В 2009 году сербский фестиваль EXIT отмечает 10-летие со дня своего основания. Юбилей особенно ценен тем, что на протяжении целого десятка лет команда организаторов и идеологов фестиваля остается прежней, не продавая бренд и не идя на сделки по изменению музыкального состава мероприятия. Эти ребята начинали свое дело, будучи студентами. Они продолжают работу, набравшись опыта и став профессионалами в области организации концертных шоу.
Для российского меломана основная ценность EXIT - в его удобстве и досягаемости. Сербия - безвизовая страна, что для многих может оказаться решающим фактором при выборе путешествия: не приходится тратиться на гостиницы. До Белграда можно доехать на самолете, поезде или автобусе. От Белграда до города Нови Сад за 2 часа доходит рейсовый автобус. В городе организован палаточный городок с душем, а билет на три дня, включающий в себя кемпинг, обойдется всего в 140 евро. Это самый безобразный демпинг на музыкально-туристической ниве, какой нам только известен.
Мы уже не раз подробно рассказывали об этом удивительном фестивале и надеемся в этом году вновь порадовать вас подробнейшим онлайн-дневником Экзита. Но описания не заменят главного: уникальной дружелюбной атмосферы, которую создают друг для друга организаторы, музыканты и посетители хэппенинга на Дунае.
EXIT - сосед и побратим венгерского Sziget, и необходимо заметить, что разница в возрасте фестов позволила организаторам "Экзита" во многом перенять опыт коллег, не повторив попутно массы ошибок.
Места для обоих фестивалей выбирали по принципу "живописно и экологично": оба феста проходят в центре города, но на закрытых площадках. Оба места расположены на берегу реки. Сигет- на острове Обудай, Экзит - в древней крепости Петроварадин. Именно принцип удаленности от города работает в итоге как естественный ограничитель аудитории: ни на остров, ни в крепость невозможно пригласить больше народу, чем они способны вместить. В результате Sziget в минувшем году пошел на сокращение площади фестиваля и длительности программы, сделав "нулевой" день по отдельным билетам, а "Exit", наоборот, увеличил длительность прохождения праздника на одну ночь.
Жители Нови Сада называют Петроварадин "Дунайским Гибралтаром", имея в виду не только его выгодное фортификационное расположение, но и продуманную непристнупность архитектуры крепостного комплекса, перестроенного из средневекового замка еще императором Леопольдом I. Живописная крепость, в ворота которой большая часть публики попадает по огромному мосту через реку, горделиво возвышается над городом. Ее массивные стены, бастионы и плацдармы на разных уровнях образуют несколько десятков изолированных друг от друга площадок разного размера, так что даже при стокиловаттной мощности квадрофонического звука на главной арене она никак не пересекается с остальными. Адская какофония с нескольких сцен одновременно настигает только в определенных точках: на мосту между традиционно самой громкой Metal Hammer и альтернативной Future Shock или на одной из самых высоких точек крепости, где уже несколько лет подряд находятся MTV Stage и павильон инфоцентра. С края смотровой площадки перед глазами открывается панорама крепости и города с почти стометровой высоты над уровнем реки (особенно эффектно это выглядит ночью), а в уши обрушивается все, что звучит в этот момент на пяти или шести сценах. А звучит здесь много и вкусно.
В этом году главная сцена припасла для слушателей такой запас звезд, что возникает справедливое опасение: большая часть публики так и останется около главного тента, не увидев всего остального. Moby, Madness, Kraftwerk, Korn, Manic Street Preachers, Arctic Monkeys, Lily Allen, The Prodigy, Patti Smith - это только хедлайнеры. А ведь концерты начинаются ранним вечером!
Fusion Stage - одна из самых интересных сцен фестиваля и вторая по величине (максимальная вместимость - 10 тысяч человек), и именно здесь происходят самые веселые "пляски-бесилки" под Mando Diao, Max Romeo, The Herbaliser, Lollobrigida и недавно побывавших в Москве электрокомиков zZz.
Что касается главной танцевальной сцены - Dance Arena, то именно ради нее весь город на 4 дня переходит на ночной образ жизни. Старт прграммы - в 23.00, окончание - в 7-8 утра. Хедлайнеры: Andy C & MC GQ, Carl Cox, Darren Emerson, John Digweed, Paul Woolford, The Japanese Popstars и еще два десятка диджеев представят в огромном каменном "котле", расположенном в низине, всю палитру современной электроники.
Но и это еще не все! Кроме Dance Arena с вместимостью около 20 тысяч человек, на фестивале можно было оторваться от души еще как минимум на четырех танцполах - по одному на каждом большом перекрестке со всем набором от техно и коммерческого хауса до жесткого джангла, плюс Electrana Stage, где царит грубое восьмидесятническое электро. Имеются также металлическая сцена, сцена фолка и сцена MTV, а также... сцена мультиков!
В отличие от "Сигета", "Экзит" плохо масштабируется. В городе мало гостиниц, домики маленькие и трогательные, но наплыва гостей выдержать не могут. Тяжко приходится и древним крепостным стенам: после каждого фестиваля власти Сербии выделяют крепости средства в размере 400 000 евро на реставрацию - но очевидно, что ежегодно толпа и мегаватты звука наносят памятнику архитектуры гораздо больший урон, поэтому он сделал ставку на некоторую элитарность контента и уровень сервиса.
Тут гораздо больше ночных программ, основной упор делается на ночные техно-рэйвы. В то время как Sziget засыпает в 4-5 утра, на Exit веселье продолжается до 7-8. Это работает - как "работает" и сама площадка, в которой масса укромных уголков, улочек и небольших площадей, на которых удобно расположились два десятка сцен с разнообразной музыкой. Минимум пыли - большая часть крепости вымощена брусчаткой. Даже если идет дождь, здесь невозможно "утонуть", так как крепость расположена высоко на горе и обладает хорошей системой водостоков.
Отдельная история с подавлением агрессивности публики: Sziget стремится разнообразить досуг людей "тарзанками" и разнообразными околоспортивными чемпионатами, а Exit просто не дает им напиваться: шмон на входе зверский, а для любителей выпить тут в ходу специальные "token-деньги", на которые покупаются напитки. И если вы перебрали, вам могут просто не продать спиртное. Словом, сербский фестиваль - это гораздо больше "про музыку", что хорошо усвоили неуклонно обживающие его просторы англичане, французы и немцы. В последние годы частыми гостями феста стали русские слушатели - к тому же, братья-сербы относятся к русским туристам с традиционным дружелюбием.
Официальный сайт - http://www.exitfest.org/.
Наш гид по фестивалю и ответы на насущные вопросы - http://www.zvuki.ru/R/P/18221.
Официальный спонсор рубрики "Фестивали" - компания SWISS. В течение всего лета эта авиакомпания предлагает авиабилеты на все европейские фестивали по специальным ценам!
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)