Москву разморила жара. До аншлага Foreigner, как и Uriah Heep в не менее жарком мае 2003, малость не дотянули - боковые трибуны, на которых яблоку негде было упасть во время концерта Pet Shop Boys, сейчас остались полупустыми. Немудрено! Наши зрительские массы, как известно, по жизни клинит на святой хард-роковой троице из Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. И все, что сверх того, заведомо считается "запасным эшелоном".
Однако, как показывает практика, Foreigner на нашей земле - одна из самых недооцененных команд. Многочисленные смены состава в конечном счете пошли ей только на пользу. Хитов в активе накопилось поболее, чем у многих признанных на московской земле монстров рока. И ни в каких скидках на возраст музыкантов современное исполнение старых хитов не нуждается - правда, не в последнюю очередь оттого, что основатель группы Мик Джонс (Mick Jones) в последние годы укомплектовал состав молодыми энергичными рокерами, которые ему в дети годятся.
Если в самом начале концерта у народа и оставались какие-то сомнения касательно новой инкарнации группы, то уже к "Head Games" они развеялись, как дым. Экспрессивный темноволосый вокалист Келли Хансен (Kelly Hansen), ставший членом иностранного легиона в 2005 году, вписался в команду на редкость удачно. Ничем не уступая по части вокала своему великому предшественнику Лу Грэмму (Lou Gramm), этот парень оказался на порядок более ярким фронтменом, способным носиться по сцене как угорелый и жонглировать микрофонной стойкой как Стив Тайлер и Дэвид Кавердейл, вместе взятые. Ритм-секция - басист Джефф Пилсон (Jeff Pilson, ex-Dokken) и барабанщик во втором поколении Джейсон Бонэм (Jason Bonham) - тоже оказались на высоте. Но это не удивительно: Джефф и Джейсон приобрели опыт совместного музицирования еще до Foreigner, исполняя роль ритм-секции вымышленной рок-группы Steel Dragons в фильме "Rock Star" - не только в кадре, но и на звуковой дорожке.
Вживую Foreigner производят совершенно иное впечатление, нежели в записи. Слушая альбомы группы, мы порой задумчиво чешем затылки, не до конца понимая, как это в репертуаре одной команды сочетаются хард-роковые боевики, арт-роковые "эпики" и припопсованная "новая волна". Но вот команда выходит на сцену, и эти доселе разношерстные песни становятся идеально подогнанными друг к другу частями единого целого. Кладезь радиохитов? Да! Группа, которая по праву занимает свое место в энциклопедии хэви-метал 1991 года? Да! И никаких противоречий...
Передав гитару технику, седовласый Мик Джонс переместился за электропиано "Kurzweil" и выдал свое знаменитое вступление к "Cold As Ice". Зал взорвался овациями - можно не знать, кто такие Foreigner, но нельзя за всю сознательную жизнь ни разу не услышать этот номер, а услышав - не запомнить. Ближе к финалу песни Келли радостно пошёл в народ. Здесь впервые с начала концерта дала о себе знать та безнадежно советская чопорность, что отличает персонал всех зрелищных мероприятий вроде "России". Поначалу вокалиста пытались сопровождать, оберегая от всяких контактов с публикой, сразу несколько охранников. Хансен еле отмахался, кое-как объяснив на пальцах, что экскорт ему без надобности. Да, хотя сцена "России" и спускается ступеньками в партер, похоже, ходят по оным ступенькам нечасто, и каждый случай такого рода для охраны - потенциальное ЧП.
Как бы то ни было, группа продолжала бомбардировать публику хитами. После "Blue Morning" и "Waiting For The Girl Like You" Келли объявил новую, свежезаписанную песню "Too Late". Вещица ничем не уступает классическим номерам Foreigner, и, похоже, новый альбом группы стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе.
Свой самый попсовый по звучанию хит "Say You Will" команда неожиданно исполнила в акустике. Даже барабанщик ради такого случая выбрался из-за ударной установки, вооружившись тамбурином. Джонс играл на акустической гитаре, клавишник Джефф Якобс - на пианино... зато пели все шестеро. Как ни странно, но именно решение, при котором вокалы заняли в композиции больше места, нежели инструментал, изрядно прибавили песне "роковости". И вообще, чем больше в команде хороших вокалистов - тем лучше, и никто меня в этом не переубедит. Впрочем, если вас никогда не угнетал вид одинокой микрофонной стойки на концертах Deep Purple или Grave Digger, то я тут совершенно зря разоряюсь...
"Make some noize!" - периодически призывал Келли. А под снисаквшую некогда скандальную популярность "Dirty White Boy" так вообще игриво предложил шуметь одним лишь только дамам. Финал песни утонул в наждачных визгах, подобные которым можно услышать разве что на записях битловских концертов.
Но для этого шоу группа приберегла и кое-что помимо набора очевидных хитов. Пронзительная арт-роковая баллада "Stranger" с дебютного альбома в год своего появления на свет никаких мест в хит-парадах не занимала, однако если вам довелось ее раз услышать, ваша карта бита - без этого альбома ваша фонотека отныне будет неполной. Примечательно, что лидер-вокал в этом номере спел непосредственно Джонс (Хансен ограничился подпевками и перкусией), а ритм-гитарист Том Гимбел исполнил несколько пассажей на флейте - их он унаследовал у своего предшественника Яна МакДональда (Ian McDonald).
Вернувшись после этого лирического отступления к своему списку шлягеров, Foreigner вспомнили еще и про "Feels Like A First Time" - песню, которая с первого альбома и по сей день остается их визитной карточкой. После чего Пилсон, доселе яростно трясший хайром (привычка, оставшаяся со времен Dokken), вдруг резко посерьезнел и заиграл звонким слэпом, а Гимбел сменил гитару на саксофон. Да, это был ломовейший "Urgent"! Тормоза сорвало окончательно. Если до этого уныло-строгие охранники "Лужников"-"России" еще пытались рассадить танцующих по местам (или хотя бы убедить их не выходить с плясками в проходы между рядами), то теперь им оставалось лишь бессильно развести руками - весь партер не усадишь...
Небольшую передышку принесли соло-выступления музыкантов. Сперва Якобс, закольцевав на своем синтезаторе какую-то особенно хитрую волну, отправил публику в межгалактическое путешествие вслед за своими перпендикулярными времени и пространству органными пассажами. Потом настал черед Бонэма-младшего. В какой-то момент, вспомнив папины уроки, Джейсон выбросил палки и заиграл по пластикам ладонями. Разумеется, чуть позже колллеги это ему "припомнили", ввернув в середину "Jukebox Hero" цитату из "Whole Lotta Love" длиной в проигрыш, куплет и припев.
Для первой попытки прощания с публикой была припасена "Long, Long Way From Home". Но мы прекрасно знаем все эти игры! Как не вызвать артиста на бис, если в его закромах явно осталась песня, без которой концерт нельзя считать законченным? И вот - Мик Джонс снова за клавишами, а Келли Хансен дирижирует толпой: "Обнимемся, братья и сестры!"
Такого мощного госпел-хора, как в оригинальной версии "Want To Know What Love Is", конечно же, не получилось, но роль священников церкви Великого Рок-н-ролльного Единения Foreigner все же сыграли убедительно.
Если вы по-прежнему знакомы с этой группы лишь по двум-трем радиохитам - настало время исправить это упущение. Лучше поздно, чем никогда...
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)