Начало репортажа - здеcь.
Все наши друзья и журналисты острова Sziget знают, что 14 августа - день Рождения фотографа Звуков Нади Лебедевой, и у нас есть прекрасная традиция отмечать его на Острове. В этот раз именинница не смогла присоединиться к нам в поездке, поскольку недавно у Нади родился сын. Но мы все равно собираемся и поднимаем бокалы в ее честь.
Должна сказать, что в этом году мои дни на Сигете чрезвычайно насыщенны, поскольку впервые за десять лет работы на этом фестивале я совмещаю в себе функции репортера и фотографа. Ох, нелегкая это работа! Редкий концерт удается дослушать до конца - приходится со всех ног бежать на следующий, чтобы успеть отснять из фотопита первые 2-3 песни. Обязательный аттракцион для фестивального фотографа - съемка с рук в бушующей толпе: если ты опаздываешь к началу первой песни или не получаешь аккредитацию, будь готов к тому, что пройти к барьеру ты еще сумеешь (вежливая публика пропустит), а вот выйти из слэма без потерь - вряд ли. Кадр, который сопровождает этот абзац, предшествует попаданию запечатленного на нем ботинка в объектив. На Prodigy я лишаюсь ногтя на ноге, на Placebo получаю внушительный синяк, вылезая из месива, устроенного рыдающими поклонницами... И сейчас, обклеившись пластырями, продолжаю свое повествование.
14 августа: Трудности перевода старушек через дорогу
Изучив программу 2009 года, постоянный посетитель фестиваля обязательно спросит: а где же русские группы? В минувшем году именно русские, украинцы и поляки составляли мощный "костяк" сцены А-38 и "отвечали" за самые веселые инди-шоу. Русскоязычных участников на прочих сценах было более десятка, а слэм во время концертов бандформирования Ленинград уже стал веселой традицией World-сцены. Но "Ленинград", как известно, приказал долго жить, а достойной замены Шнуру и компании не нашлось. Даже постоянные резиденты Острова, наши любимцы Дети Пикассо, гуляют по тропинкам Сигета в статусе слушателей.
Образовавшуюся тематическую брешь пытается закрыть братская Украина. В пятницу программу на главной сцене открывают Гайдамаки - гарные хлопцы, которым предстоит положить жизнь на то, чтобы научить публику отличать свою музыку от Gogol Bordello и Воплей Вiдоплясова. Музыканты представляют на Сигете свой этно-рок "kozak soundsystem" - налицо трудности самоидентификации наряду с желанием отмежеваться от коллег по стилю. Как это часто бывает в украинской поп-музыке, здесь всего - через край: победительный вокал облаченного в кровавые шаровары лидера, разлив Днепра на аккордеоне, канонада ударных, плотные гитары и, в довершении образа, - байран, на котором изображено побитое солнце. Знаменитая широта души, от которой нормальному трезвому человеку в три часа дня пополудни несколько не по себе. Ах, как звучали бы эти парни вечером на World music stage... Будем надеяться, такой концерт у них еще впереди.
Да здравствует музыкальная глобализация! Уже через 10 минут на главной сцене хохлов сменяют австралийцы. В этом году антиподы выставили на ринг аж две команды, и начинается вечер с молодых красавцев Jet, которые вдохновляются роком 70-х. Приправленные добрым (и недобрым) юмором баллады и легкий танцевальный рок очень идут этой расхристанной группе, в которой роль вокалиста отведена не только гитаристу, но и барабанщику (они - братья, и зовут их Честеры), а лидер-гитарист слегка злоупотребляет фуззом. "Are You Gonna Be My Girl?", - вопрошает Кэмером Манси (Cameron Muncy), и тысячи девиц с готовностью отвечают ему: Yeeeeeeeh!
Я всегда люблю наблюдать, как какая-то команда дебютирует на Сигете, поскольку именно на этом фестивале - очень чуткая и благодарная публика. В прошлом году на главной сцене должны были выступать очень известные d'n'b-мастера Pendulum, однако из-за крупной авиакатастрофы и подозрений на террористический акт музыканты так и не смогли вылететь из Сиднея. Поэтому свое выступление они начинают с извинений за прошлогодний "прогул" и предлагают устроить минуту молчания в память о людях, которые погибли в тот день. Публика принимает эту инициативу - как и дальнейшую просьбу присесть на корточки (всем полем!) и прыгнуть "высоко-высоко". И приседают, и прыгают, и орут при этом нечто неразборчиво-восхищенное.
Вообще говоря, фронтмен Pendulum получил еще одну возможность убедиться в редкостной теплоте и отзывчивости островных жителей. По его рассказам, он провел на Сигете несколько дней в качестве обыкновенного посетителя. При этом умудрился потерять мобильник, и был поражен, когда фотограф, нашедший гаджет, не только зарядил его, но и вычислил по смс, кому он принадлежит и вернул владельцу, домчавшись с этой целью на такси в аэропорт!
Но сконцентрируемся на музыке. Во-первых, тот, кто называет музыку Pendulum "эталоном drum'n'bass", попал пальцем в небо. На протяжении всего сета драм'н'басс в чистом виде звучит буквально единожды. Вечеринка состоит из ядреной смеси jungle, хауса, club electro и industrial - все это щедро полито разъедающими клавишами и снабжено битом, от которого земля дрожит. Это игра на полный разрыв - чего стоит знаменитый хит "Slam", во время которого в разных местах поля действительно начинается слэм. Иногда, конечно, группа может перевести дух и врубить что-то поспокойнее, типа вступления к "Propane Nightmares" c трагической трубой, но это не более чем передышка перед боем. Артподготовкой к выступлению хедлайнеров дня становится шикарный кавер на "Voodoo People".
Между отжигами двух австралийцев затерялось выступление одной из самых интересных гитарных групп - Primal Scream. То ли пороху у Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) не хватило, то ли звук его разочаровал, то ли просто похмелье замучало, но передвигался наш волосатый друг по сцене нога за ногу, пел как вареный, а коммуницировал с народом и вовсе неубедительно. Оживился ближе к концу выступления во время исполнения "Swastika Eyes" и на "Акселераторе" - и как-то обидно быстро раскланялся.
А когда сгустилась тьма, над полем перед главной сценой пронесся тайфун по имени Prodigy. Люди, которым надо памятник ставить уже за то, что благодаря им рэйв стал осознавать себя как движение. И которых я (по описанным выше причинам) кляну за это, на чем свет стоит. The Prodigy, кажется, уже не нужно ничего делать, чтобы толпа стояла на ушах: публика хорошо знает новую программу с "Invaders Must Die" - поэтому Флинт (Keith Flint) даже не просит подпевать. Наоборот, просит послушать. Тщетно.
Выбираясь в помятом виде из толпы под "Omen", я хочу покоя и мира, и как раз тут-то мне и подворачивается возможность увидеть живьем концерт Amadou & Mariam - семейного дуэта слепых музыкантов из Мали, которых продюсирует Manu Chao. Больше всго на свете я не люблю песни слепых музыкнатов в пригородных электричках, поэтому затея изначально вызывает у меня некоторый скепсис. Записи дуэта на MySpace убеждают, что мои опасения беспочвенны, а концерт окончательно их развеивает. Пусть Амаду и Мариам знают всего две разновидности песен (этно-блюз и то, что мы условно называем малийской народной плясовой у костра) - они знают и исполняют их отлично.
Однако к этому моменту мои ноги начинают окончательно отваливаться, поэтому я с немалым сожалением покидаю площадку и прощаюсь с островом до следующего дня.
15 августа: британское нашествие и способ отличить авторов от редакторов.
Мир, гитарный рок и бледные мелодии - благостно и пресно проходит четвертый день Сигета. Фанаты агрессивной музыки залегли в свои норы зализывать раны и готовиться к финальному дню, а на солнышко вылезли трогательные хипстеры. Музыка - им под стать: такая же дружелюбная и довольно однообразная. Хотя по отдельности каждая команда звучит и выглядит довольно интересно.
К примеру, Editors - бирмингемская группа, которая держится на фронтмене Томе Смите (Tom Smith). Наш пострел везде поспел: он недурно играет на гитаре и клавишных, красиво поет высоким баритоном собственные песни, лицедействует и показывает трюки (запрыгивает на свое пианино, кидается в толпу, быстро карабкается по стойкам осветительных приборов). Где-то на заднем плане его группа терпеливо и спокойно рубится, создавая парню ровный уверенный фон. Это позволяет, в частности, задействовать куда больше клавиш и вокала в новой программе "In This Light And On This Evening" и гораздо активнее импровизировать - в старой. Ну, а то, что услышать знакомые хиты из "The
Back Room" в реаранжированной версии всегда приятно, вам подтвердит даже самый упертый конформист.
В противовес "редакторам", Klaxons - это именно команда: слаженный единый организм, чей электро-рок звучит плотно и стройно. Саймон (Simon Taylor-Davis) и Джейми (Jamie Reynolds), конечно же, верховодят, однако самым активным участником группы на этом концерте стал... барабанщик. Именно ему программа обязана разделением на две части: полную импровизаций с "You're Coming In" и "Atlantis to Interzone" и простую, бодро-танцевальную, со старорежимными клавишами и простым веселым бумканьем. Поскольку выход их второго альбома все еще откладывается, музыканты не особо обнадеживали новой программой, а принимали у публики экзамен на знание песен о разрушении мира: "Totem On The Timeline" с уже традиционным обменом инструментами, а также "Golden Scans", "Atlantis To Interzone", "Two Receivers" и т.п. Хороший, часто используемый ход - дуэт двух гитаристов, в котором принимают учсастие не только высокая и низкая партия вокала, но и, соответственно, гитарные партии раскладываются симметрично. Динамичный, активный, достойный подражания сет.
Едва отслушав половину программы, спешу на World stage: сейчас там подают экзотическое блюдо - тандем группы Woven Hand и местного фольклорного ансамбля Muzsikas. Успеваю как раз к началу сета и долго наблюдаю попытку впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Прямо скажем, у "Детей Пикассо" с Masfel получалось куда стройнее. Программа, которую Дэвид Юджин Эдвардс (David Eugene Edwards) выпустил два года назад под названием "Mosaic", обогатилась жалейками и флейтами собирателя венгерского фольклора (наверно, в каждой стране есть свой Старостин). Остальная программа идет вразнобой - и по настроению, и по звуку, и по характеру песен. Эдвардс мглою небо кроет, "Музыканты" пляшут вприсядку со своими аутентичными контрабасами под мышкой. Параллельные вселенные.
Скорее на Manic Street Preachers, которые пребывают в безуспешном поиске пропавшего в 1995-м другого Эдвардса - Ричи Джеймса (Richard James Edwards). Похоже, музыканты до сих пор находятся со своим гитаристом в астральной или реальной связи (ходят упорные слухи, что Эдвардс, которого уже объявили мертвым, живет в Гоа). Во всяком случае, материал, который исполняет команда, претерпел огромные изменения в сторону "эдвардсовского", а Ники Уайр (Nicky Wire), покрасил хайр, надел китель и навел макияж в стиле Эдвардcа. Джеймс Дин Брэдфилд (James Dean Bradfield) постарел и слегка оплыл, но все так же бодр и весел; он радостно дирижирует залом в "Design for Life" и "Motorcycle Emptimess", высказывает на камеру свои левацкие идеи, исполняет в акустике "Tequila" и едва cлезу не пускает в "You Stole The Sun From My Heart". Но самый классные номера, разумеется, - "Little Baby Nothing" с утяжеленными донельзя гитарами, и финальный манифест "If You Tolerate This Your Children Be Next". Социализм непобедим, ура.
Далее в программе - Placebo, а такие концерты нормальные люди не пропускают. Помимо Брайана Молко (Brian Molko), который в последнее время пугает всех сообщениями о своем пошатнувшемся здоровье, на сцене изрядно отжигает виолончелистка и клавишница Фиона Брайс (Fiona Brice). Уже вторым треком в программе исполняется "Battle For The Sun", которая на редкость тепло принимается публикой. Далее следует классика: "Every me and every you", "Taste in Men", "Bitter End", "Follow cops back home", "Song to Say Goodbye".... однако где-то в середине концерта я понимаю, что хуже фанатов Prodigy могут быть только залитые счастливыми слезами девочки-фанатки. Прости, Брайан.
Спасаемся бегством на небольшую, но уютную сцену Амфитеатра, где уже в разгаре концерт уникального джазового гитариста Эла Ди Меолы (Al Di Meola) - и здесь на душу мою снисходит мир, поскольку я наконец-то нахожу лучший концерт этих дней. Искрометный, потрясающий, невообразимо скоростной и четкий гитарист с мировым именем выступает в сопровождении духовой секции, перкуссий и аккордеониста. Последний сам по себе - чудо: настоящий "сумасшедший ученый", под пальцами которого, кажется, распускаются цветы и порхают бабочки. Во второй части концерта Ди Меола берет электрогитару и начинает исполнять вещи, которые ближе по звучанию к року. На бис, после того, как публика сначала требовала, а потом подпевала (!) его сложнейшей классической "Mediterranean Sun", он вдруг выдает: "С такой аудиторией чувствуешь себя рок-звездой... Спасибо!" - снимает с себя футболку и кидает в толпу. Похоже, в следующем году его тоже ожидает слэм и рыдание фанаток.
Впереди - ударный день Сигета. Забегая вперед, скажу, что именно в последний день Sziget-2009 мощным рывком преодолел собственный прошлгодний рекорд посещаемости: число посетителей фестиваля перевалило за отметку 390.000, что на 5 тысяч человек больше, чем в 2008 году...
Что же стало тому причиной? - Узнаете!
Продолжение следует.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)