Сегодня шаткий жанр "музыки для релаксации" пользуется крайне сомнительной репутацией – как некогда и нью-эйдж, лаунж отовсюду ругают за отсутствие самостоятельной ценности, профанацию прекрасного и бесконечные самоповторы. Главный аргумент вообще относится к категории извечных протестных восклицаний: "надоело!". Действительно, с момента появления "легкой" музыки в России до появления специализированных СМИ и мероприятий прошло всего-то меньше десяти лет, но путь проделан невероятный. Похоже, что пора регистрировать случаи передозировки лаунжем.
Отчасти претензии к этому условному направлению (скорее, связанному с каталептическим мироощущением, нежели с исключительно музыкальными особенностями) призван снять 4-ый фестиваль Nu Note, как никогда прежде основательно подошедший делу успокоения, умиротворения и сатисфакции народных масс под открытым небом. В этом году одним из самых ярких моментов фестиваля станет выступление Скай Эдвардс (Skye Edwards), некогда певшей в составе влиятельного трип-поп коллектива Morcheeba, а ныне сконцентрировавшейся на сольной работе. Скай была фасадом, вывеской, за которой орудовали братья Годфри (Paul и Ross Godfrey) и, конечно, густой, опьяняющей магией записей Morcheeba они в первую очередь должны быть благодарны именно ей. В равной степени признательность Эдвардс полагается и со стороны менеджмента Warner Bros - ведь песни с узнаваемым голосом Скай не покидали чарты и радиоэфиры. А сама Скай состав Morcheeba все-таки покинула в 2003 году, к вящему неудовольствию поклонников группы и братьев, которые так с тех пор и не могут найти ей толковую замену.
Самостоятельный путь певицы начался сравнительно тихо, хотя дебютная пластинка Скай "Mind How You Go" удалась на славу.
От людей, по всем документам проходящим как "золотой голос", сложно ожидать каких-то откровений в плане сочинения занимательных композиций: лишь бы полностью инструментальную музыку не начали писать. Но Эдвардс приятно удивила даже скептически настроенных критиков. Благо, содействие в записи оказали такие мастистые продюсеры как, например, Даниель Лануа (Daniel Lanois), работавший над ключевыми релизами U2 и Питера Гэбриэла (Peter Gabriel).
Впрочем, камерную изящность музыки Эдвардс это не убило, лишь добавило полновесной силы, которой лишены иные образцы выхолощенных "легких жанров". Разнообразие и глубина ее песен сильно выбиваются из общего ряда той лаунжевой жвачки, которую стало бездумно употреблять городское офисное большинство. Но при этом песни Эдвардс отличаются совершенно особенным умением отходить в нужный момент в сторону, оставлять слушателя наедине с собственными мыслями, не мешать ему полностью оценить гармонию и красоту момента. Вообще, Эдвардс – это едва ли не идеальный вариант для такого мероприятия – ее произведения стоят ровно на той тонкой грани между нахрапистой самостоятельностью и бесхребетной услужливостью,- грани, к которой так хотелось бы свести весь лаунж как таковой.
Nu Note вполне предсказуемо проходит в атмосфере чванливого самодовольства среднего класса, упивающегося всем, на что можно наклеить оглушительные в своей глупости ярлыки вроде "элитарный", "изысканный", "гармоничный" (а теперь примерьте все эти громкие слова на, скажем, Евгения Гришковца с Бигудями - между прочим, специальных гостей прошлогоднего фестиваля!), но Скай ни одно из этих слов не к лицу, и это уже хороший знак. Ведь песни ее - не "для чего-то", а "про что-то" – и это главное. Про что же они – пусть каждый решит для себя сам.
Skye Edwards
Сад Эрмитаж
15 августа, начало в 19.00
1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе »»
J.J. JOHNSON (1924)
Sid RAMIN (1924)
Sam COOKE (1931)
Eberhard WEBER (1940)
Michal URBANIAK (1943)