Национальный Полтинник, часть 1 - читайте здесь.
Знаете, какого рода информации о наших музыкантах не сыскать ни в одной отечественной рок-энциклопедии? Ни за что не догадаетесь - дат их рождения. Во всех рок-энциклопедиях эти даты имеются, а в наших это как бы и не особенно важно. Знают ли поклонники российского рока дни или хотя бы годы рождения своих кумиров? А если знают - то откуда? Неужели только благодаря афишам юбилейных концертов? Разумеется, интернет выручает, но официальные сайты многих групп и по сей день не содержат рассказов о музыкантах. Наверное, слишком серьезную музыку эти коллективы исполняют, чтобы уделять внимание подобным мелочам.
Только самые преданные поклонники группы Аукцыон, к примеру, знают, что 4 марта этого года ее ветерану, саксофонисту Николаю Рубанову, стукнуло пятьдесят. Николай играет в Аукцыоне с 1986 года, попутно отвлекаясь на такие составы, как Союз Коммерческого Авангарда, Ру2 и Сакс-Мафия. В начале 90-х его даже заносило в музыкальный проект Преображение-1, затеянный лютеранской церковью. Рубанов в совершенстве владеет всеми типами саксофонов - от кларнетообразного сопрано до баса. А также басовым кларнетом, из-за своей изогнутости в свою очередь похожим на саксофон.
Рубанов - один из тех музыкантов, которые грамотно делают свою работу на заднем плане, пока лидеры их групп покоряют толпы, несут миру послания, поражают публику шквалом концентрированных концептуализмов или же просто от души рубятся на переднем краю сцены. Многим из таких вот "серых кардиналов" в этом году исполняется пятьдесят лет. Мы зачастую даже не знаем их имен. А если и знаем - слабо представляем, что за ними стоит. Полагаю, пришла пор исправить эту несправедливость.
Причудливо сплетаются порой судьбы музыкантов, в разное время входивших в состав ныне легендарных рок-коллективов. Вот вам, к примеру, странная история басиста Александра Грановского и гитариста Сергея Попова (не путать с двумя другими его полными тезками, также гитаристами). Оба родились осенью 1959 года, только с разницей в месяц: Алик 27 октября, Сергей 20 сентября. Грановский - рокер до мозга костей, его первой серьезной группой был состав Смещение, исполнявший тяжелый блюз. А вот Попов, выпускник Царицинского Музыкального Училища, начинал карьеру в ансамблях Краснодарской филармонии. Оба имеют некоторое отношение к Выставке Достижений Национального Хэви, именуемой группой Ария: Грановский входил в самый первый полуфилармоничесий-полуподпольный состав группы, записавший альбомы "Мания Величия" (1985) и "С Кем Ты?" (1986), а Попов присоединился к группе в 2002 году, когда она уже была неуничтожимой металлической машиной и доходным коммерческим предприятием. Оба стояли у истоков не менее легендарной, хотя и не столь успешной группы Мастер: эта команда была создана Грановским и еще несколькими беглецами из состава Арии, недовольными давлением тогдашнего менеджмента группы, а Попов пришел туда прямиком из потихоньку загибающегося ВИА Здравствуй, песня!. С тех пор Грановский упрямо гнул свою линию, оставаясь единственным неизменным участником Мастера, а Попов то уходил, то приходил, последний раз появившись в составе группы в 1995 году, когда она выпустила альбом "Песни Мертвых".
Самое забавное, что в конце 90-х в составе Мастера некоторое время пел Артур Беркут, нынешний вокалист Арии. А чуть позже Попов принимал участие в работе над детищем Беркута, проектом ZOOOM. Как в телесериале "Династия", мать его...
Если начинавший с блюза Грановский застрял в дебрях хэви-металлического полусвета, то его ровесник Андрей Шатуновский (род. 05. 10. 1959), выпускник и некоторое время преподаватель по классу ударных в 3 Московском Областном Музыкальном Училище, пронес свою любовь к этому жанру через всю свою жизнь. Если он и отвлекается порой на иные жанры - то лишь как сессионный музыкант и из коммерческих соображений.
В конце 80-х Шатуновский, как и многие другие профессиональные музыканты тех лет, отдал дань металлу, выступая с группой Тяжелый День. А сейчас его игру на ударных можно услышать на концертах Александра Барыкина или Владимира Кузьмина (а то и Аллы Пугачевой). Но в своей команде Андрей неизменно играет ядреный блюз-рок - даже, когда к микрофону вдруг выходит хрипатый бард Константин Кемеровский (свидетелем такого джема я лично был в сентябре 2009 года, на праздновании 40-летия Led Zeppelin в Зеленом Театре ЦПКиО).
Среди "легенд русского рока" преобладают долгожители. Масса групп существует вот уже лет двадцать, а то и поболее. Порой бывает так, что и состав раз сто поменялся, и все самые лучшие песни остались на заре существования... Но очередная реинкарнация группы - как правило, сплотившаяся вокруг командообразующего дядьки с гитарой, - упорно продолжает колесить по городам и весям, выдавая на-гора все новые и новые релизы. Между тем, как-то непропорционально мало у нас групп, распавшихся на пике формы, да не по причине смерти либо гибели лидера, а, к примеру, по взаимному согласию музыкантов.
Почему так? Ответ прост - таких очень скоро забывают. Даже бронзовая табличка с некогда всенародно признанным именем Nautilus Pompilius неумолимо покрывается пылью и окислами забвения. Что уж говорить о артистах калибром поменьше?
Помните ли вы, например, кто такой Александр Храбунов (30. 09. 1959)? А ведь этот гитарист когда-то был единственным, помимо Майка Науменко, постоянным участником группы Зоопарк. Его рычащую гитару можно услышать на всех прижизненных альбомах группы, от "Blues De Moscow" (1981) до "Музыки Для Фильма" (1990). К сожалению, после смерти Майка в 1991 году, музыкальная карьера Храбунова застопорилась - очевидно, за несколько лет музыкант настолько привык работать в соавторстве, что утрата такого коллеги, как Науменко, оказалась фатальной. Сотрудничество Александра с командами The Hoox и Слоны трудно было бы назвать удачным.
В 1998 году Храбунов вместе с Александром Донских, клавишником поздних составов Зоопарка, ненадолго возродил группу для серии ностальгических концертов. Интересно, что некоторое время этот состав продолжал выступать под управлением одного Донских и под названием Зоо-Парк.
Из всех уроженцев 1959 года, бывших некогда "на подхвате" в именитых рок-группах, по-настоящему прославился под собственным именем, пожалуй, лишь Олег Сакмаров (14. 03.1959), он же Татарский Хан, он же Дед Василий. Образование получил в Ленинградской консерватории; дипломированный музыковед. Играл в составе загадочного Клуба Кавалера Глюка, позже принял участие в записи альбома группы Аквариум "Равноденствие" (1988) - сперва как сессионный флейтист. Год спустя судьба втянула его в орбиту группы по-крупному. Дело было так: Борис Гребенщиков, разминувшись с отправившимися в Америку Андреем Романовым и Mихаилом Васильевым, вернулся осенью 1989 года после американского тура в Петроград, и пытался заполнить пустующие вакансии в рядах Аквариума для выступления на юбилее журнала "Аврора" и в программе "Взгляд". Сакмаров, носивший тогда очки и бороду, даже внешне чем-то походил на Романова, так что дело было решенное.
После первого роспуска группы в 1991 году Олег вошел в сольный проект Гребенщикова, а с середины 90-х и до 2001 года был участником и последующих составов Аквариума. Параллельно, в начале 90-х Сакмаров принял участие в записи трех альбомов группы Наутилус Помпилиус - "Наугад" (1991), "Чужая Земля" (1993) и "Титаник" (1995), исполнив там партии флейты и саксофона. C ноября 2001 по январь 2004 Олег сотрудничал с экс-лидером Наутилуса Вячеславом Бутусовым в рядах его новой группы Ю-Питер. Однако, по мере того, как клавишных в музыке становилось больше, чем духовых, Сакмаров постепенно дистанционировался и от этого проекта.
Список сессионных работ Олега настолько обширен, что заслуживает отдельного исследования. В одном лишь 2008 году музыкант успел поработать с такими разными коллективами, как отцы русского рока Крематорий и кумиры поколения "киндергартен-метал" Эпидемия.
Сейчас Сакмарова можно услышать и увидеть на сцене либо в дуэте с виолончелистом Петром Акимовым, либо во главе собственной группы SAK-MAR. А в апреле 2009 года он неожиданно принял участие в выступлении декадентской формации Бостонское Чаепитие.
Впрочем, иным артистам громкое имя и не нужно: их вполне устраивает раз и навсегда занятое в этой жизни место. Родившийся 27 мая 1959 года ветеран отечественной электронной музыки, композитор Михаил Чекалин имеет в своем активе около 30 альбомов, причем полные версии его легендарных ныне, еще на виниле выходивших, программ "Вокализ в рапиде" (1988) и "Пост-поп нон-поп" (1989) не изданы в формате CD по сей день. Разумеется, эти программы были по сути сборниками, и вошедшие в них номера впоследствии разошлись по другим альбомам, однако меломаны 80-х запомнили их именно в этих версиях.
Вам придется изрядно попотеть, дабы найти в дебрях интернета хотя бы пару-тройку доступных для свободной скачки сочинений этого феноменального музыканта. Однако его грозный "Марш В Воинском Обличье", жизнеутверждающее "Шествие Мира", пробирающий до слез "Вокализ-Монолог", шутливая "Эротическая Рыба Маруани" и зловещая, сотканная из одних лишь полуночных шумов"Пульсация Ночи", не покинут вашу память никогда. Даже если последний раз вы слышали эти номера два десятка лет назад с виниловой пластинки, впоследствии пришедшей в полную негодность из-за глупой оплошности родственников.
Чекалин - герой профессиональных музыкальных журналов "Keyboard" и "Audion", а не светской хроники. Он никогда не был медиа-персоной, но это не помешало ему основать собственную студию, где и по сей день затеваются самые невероятные, порой даже пугающие эксперименты со светом и звуком. Он точно знает, какого рода задачи ему надлежит решать в этой сумасшедшей лаборатории по имени Вселенная.
Эх, всем бы нам так...
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)