Концерт американцев Mercury Rev в клубе "Б2" впору заносить в справочники на подобие Красной книги: исчезающая красота, редчайший вид, ценный сам по себе, но совершенно уникальный в наших краях - залетевшая в оконце жар-птица. Те, кто собирался на концерт (а таких, к сожалению, оказалось совсем немного, но зато они хотя бы имели представление о том, что их ждет), горевали, что ныне MR не играют вещей с первых двух пластинок, да и, по-сути, сегодня - это уже совсем другая группа, нежели в начале девяностых. И, несмотря на то, что "Boces" и "Yetself Is A Steam" являются альбомами того ряда, что постоянно вертится на языку человека желающего блеснуть своим идеальным вкусом, надо признать, что "эти" Mercury Rev гораздо лучше "тех". Именно об этом и было первое и пока единственное выступление группы в столице.
Mercury Rev умеют нагнетать атмосферу: в начале вечера на белом занавесе позади сцены появилось извещение о том, что ждать осталось недолго, следом раздался бодрый регтайм (авторства, кстати, самих музыкантов, в чем нет ничего удивительного - от каверов на Black Sabbath они с легкостью могут перейти к ноктюрну Шопена) и нетленная "Lorelei" первопроходцев дрим-попа Cocteau Twins. В это время зрители наблюдали подборку обложек любимых альбомов участников Mercury Rev: от Dif Jux до Майлза Дэвиса, от Beach Boys до Spiritualized и ELO. Любопытно, что среди пластинок появилась и парочка полнометражек самих Mercury Rev, но это, пожалуй, стоит воспринимать не как нескромную попытку поставить себя в ряд с величайшими музыкантами мира (тем более, что подобные легитимизационные акты MR совсем ни к чему, их песни давно уже все сказали за них), а скорее, как на своеобразный топ-100 (или сколько их там было?) лучших записей всех времен и народов - и, неудивительно, что этот список совпал с предпочтениями львиной доли собравшихся. Конечно, по нему сложно судить о том, куда пропущены корни Mercury Rev, но, какими тропками к ним могут прийти (и приходят!) меломаны, стало видно хорошо. Когда на сцене появились сами музыканты, острые на язык зрители зашутили - "привет, Седрик, привет, Омар!". Действительно, ударник и гитарист (оба, разумеется, сессионые) оказались копиями знаменитых участников At The Drive-In и Mars Volta. Впрочем, после короткого приветствия, больше на сессионщиков, кажется, никто внимание не обращал - все взгляды устремились на сатирообразного лидера Mercury Rev, Джонатана Донахью, с птичьей грацией впорхнувшего на сцену. Басист Шон "Кузнечик" Маковьяк с блеском оправдал свое прозвище, моментально перемещаясь из одного угла в другой, в то время пока клавишник Джефф Мерселл ловко сплетал арочные конструкции, служащие опорой для вкрадчивого фальцета Джонатана. Начали MR, как и положено, с материала последней пластинки, с плавного романса "Snowflake In Hot World", постепенно достигающего совершенно оглушительной громкости и резкой динамики.
Впечатление от звука Mercury Rev самое противоречивое - паточные разводы, практикуемые группой на последних трех записях как-то отошли назад, уступив место психоделическому спейс-року, не теряющего при этом не тонкости в интонировании, ни специфичной деликатности. В песни Mercury Rev будто бы вставили моторчик: чуть-чуть потеряв в сравнении в студийными записями в многообразии звучания, они получили несравненное преимущество по силе и доходчивости, а шумовые джемы между песнями просто вдавливали в пол. Последний раз такое в Б2 было на Spiritualized - и ощущения от MR действительно схожие с послевкусием от выступления Джейсона Пирса: когда идеальные поп-песни сталкиваются с не менее идеальным нойзом, можно ожидать сокрушительного взрыва. Он и происходит - в голове. А в сердце в это же время стучать пронзительнейшие, простые, но верные слова, нежно пропеваемые Донахью поверх раскинувшийся бури ревущих гитар, лихорадочно выстукивающей ритм-секции ("You're My Queen" музыканты и вовсе превратили в какой-то техно-ремикс) и степенных клавиш. Неожиданный для столь мягкой и добродушной команды звук просто вытягивал в струну, немилосердно бил по ушам, сдавливал черепную коробку нежными клещами грома, а в громкости, как оказалось, Mercury Rev не уступают даже проверенным металлическим коллективам.
Когда заработал генератор дыма, стало понятно, что оборудование MR просто рассчитано на большую площадку, ведь до Москвы музыканты добрались в рамках европейского тура. Дым-машина у MR оказалась посильнее, чем у Sisters Of Mercy: треть всего концерта происходящее на сцене было просто не видно, в клубах удушливого (нам пришлось спешно ретироваться из первых рядов, так как вскоре дышать стало невозможно) дыма тонули музыканты, и занимательный видеоряд, состоящий из красивейших съемок птиц, людей, абстрактных изображений и поучительных изречений. Картину завершал сам Донахью, одновременно исполнявший обязанности певца, дирижера, гитариста и танцора - в глубоких глазах Джонатана отражалось каждое слово, каждый оттенок исполняемой песни. Губам вторили руки, беспрестанно двигающиеся, словно пытаясь захватить больше воздуха, помочь группе окончательно взлететь и оторваться от этого мира. Музыканты равномерно прошлись по всем альбомам (кроме первых двух, конечно), кто-то жалел, что прозвучало мало вещей с гениального "All Is A Dream", кто-то, что остался почти не освещенным "See You On The Other Side", но здесь уже ничего не поделаешь, по крайней мере выбор песен был на редкость удачен: от известных хитов вроде "Goddess On The Hiway" и "Holes", до громоздких, но от этого не менее чудесных эпиков "Dark Is Rising" и "Tides Of The Moon".
В остальном же происходящее нет никакого смысла описывать, любое появление Mercury Rev - это чудо, священнодействие музыки, как оно есть. Чудо это совершается глубоко внутри человека, преображая его, а это, пожалуй, не та вещь, которой стоит делиться. Если настаивать на идее эскапизма, якобы пропитывающего песни MR, то их живое выступление в Б2 - это протянутая с высоты рука, предложение покинуть этот мир вместе, улететь навсегда к пушистым облакам, невесомым снежинкам и всепрощающему солнцу. Но, гораздо утешительнее звучит та версия, что вся красота песен Mercury Rev она именно что отсюда, она из нашей повседневной вселенной, ее просто стоит увидеть чистым взором. И никто, кроме самого Донахью и Ко не могут дать лучшего урока, как научиться чувствовать волшебное рядом.
"Let the music play like you want it to" - спели некогда Mercury Rev и с тех пор от написанного не отступают. И действительно, было все так, как только можно мечтать - все чувства на пределе, полтора часа как одна минута, встреча с неизвестным (никто так толком и не знал), как со старым другом после долгой разлуки. Единственное, что омрачает воспоминания об этом вечере, так это понимание того, что подобные концерты из неизменно присущих столице событий постепенно превращаются в случайные происшествия, редкие и неподдающиеся прогнозированию. Впрочем, красоты, оставленной Mercury Rev в столице хватит на то, чтобы переждать любое безрыбье.
Yoko ONO (1933)
Александр БАРЫКИН (1952)
Juice NEWTON (1952)
Randy CRAWFORD (1952)
Brian JAMES (1961)
Dr. DRE (1965)
Regina SPEKTOR (1980)
Варвара ВИЗБОР (1986)
RIHANNA (1988)