вершина концерта. Эту песню я очень люблю и почему-то совершенно не надеялся услышать, уж больно все застращали плохим сетлистом. А они её сыграли, да как! Одно из главных умений Боно, Эджа и компании – умение писать такие вот uplifting хиты, когда уже во время вступления мурашки по коже. Звук на стадионе чуть громковат, деталей не расслышать, но переход с нежного гитарного звона к бодрой части буквально взрывает мозг. В тему песни всем зрителям, разумеется, светят в глаза адскими фонарями. "Спасибо, Уэмбли! Спасибо, Лондон, город ослепительных огней!", кричит Боно, и, не сбавляя оборотов, выдаёт "Uno, dos, tres... catorce!". Тут уже весь Уэмбли встаёт на рога, а уж что творится с испано-говорящими!. "Vertigo" превращается в какой-то жесткий и сырой диско-панк. Есть ощущение, что играют её раза в полтора быстрее, чем запись, но может быть это самообман. Эдж, меж тем, совершает цирковой трюк – играет своё соло, одновременно совершая бегом круг почёта вокруг большого кольца.
Эх, сейчас бы еще и "I Will Follow"… Но вместо неё Боно поёт ирландскую колыбельную, посвящая её человеку, чьё имя мне не удаётся расслышать. Дальше, как писал Кэрролл, всё становится чудесатее и чудесатее – Адам Клейтон (Adam Clayton) вдруг начинает играть в манере Питера Хука (Peter Hook), стадион сотрясают раскаты электронных барабанов, Эдж выводит что-то звонко-минималистичное, а Ларри Маллен (Larry Mullen) встаёт из-за своей установки, хватает тамтам и отправляется с ним в народ. По звуку этот джем напоминает гибрид Линдстрема и группы Studio, однако при ближайшем рассмотрении оказывается… ремиксом на I'll Go Crazy If I Don't Go Crazy Tonight". Да, это ход порадикальней Оакенфолдовской версии "Lemon", которая игралась во время тура ZOO TV. До кучи, песня еще и превращается в мэшап с Frankie Goes To Hollywood.
Темп сбавлять рано. "Sunday Bloody Sunday" с видеосъемками иранских демонстраций снова ставит на ноги присевших было в паузе зрителей, а на "Pride" начинается очередной сеанс зажигалочного единения и хоровых упражнений. После "MLK", еще одной экскурсии в 80е, Боно начинает рассказывать о бирманской правозащитнице Аунг Сан Суу Куи (Aung San Suu Kyi), которая выиграла выборы, но так и не стала премьер-министром. На экране появляется улыбающееся и изможденное лицо азиатской дамы и уже понятно, что дальше пойдет "Walk On". Во время песни внешний круг вдруг наводняет толпа, вокруг музыкантов шагает целый хоровод. В конце "Walk On" плавно превращается в "You’ll Never Walk Alone". Я бы на месте Боно, конечно, не стал в Лондоне распевать гимн ФК "Ливерпуль", но Боно крутой, ему всё нипочём. Этому дядьке, поди ж ты, и пение здесь гимна Хорватии с рук сойдет.
Из-за вокальных экзерсизов Боно вдруг вырывается до боли знакомая гармония. Да, я дождался! Это вступление к "Where The Streets Have No Name" авторства Брайана Ино (Brian Eno), Эджа и Даниэля Лануа (Daniel Lanois) – один из самых красивых фрагментов в истории музыки. Увы, они не тянут его пять минут, как на всё том же ZOO TV, но и этого уже достаточно. Это удивительная песня, очень не хотелось отправиться в гроб, так и не услышав её живьем. Наша трибуна превращается в большую дискотеку.
"Спасибо! Спокойной ночи!", - говорит Боно в конце и преспокойненько удаляется. Но это не конец, из тишины к нам с экранов является Дезмонд Туту – тот самый, которому даже Майлс Дэвис (Miles Davis) альбом посвятил. Пока Туту вещает про равенство и братство, я быстро пытаюсь прикинуть, что же еще хочется услышать. Что-нибудь с первых двух альбомов? Zooropa? Нет, это уж совсем из разряда фантастики. "Elevation"? "Electrical Storm"? "Mysterious Ways"? "Discotheque"? "Who’s Gonna Ride Your Wild Horses"? Вместо этого Боно, разумеется, поёт "One". Не фанат я этой песни, ну да ладно уж, пусть люди порадуются. Главное, чтобы "Love Is Blindness" не пели. Завершение основной программы, однако, озадачивает – "Bad" с всё того же "Unforgettable Fire".
Хронометраж тем временем перевалил за два часа, а нас ждёт еще один выход на бис. Тут снова неожиданности – "Ultraviolet". Хорошая песня, но в общем не то, чтобы обязательная. Но это еще не финал – последним аккордом звучит "With Or Without You", как же я про неё забыл-то?! И снова все светят мобильниками и поют хором. Красиво, чёрт возьми. Но и это не всё – под конец Боно решает пустить у зрителей слезу и затягивает "Moment Of Surrender". Это уже, пожалуй, чересчур, но если уж кому-то и позволительно играть два с половиной часа, так это группам вроде U2, когда сколько ты не играй, куча хитов окажется за кадром. Молодцы, что тут скажешь.
А потом мы снова ехали назад по Metropolitan Line, куда как-то отлично вместились, не стоя в часовых очередях и не отсиживаясь часами за закрытыми дверьми стадиона, а потом еще несколько дней на улицах попадались довольные человечки в майках «U2 2009 Wembley Arena, London». Довезите их кто-нибудь к нам, а?..
В своем творчестве U2 сочетают прогрессивный музыкальный стиль и активную жизненную позицию.
Подробности из жизни:
U2 - всемирно известная ирландская рок-группа.
Жанр: рок
Состав
Боно (Bono), настоящее имя Paul Hewson - вокал, гитара
Эдж (The Edge), настоящее имя Dave Evans - гитара, вокал
Адам Клейтон (Adam Clayton) - бас-гитара
Ларри Маллен (Larry Mullen) - барабаны
С самого начала карьеры U2 позиционировали себя как остросоциальную группу, нацеленную на работу с прогрессивным звучанием. Сделав ставку на создание ярких концертных образов, U2 быстро стали одной из самых популярных ирландских групп, а Боно уже в 80-е годы признавался одним из лучших вокалистов и шоуменов рока.
Будучи в авангарде музыки, U2 активно сотрудничали с продюсером Брайаном Ино (Brian Eno), и альбомы "The Unforgettable Fire" и последовавший за ним "The Joshua Tree" перевели группу из стана молодых дарований в разряд классиков мирового рока. На грандиозном концерте в помощь голодающим нгародам Африки Live Aid выступление U2 было признано одним из лучших выступлений, наравне с феноменальным сетом Queen. Боно в…
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)