В те дни, когда кавалькада "Монстров Рока" неслась по российским просторам из города в город, я перечитывал блоги своих обитающих в пунктах назначения приятелей, и недоумевал: почему наибольшее место в воспоминаниях зачастую незнакомых друг с другом рок-фанов из Петрограда и Екатеринбурга занимает шоу Alice Cooper, про Scorpions и Kingdom Come народ говорит хорошо, но мало, а про Rasmus все вообще молчат, как партизаны. Но вот инфернальный кортеж прибыл для финального концерта в порт пяти морей на семи холмах, и я узрел истину...
Сцена вмещала сразу четыре комплекта аппаратуры, заранее подготовленных для каждой из групп-участниц. По окончании очередного сета бригада техников убирала за кулисы следующую линию аппаратуры, и пространства для маневра очередного участника становилось несколько больше. Несколько дней назад, в Новосибирске, под тяжестью железяк обвалилась сцена - и немудрено: в пересчете на каждого музыканта железа на сцене даже под конец шоу наблюдалось приличное количество.
Выступление Kingdom Come на узенькой полоске между краем сцены и несколькими валами ждущих своего часа усилителей было самым коротким. Несмотря на свой впечатляющий дебют в 1988, команда Ленни Вольфа (Lenny Wolf) так и не смогла выбраться в первый эшелон. А материал свежего альбома "Magnified" (2009) напоминает частично традиционный тевтонский металл, частично характерную для группы пост-цеппелиновскую психоделику, только пропущенную через индустриальную мясорубку. Впрочем, наша публика никогда не забудет, что именно эта группа некогда смутила умы своей ломовой "Get It On". И кстати, во время исполнения этого номера к Kingdom Come присоединялся их бывший барабанщик Джеймс Коттак (James Kottak), заколачивающий ныне в рядах Scorpions. На коде он разошелся так, что даже повалил одну из стоек. Весьма энергичное выступление, хотя откровенно проходных номеров у группы могло бы быть и поменьше.
Поклонники Rasmus в антрактах держались особняком от прочей публики. Сама группа со своими задушевными мотивчиками тоже слабо вписывалось в общее боевое настроение мероприятия. Это при том, что на стадионах любой рок звучит, как тяжелый. Но уже открывшая концерт "Livin In A World Without You" заставила часть публики недоуменно оглядывать сцену в поисках клавишника. Его не было. Нет, Scorpions и Alice Cooper тоже порой пользуются либо услугами закадровых музыкантов, либо заранее записанными партиями, но весьма фрагментарно. У Rasmus же добрая половина песен без синтезаторов просто звучать не будет. К тому же, в фирменных душещипательных припевах группы вокалисту Лаури Илонену (Lauri Ylonen) подпевал лишь басист Иро Хейнонен (Eero Heinonen), а голосов на выходе было все-таки несколько больше.
Зато басист неожиданно стал героем сета. Предваряя "Ten Black Roses", Хейнонен толкнул программную речь о международной дружбе. А ближе к концу выступления спел куплет из "Песенки Чебурашки", чем вызвал бурный восторг публики.
К разрекламированной "Justify" число воздетых в партере рук изрядно поубавилось, но пара-тройка финских флажков героически продержались до конца отделения. Программа концерта пытается приписать этим четырем парнях в джинсах и майках некие элементы "готической экзотики" - не верьте. Группа всего лишь играет хороший качественный рокапопс, под который юные леди могут как потанцевать, так и поплакать в подушку - в зависимости от настроения. Только слушать его хорошо бы все-таки не на стадионе, а в каком-нибудь уютном клубе. Да, когда-то Rasmus начинали с фанк-метал, но сейчас от него в арсенале группы остался лишь перце-подобный басовый рифф в "First Day Of My Life".
Под конец выступления группа предсказуемо выстрелила своей суперуспешной танцевалкой "In the Shadows", где Лаури весьма успешно заглушал в проигрышах собственным "уу-уу" запись вокального рефрена.
К третьему отделению свободного пространства на сцене стало еще больше, по краям повисла липкая паутина, а дальние углы оказались скрыты за занавесом с логотипом Alice Cooper. Интересно, что начало выступления легенды шок-рока практически ничем не отличалось от московского концерта 2007 года в "Б1". Фортепианное интро из "The Awakening" - тень Купера на занавесе, пронзающая тросточкой тень самозванца. Триумвират из плавно переходящих друг в друга "It's Hot Tonight", "No More Mr. Nice Guy" и "Under My Wheels" - у исполнителей электронной музыки это называют "мэш-ап", а мы по-простому скажем - "попури". Далее - "I'm Eighteen" с фирменными куперовскими вступлением на губной гармошке и потрясанием грандиозным костылем. И вынос валяющегося под барабанами тела на носилках под "Is It My Body"... Но хорошие песни в сочетании с хорошим шоу не надоедают, даже если обратиться к ним второй раз за полтора года.
После "Dirty Diamonds" с традиционной уже сценой раздачи первым рядам бижутерии настала пора вспомнить и про материал последнего альбома "Along Came The Spider" (2008). Альбом, прямо скажем, не фонтан, и исполнялась из него лишь "Vengeance Is Mine". Странный выбор: рок-н-ролл "In Touch With Your Feminine" или прекрасная баллада "Killed By Love", две другие удачи этого среднего во всех отношениях диска, подошли бы к настроению вечера куда больше. Оригинал же "Vengeance..." вытягивал главным образом участвовавший в записи Слэш (Slash), причем не столько соло, сколько своей харизмой. В туре, понятное дело, его не было. К тому же состав команды Купера опять претерпел изменения - едва влившегося в состав гитариста Джейсона Хука заменил Дэймон Джонсон (Damon Johnson), а место старожила Эрика Зингера за барабанами занял чуть менее легендарный Джимми Де Грассо (Jimmy De Grasso). И Дэймон и Джимми, несмотря на шесть концертов российского отрезка тура за спиной, выглядели слегка неуверенными в себе, хотя в целом справлялись неплохо. Деймон неплохо подпевал и пилил знаменитое атональное соло в "Feed My Frankenstein", а похожие на липкий ночной кошмар барабаны Джимми в середине "Halo Of Flies" вообще были выше всяких похвал. В начале соло, замечу, оба гитариста поддерживали его своей молотьбой по дополнительным барабанам с боков основной установки. А вообще, вынести на стадионный концерт в сборной программе такой запутанный "эпик", как "Halo Of Flies" и не потерять внимание публики - уже подвиг.
Еще один "мэш-ап" - на сей раз из "Welcome To My Nightmare" (с бандой зомби), "Only Women Bleed" (с окровавленной балериной) и "Steven" с пением в микрофон, укрепленный на ручке детской коляски. На сей раз Купер расправился с извлеченным из коляски младенчиком под все ту же "Dead Babies", но при помощи пары увесистых молотков. Соответственно, и расправа над монстром была другой: едва выпутавшегося из смирительной рубахи к финалу "Ballad Of Dwight Fry" Купера не запихнули в гильотину, а вполне реалистично вздернули на висилице. После чего в повешенном состоянии увезли за кулисы под "I Love The Dead" с лидер-вокалом басиста Чака Гаррика (Chuck Garric).
Воскрес на этот раз Купер не один, а с компанией. Вырулил на сцену (весь в белом) во главе с полным составом Scorpions. Исполненная вдесятером "School Out" превратилась в полный праздник непослушания с кашей из гитарных соло и барабанными канонадами в четыре руки. Тут бы и сказке конец, но... возникшая на экранах программа вечера напомнила: антракт - в 21-45. А сейчас только 21-39.
И Alice Cooper вернулись - сыграть на бис незабвенные "Billion Dollar Babies" и "Poison", разбросать по партеру пачку сувенирных баксов и выйти на общий поклон в компании со своей инфернальной подтанцовкой. Кстати, организаторы поведали нам, что во время турне в одном из шоу группа Купера в полном составе нарядилась в стиле "барби-герл" и вышла на подтанцовки ко все тем же Scorpions!
За время последнего антракта у ударной установки выросли грандиозные скорпионьи клешни, а над сценой возник третий по счету видеоэкран. Время было позднее, и Scorpions честно сделали все, чтобы удержать свой статус хедлайнеров - не по времени выхода на сцену, а по жизни. Удалось это им, прямо скажу, не вполне. Публика еще толком не отошла от выступления Alice Cooper, да и ставка "скорпов" на поп-металлические гимны 80-х неизменно разочаровывает тех российских поклонников команды, что полюбили группу десятилетием раньше. Как-то основателей группы, вокалиста Клауса Майне (Klaus Meine) и Рудольфа Шенкера (Rudolf Schenker) в лоб спросили, почему в современном репертуаре команды неизменно остаются за бортом хиты образца 70-х. Мужики неубедительно отговорилсь сменой состава. Ну ладно, черт с ними, с песнями Ульриха Рота (хотя они и были очень хороши). Но почему Клаус и Руди навеки отказались от собственных "Fly People Fly", "Speedy's Coming", "In Trance", "Top Of The Bill", "Backstage Queen", "Crying Days" и "Steam Rock Fever", никакие смены состава не объясняют, и объяснить не могут. Один-единственный раз я слышал на московском концерте группы старенькую "Catch Your Train" (да и то в акустике) - и это был тот еще сюрприз.
Запевала Клаус в открывшей выступление "Coming Home" выбежал к народу в той же кожаной гусарской курточке с серебрянным застежками, что и в дни первых российских гастролей группы. В инструментале "Coast To Coast" он к тому же взялся за ритм-гитару, предоставив Рудольфу и Маттиасу
Ябсу (Matthias Jabs) пилить сдвоенное соло. Оба гитариста, в свою очередь, от души попели хором в пауэр-регги "Is There Anybody There", а в буги "The Zoo" Маттиас еще и порадовал народ сразу двумя соло - на гитаре, и голосом, через ток-бокс.
"Send Me A Angel" и "Holiday" музыканты исполнили на сделанных по спецзаказу гитарах - акустических, но в традициях группы, рогатых: у Руди - под "Flying V", а у Матти - под "Explorer". Помню, как на Музыкальном Фестивале Мира группа сыграла лишь акустическую часть "Holiday". В этот раз Клаус устроил для публики аттракцион "а давайте-ка, еще раз споем хором вот этот кусочек куплета", пока его коллеги меняли инструменты на электрические.
Наконец под разухабистую "Tease Me Please Me" на верхней платформе сцены появился кордебалет из пяти девиц в кожаных купльниках и высоких сапогах. Но даже периодические взмахи опасно навсающего над ударной установкой скорпионьего хвоста (видеопроекция) не смогли удержать градус концерта на должном уровне. Часть публики уже начинала позевывать и поглядывать на часы.
Как ни странно, отрешиться от сладкой дремы удалось во время барабанного соло. И не потому, что под такую молотьбу не уснуть, а потому, что Джеймс Коттак - первоклассный шоумэн, в "индивидуальном зачете" обогнавший вокалиста собственной команды и уверенно дышащий в затылок самому дядьке Куперу. Промеж своих канонад он дирижировал воплями зрителей в партере и на трибунах, призывал народ поддерживать дружным хором процесс поглощения им пива из полулитровой кружки, а под конец медленно снял с себя майку "Kottak Attack!", дабы мир мог узреть наспинную татуировку "Rock-N-Roll Forever" в форме наспинной надписи на той же майке, сделанной такими большими буквами, что ее было видно с самых верхних трибун без помощи экранoв. Надо добавить, что в фойе продавались персональные майки Коттака, равно как и подписанные им барабанные палочки. Однако после "Blackout" и "Big City Nights" публика откровенно вымоталась. И до неизбежных, как всемирный тип-топ, "Still Loving You" и "Wind Of Change" дожили лишь самые стойкие - что в стадионных масштабах, конечно же, не так мало...
Над городом повисла полночь. Оглушенные звуком и впечатлениями, мы покидали стадион на нетвердых ногах. Последней каплей было хоровое распевание "Rock You Like A Hurricane". (Правда, на месте Лаури мне почему-то мерещилась такая же щекастая, как он, Кимберли Госс, вокалистка Sinregy). После изнурительной жары с хрустальным звоном высыпал дождик. Впрочем, могло и просто звенеть в ушах: ветер перемен, переходящий в ураган рока, иной раз давал и не такие побочные эффекты.
1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе »»
J.J. JOHNSON (1924)
Sid RAMIN (1924)
Sam COOKE (1931)
Eberhard WEBER (1940)
Michal URBANIAK (1943)