МУЗЫКА  Предварительные слушания. Выпуск #12

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу. В фокусе - все, что вы могли пропустить во время отпуска: Игги Поп, Peter Hammill, Franz Ferdinand, Tori Amos, Bike for Three!, Bat for Lashes, Caspa и другие радости лета.

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу. В фокусе - все, что вы могли пропустить во время отпуска: Игги Поп, Peter Hammill, Franz Ferdinand, Tori Amos, Bike for Three!, Bat for Lashes, Caspa и другие.
Если вы хотите, чтобы в ближайшем выпуске "Слушаний" была опубликована рецензия на интересующий вас релиз - не забудьте сообщить нам об этом в гостевой книге, размещенной под этим материалом!

Iggy Pop
"Preliminaires" (Astralwerks, Virgin)
Помните ту сцену в "Кофе и сигаретах", где за одним столиком болтают Игги Поп (Iggy Pop) и Том Уэйтс (Tom Waits)? Теперь осталось подождать, когда Том начнет прыгать в толпу на концертах: Игги-то уже начал петь шансон...
Читая развернутые репортажи о жизни мистера Остерберга (всегда с остроумными заголовками на тему его псевдонима), всегда удивляешься контрастам между его поведением вне сцены (дом с садиком, умиротворенные беседы, здоровая пища, красотка-подруга) и буйством на ней. Этот альбом ближе именно к старику Попу – дяденьке, который и отец панк-рока, и пожилой человек, и внимательно следящий за событиями в музыкальном мире гуру. В нем, конечно, не так много джазовых нот, как ожидаешь, исходя из пресс-релизов, однако песни с пластинки явно придутся по душе тем, кто полюбил голос артиста на треке "TV Screen" известного балканского композитора Горана Бреговича (Goran Bregovich). Собственно, "Preliminaires" - тоже саундтрек: на его создание певца вдохновил роман "Возможность острова", позже превращенный Мишелем Уэльбеком в фильм. Правда, случилось это до релиза альбома.
Нельзя сказать, впрочем, что под песни эти легко посапывать на диванчике и ругать молодняк. Вступительная вещь - франкоязычный эвергрин "Les Feuilles Mortes" - несколько разочаровывает из-за легкомысленной драм-машины (а в конце еще будет реприза!). "I Want to Go to the Beach" уже дает около 50 ватт напряжения, достаточного, чтобы зажечь лампочку надежды. И на том спасибо - Игги поет приглушенно, словно ему пригрозили лишением голоса.
Но постепенно в нем просыпаются силы. На "King of the Dogs" он начинает ерничать под кабареточные пляски. "Nice to Be Dead" - и вовсе рок-номер с расхристанными гитарами. В "Party Time" музыку внезапно сносит в диско со слэповым басом. Однако и тут вокал расставляет все по местам, облагораживая трек, который могли бы написать какие-нибудь новые дэнс-панк-светочи. Правда, настолько дурной и беззубый текст им вряд ли удалось бы сотворить.
Не верьте, что здесь дюжина треков, на самом деле их всего девять. "Je Sais Que Tu Sais" рифмуется с "He's Dead / She's Alive", а потом и с "She's A Business". Рожденные на одном риффе три композиции, видимо, что-то значат для автора, но проще выбрать один, а остальные пропустить. "He's Dead / She's Alive" звучит очень хорошо – звезда рассказывает слушателю на кухню душещипательную историю, а сырое звучание гитары элегантно добавляет мрака.
Если вы покупали "The Idiot" и "Avenue B", то "Preliminaires" вас порадует – звезда опять вполне успешно прикидывается тем, кем не является в полной мере. А кем он является на самом деле? А мы так прямо и хотим это узнать?

Радиф Кашапов

Franz Ferdinand
"Blood"
Franz Ferdinand так долго распинались по поводу своей любви к диско и хвастались коллекцией советских синтезаторов, что ограничиться после этого пластинкой, где эти "поливоксы" слышны буквально в паре мест, было бы как-то глупо. На альбоме "Blood" шотландцы решили раскрыть диско-тему полностью: рок с пластинки "Tonight: Franz Ferdinand" тут преобразился в танцевальные треки. Но выгодное отличие "Blood" от стандартного альбома ремиксов в том, что Алекс Капранос сотоварищи не привлекли для этого толпу модных танцевальных продюсеров, а занялись ремикшированием собственноручно. В результате получились не клубные "телеги", хаотично разбавленные обрывками оригинального вокала (нынешний стандарт ремиксов, увы, именно таков), а другие версии тех же песен – понятные, узнаваемые и зачастую превосходящие свои прототипы. Звучат ремиксы так, будто Franz Ferdinand решили устроить джем с Принсом Томасом (Prins Thomas) и Ли "Скретч" Перри (Lee "Scratch" Perry) – этакий гибрид диско и даба, где вокал и гитары плавают в обработках, а главная роль отведена барабанам, гулкому басу, ну и, разумеется, клавишам.

Ник Завриев

Bat for Lashes
Two Suns (Parlophone)
Все любят британку Наташу Хан (Natasha Khan), взявшую сценический псевдоним Bat for Lashes. Не то что бы все критики хором пели осанну (только часть), не то что бы все слушатели в едином порыве бежали за альбомом (в британском чарте он дошел до пятого места), - но не слышно ни единого протестующего голоса, не видно ни одной разгромной рецензии. Что ж, значит, эта станет первой. Ключевое понятие для музыки Наташи - магия; основав музыку на скрещении фолка и поп-музыки, она подернула ее психоделической дымкой, дополнив это сказочными клипами и обложками. Неудивительно, что артистку, скрывающуюся за мистическим флером, куда чаще принимают за волшебницу и диву, чем ее коллег, выглядящих буднично и поющих о приземленных вещах. Однако если присмотреться, выясняется, что королева голая: за шаманским перестуком и строчками о "рыцаре в хрустальных доспехах" прячется однообразное инди-нытье, какого и без всякой Наташи Хан хватает в избытке; схожим образом группа Enigma в свое время претендовала на глубину и мистику, запудривая мозги слушателям сэмплами грегорианских хоралов. Для кофеен это бюджетное фэнтези подойдет, но о каком настоящем волшебстве тут можно говорить?

Евгений Трифонов

Tori Amos
"Abnormally Attracted To Sin" (Universal)
Нега, лень и томная грусть - на такие ассоциации пытается навести слушателя обложка альбома, и, пожалуй. эти ассоциации оправданны. Тори Эймос (Tori Amos), увлеченно занимавшаяся примеркой чужих личин в "American Doll Posse" и "Strange Little Girls", оставила это занятие и огляделась по сторонам в поисках себя. Оказалось, что петь ей толком не о чем, а то, что Тори считает своими свежими творческими находками, ее конкуренты давно делают лучше: рыдающий трип-хоп ("Give") уже успели запатентовать Portishead, гранджевые "проходки" все 80-е делала Кейт Буш (Kate Bush), струнные из "Strong Black Vine" используют прог-рокеры всех мастей, в мире нежных баллад ("I'm Not Dying Today") успешно прописалась Сюзанн Вега (Suzanne Vega). Сдержанное благородство " Welcome to England", и техно-сэмплы в заглавной композиции - вот то новое, что имела явить нам певица на этой пластинке. Прямо скажем, негусто для десятого релиза...
А самое грустное начинается, когда ставишь deluxe-издание с бонусными треками. В какой-то момент тебя начинает охватывать паранойя "не поставил ли я пластинку на random" и "в какой раз я слышу эту песню". Единственное, что способно примирить с этой работой - некоторые песни, зарисованные в виде сюжетов и выпущенные отдельной книжицей "Comic Book Tattoo".
Спите, Тори. Пусть Вам приснится музыка для нового альбома.

Екатерина Каринина

Peter Hammill
Thin Air
Лидер Van der Graaf Generator вот уже полсотни лет томится в заколдованном замке, который воздвиг из собственных снов. Его музыка - сплошная трагедия с демоническим сюжетом. Интересно, что весь этот пафос и саспенс с многоступенчатыми оркестровками, гитарными петлями и многоголосием - дело рук одного человека. Зловещая пьеса "Mercy" сменяется уличной зарисовкой "Your Face On The Street", вместе они набирают силу и выруливают в безнадежный электрогитарный трип "Wrong Way Round", и где-то в середине блуждания по этому стальному лесу ты понимаешь, что тебе рассказывают вовсе не сказку-фэнтези, а индустриальную антиутопию, где принцессы трудятся официантками в придорожных кафе, а драконы давно вымерли. И вот это-то - самая жуткая трагедия и есть.

Екатерина Каринина

Caspa
"Everybody’s Talking, Nobody’s Listening" (Fabric)
Помнится, еще про drum & bass говорили, что это "музыка виниловых уайт-лейблов, а не долбанных двойных альбомов", однако с приходом Goldie альбомы в этом жанре стали не только выходить, но и попадать в чарты. Та же история происходит и с дабстепом – дебютный лонг-плей Гэри Макканна (Gary McCann) издал не кто-нибудь, а клубный мейджор, лондонский Fabric, существующий под "крышей" одноименного клуба. Дабстеп по версии Caspa - это не эстетские кружева в духе Burial и не эксперименты на стыке жанров а-ля Various Production. Музыка Caspa - это жир и мясо: резкие рваные барабаны, бас, размазывающий по стенам и чуточку атональных клавиш. Всё эта жесть в лучших традициях жанра то и дело разбавляется мрачным речитативом и раггой. Из общей картины выпадают две композиции – "Lon-Don City" (непонятно как затесавшийся сюда радиоформатный R&B с вокалом, пропущенным через автотюн) и милейший ретроградский "атмосферик" под ёмким названием "Back To '93".

Ник Завриев

St.Vincent
"Actor"

Энни Кларк (Annie Clark) не доучилась в Музыкальном колледже Беркли, поиграла в The Polyphonic Spree и у Суфьяна Стивенса (Sufjan Stevens), а в 2007-м издала дебютный альбом "Marry Me". Почти через два года появилась ее вторая полновесная работа: словно бы в первую пластинку вселился бес.
В открывающем диск треке "The Strangers" тикает ритм-бокс, гитара перебирает неуверенные аккорды, флейты выдают классические фрагменты в духе Гласса, да, не забудьте про перекличку основного вокала и подпевок, а затем вступает искаженная гитара (мелодичного жужжания немало и на остальных треках)… Почти каждая песня на "Actor" напоминает ситуацию, когда внезапно попадаешь в зоомагазин – правда, придется сделать поправку, что в мире St.Vincent царит абсолютная гармония. Десятки элементов складываюся в притягательный калейдоскоп. Можно даже расслышать переклички между песнями – скажем, первая композиция и "Laughing With A Mouth Of Blood" схожи по партиям бэк-вокала.
Сама Энни тянет мелодии без всякой спешки, явно вдохновляясь героинями 50-летней давности. Подобное может и раздражать, если забывать о противостоянии музыки и вокала. При этом работу можно без всяких сомнений поставить и между Electrelane и The Books – то есть между женскими инструменталистками и Tomlab-сонграйтерством. Один из самых впечатляющих треков называется "Black Rainbow" - заканчивается он напряженным крещендо с испуганными скрипками.
"Marrow", напротив, сложен из прямолинейного бита и игривой мелодии синтезатора (голос все так же полон томной лени). "The Bed" движется в третью сторону – кинематографическую. Варварски разрезав диск на фрагменты, можно было бы распродать его в саундтреки ко множеству фильмов – от сайнс-фикшн до ретро-мелодрам.
"Just The Same But Brand New", - гласит предпоследний трек. Возможно, это манифест?.. .

Радиф Кашапов

36
"Hypersona" (3six Recordings)
Что такое "36"? 36 чего? Градусов - температура тела? Угол кончика пентаграммы? Игральных карт в колоде? Недель беременности? Бог его знает, что заставило британскую группу назвать таким образом и себя, и выпускающий лейбл (3six Recordings). Форма распрстранения альбома - самая передовая: "Hypersona" выложен в сети для свободного скачивания, а те, кто желает получить limited digipack, могут прислать автору сумму, которую посчитают достаточной. Музыка - трогательный старомодный эмбиент: "космические" сэмплы под переливчатые шпонгл-синтезаторы. Переборы волшебной шкатулки "Dream Window", одинокая поездка по дождливому мегаполису в "Inside", горестный плач "Beacon" - эти ландшафты описывают чье-то тихое одиночество.

Екатерина Каринина

Grizzly Bear
"Veckatimest" (Warp)
К третьему альбому бруклинскую команду Grizzly Bear осенило: чтобы отмежеваться от сомнительной славы зоопарка Animal Collective, всего-то и надо, что подобавить в свою версию психофолка дрожащей, слезной нежности, трогательной бессюжетицы, наивного брит-попа. Зачем быть агрессивными, если это не продается? Куда как весело продолжить стилистическую линию "Yellow House", сделать упор на открытые вокальные распевки, шестидесятнические клавишные и шугейзинг. Не забыть о том, что в моду снова входит регтайм ("On a Neck"). Провести две недели в праздности ("Two Weeks"), сладостно вздыхая об изменчивой любимой ("While You Wait for the Others") и рассеянно наблюдая городскую жизнь в ретро-тонах ("Ready, Able"), а потом просто задокумендировать наблюдения - вот и выйдет мило. Больше половины альбома - откровенно проходные номера ("Hold Still", "Fine for Now"), но кто нынче слушает альбомы целиком? Итог: попадание в десятку с первой недели продаж.

Екатерина Каринина

Bike for Three!
More Heart Than Brains
(Anticon)
"Мальчик был старым котом, девочка - умной мышью": строчка из песни Bike for Three! "Lazarus Phenomenon" звучит так, как будто повествует о стоящих за ней рэппере с псевдонимом Бак 65 (Buck 65) и электронщице Жоэлль Фуонг Минь Ли (Joelle Phuong Minh Le). В отличие от героев песни, они никогда не встречались, но альбом все равно получился об отношениях - не столько женщины и мужчины, сколько слов и звуков, хип-хопа и электроники. Оба музыканта были ценимы меломанами и поодиночке (Бак - с сольными альбомами, Жоэлль - со своим электронным проектом Greetings from Tuskan), однако было не совсем понятно, в какую сторону музыка каждого из них могла двинуться дальше; объединившись, они нашли новое направление друг в друге. Примеров сочетания необычного речитатива с IDM-подложками хватает (достаточно вспомнить проекты Елочных Игрушек), однако здесь их соединение получилось прямо-таки бесшовным. И в этом, кажется, действительно больше заслуги сердец, чем голов.

Евгений Трифонов

Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Antony and the Johnsons, Morrissey, Franz Ferdinand, Telefon Tel Aviv.
Asobi Seksu, Squarepusher, Zomby, U2.
Animal Collective, The Whitest Boy Alive, Прохор и Пузо, Madlib, Yagya, KTL.
The Prodigy, Junior Boys, Lily Allen, Рубль, SPC-ECO, The BPA.
Beastie Boys, Nina Persson, Madness, The Juan MacLean.
Cabaret Voltaire, Beirut, DJ Shadow, Lady Sovereign.
Yeah Yeah Yeahs, Pete Doherty, Art Brut, Various Production, The Decemberists.
Punk TV, Theodor Bastard, Rekevin, Manicure.
Peaches, The Horrors, Narkotiki, Boxcutter, Matt and Kim.
Danger Mouse and Sparklehorse, Silversun Pickups, Datarock, Patrick Watson, Super Furry Animals.
Кассиопея, Lюk, Голуби и Безумные Кашевары, Unlockedoor, Сансара.
White Lies, Micachu, The Big Pink, Florence And The Machine, Major Lazer, Polly Scattergood.

05.08.2009, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: