PET SHOP BOYS  PSB в Мск

Pet Shop Boys всегда любили мэшапы, но в текущем туре "Yes" из них состоит чуть ли не весь сетлист. "Can You Forgive Her" + "Pandemonium". "Integral" + "Building A Wall". "Paninaro" + "Go West". Мозаика из перекликающихся сэмплов, удивительные стыки, песни, которых совсем не ждёшь, кавер на Coldplay - все по высшему разряду. А то, что одних хитов за бортом осталось часа на три, так кто же виноват, что у PSB столько хороших песен?

При том, что популярность Pet Shop Boys в России вроде бы неоспорима (они тут и до "Go West" вниманием обделены не были, а уж с тех пор – чуть ли не народных артистов СССР давать впору), этот концерт большого ажиотажа не вызывал. Да, весь город был обклеен афишами со странным заголовком "удивительное шоу, новый альбом и любимые хиты", но билеты продавались как-то небыстро. И это при сравнительно небольшом зале и опять же сравнительно невысоких ценах на билеты (за PSB просят ровно вдвое меньше, чем на заявленный там же на осень концерт Massive Attack).

В результате – никаких указателей, никаких торговцев пиратским "мёрчем" на подходе к арене и едва различимый поток людей. Короче говоря, никаких признаков ажиотажа. Внутри тоже всё было как-то камерно, если не сказать семейно. Летний расслабон снизошел даже на доблестную милицию, которая не утруждала себя неприятной процедурой обыска, да и металлоискатель, судя по молчаливой реакции на всё, что двигалось, был попросту отключён. Публика собралась весьма разношерстная, но в целом на удивление взрослая. Никаких геев, никаких модников, добрая половина зрителей вполне вписалась бы в контекст "дискотеки восьмидесятых". Из предконцертных развлечений доступен ужасно совковый на вид буфет, где и концентрируется большая часть зрителей, и развалы с мёрчандайзингом, где к нашему приходу уже успели смести все футболки приличных размеров и остались те, что больше напоминают плащ-палатки.

Народ потихоньку залезает внутрь, где на практически пустой сцене одиноко играет диджей. Играет вполне неплохо – заводит The Killers, MGMT и прочую развлекуху, которая вполне соответствует моменту. Зал сидит смирно, да у него и выбора особенно нет – по необъяснимой причине, на концерте Pet Shop Boys вообще нет танцевального партера – всё заставлено стульчиками. Минут через двадцать диджей покидает боевой пост, а тётка-дикторша торжественно объявляет: "Для вас играл диджей Фокс!". Пауза после Фокса оказалась недолгой и уже в без двадцати восемь (беспрецедентно раннее начало по московским меркам) Крис и Нил (Chris Lowe, Neil Tennant) вышли на сцену.

Хотя PSB любят устроить перформанс в лучшем смысле слова, т.е. притащить с собой оркестр и балетную труппу, на этот раз в декорациях царит минимализм. На сцене – две инсталляции из белых кубов (квадраты 5x5, из которых вылезают Нил и Крис), а также до крайности скудный сетап. Слева одиноко стоит здоровенный Korg, справа – напичканная железом стойка Криса. С таким реквезитом "Шопы" отлично уместились бы в "Б2", а тут, на огромной сцене теряются. Скудный состав музыкантов (т.е. в буквальном смысле только сама группа) частично компенсируют танцоры. Несколько девушек и один юноша изображают на сцене что-то вроде современного балета – то все вместе выйдут, то по одиночке, то парой. Декорации сцены состоят из этих самых цветных кубов плюс видео на заднем плане. Всё это очень напоминает воплощенный в реальность видеоряд к предыдущему туру "Cubism".

Концерт начинается с синтезаторного интро, которое переходит в осовремененный вариант "Heart" - в очередной раз не могу не порадоваться тому, как Pet Shop Boys удаётся пристойно осовременивать свои песни. У всех, включая танцоров и музыкантов, на головах коробки, точь-в-точь как у нашей группы "Роботы", причем Нил умудряется в этой коробке еще и петь (поверхность у неё практически марлевая – просвечивает, да и голос, судя по всему, пропускает неплохо). Двое танцоров подбегают к "коргу" и начинают невнятно изображать на нем что-то в четыре руки, но сразу ясно, что это в большей степени часть танца, чем живая игра на инструменте.

За музыкальную составляющую в одиночку отдувается Крис. Перед ним неизменный "мак бук", справа маячит Moog Voyager, слева – "плюшки" от электронной ударной установки. Где-то ниже, судя по его движениям, спрятаны еще какие-то устройства, но массивная стойка скрывает их от наших глаз. Крис выглядит предельно "роботизировано" - блестящая черная одежда, тёмные очки, бейсболка и наушники. Нил – главное лицо действа. Сильно постаревший и абсолютно седой, но смотрится со своими сединами более чем органично.

Отстрелявшись с "Heart", Нил запевает: "Every night is Friday night…" - незнакомое вокальное интро плавно переходит в "Did You See Me Coming", одна из моих любимых вещей с "Yes". Не люблю слушать любимые вещи в начале, потому что к этому моменту еще не наступает погружение в атмосферу концерта, но впрочем услышать хит всегда приятно. Эх, жалко, что и в концертном варианте этой песни нет живых барабанов и гитар. Но PSB явно нацелились играть евробит – сегодня они в большей степени клубный проект, чем стадионная поп-группа. Даже на Live8 "живяка" было больше, хотя и тот вариант казался сильно урезанным. Впрочем, не сказать, чтобы эта скудность чем-то напрягала – живой вокал, переделанные аранжировки, танцы – всего этого более чем достаточно, чтобы полностью поглощать внимание зрителя.

Следом PSB вроде бы начинают играть "Can You Forgive Her", но по ходу дела вдруг выруливают к "Pandemonium". Живых оркестровок отчаянно не хватает, но идея с мэшапом хороша – вскоре и "Can You Forgive Her" возвращается, но уже в сильно видоизмененном виде. А не сыграть ли в этом трехчетвертном мэшапе еще и "Love Etc"? Но нет, дело обходится двумя песнями. Всё бы хорошо, но удовольствие портит одна вещь – как обычно, это звук. Если в клубах он обычно громыхает и глушит басами, то здесь элементарно очень тихий. Хочется, чтобы накрыло, захлестнуло этой звуковой волной, а вместо этого приходится прислушиваться. Спасибо, что народ вокруг смирный и слушать не мешает. По счастью, очень хорошо звучит вокал, да и в целом картинка достаточно разборчивая, несмотря на то, что электроника немного сливается в кашу.

"Привет, мы Pet Shop Boys, мы очень рады снова быть в Москве. У нас недавно вышел новый альбом "Yes", а сейчас мы сыграем вещь с самого первого нашего диска". Это "Love Comes Quickly", практически нетронутая по сравнению с оригинальной аранжировкой. Здравствуй, "Please". Ну а вслед за ней – та самая "Love Etc". Она ощутимо выше по тональности, и тут даже слышно, что Нил слегка недотягивает верхние ноты. PSB всегда любили играть мэшапы, но в этом туре на этой фишке строится вся интрига – следующей парой идут "Integral" (точнее помпезное вступление) и "Building A Wall". Исполнение "стены" изобилует экшеном на сцене – сначала Крис лупит по барабанам, а затем на фоне черго-белого видео стена из кубиков вдруг рушится. Это первая смена декораций.

Следом – "Paninaro", но до самой песни опять дело не доходит и всё превращается в “Go West”. Это не просто стык вступления одной вещи с аранжировкой другой, а самый настоящий мэшап, "перекличка" – то один сэмпл вылезет, то другой. Всё это наводит на мысль, что Крис освоил-таки Ableton Live. "Go West" вызывает острое желание рубиться, но как это сделать, когда все места сидячие? Пытаемся вылезти в проход, но встречаем отпор со стороны милиции. Дело заканчивается тем, что половина зала, включая нашу компанию, дружно встаёт и устраивает пляски прямо перед своими стульчиками, благо пространства между ними достаточно. Часть нашей тусовки прорывается вперед – там действует импровизированный уголок танцев, но звук там, как докладывают, еще хуже, так что решаем оставаться на местах.

Из колонок звучит сэмпл из Kraftwerk "Pocket Calculator", а вслед за ним вокодерный голос: "Two! Two! Divided By! Divided By". Ничего себе сюрприз! Это первая песня с первого альбома, слегка подточенная в сторону электро. А сразу же за ней - еще более удивительная "Why Don’t We Live Together" - последняя со всё того же "Please". Интересно, играли ли парни её когда-то раньше? Еще один сюрприз в том, что здесь появляется второй вокал – на подпевках одна из танцовщиц. Дальше опять танцы – "Always On My Mind" и восхитительно сыгранная примодненно-эйсидная "Left To My Own Devices", которые разделяет симфоническая интерлюдия. Отчаянно не хватает этой группе живого оркестра, но танцевальные номера и без него удаются на славу.

За танцами следует сентиментальный блок. Обычно здесь солирует Нил с акустикой в сопровождении бэк-вокалисток, но в этот раз всё иначе. Блок открывается фортепианным соло Криса - это вступление к "Do I Have To", которое через паузу (Нил возвращается, переодевшись в очередной наряд) переходит в саму песню, где аранжировка уже похожа на сингловую. Очень хорош визуальный ряд – танцовщицы в красном на фоне цветной инсталляции из всё тех же кубов. Я не поклонник медляков PSB, но в этот раз всё как-то на удивление в тему. Вслед за "Do I Have To” группа играет "King’s Cross" на фоне черно-белого видео и это чуть ли не главный "хайлайт" концерта – вот уж какую песню я не ожидал услышать! "The Way It Used To Be" примечательна разве что обилием бэк-вокала, но закрывающая этот блок "Jealousy" прекрасна. Из того, что происходит на сцене, смело можно делать видео – танцоры (мальчик и девочка) разыгрывают сценки ссор – схематично, но выразительно и, что называется, трогает.

Работник правопорядка, не давший нам потанцевать, время от времени уходит куда-то в глубину зала – там у него, оказывается, сидит девушка и он то и дело ходит её проведать. Трогательно. "Шопы" тем временем решают снова поднять всех на ноги, для этого им безотказно служат старые хиты, в данном случае "Suburbia". Во время длинного интро Нил успевает еще раз переодеться, на этот раз в знакомый по прошлым турам "генеральский" наряд с фуражкой. Тема кубизма, однако, на месте - спереди вместо орденов цветные кубики Lego. Ну а дальше (с перерывом на невнятную "All Over The World" - несомненно лучший блок концерта. Всё начинается с жизнерадостной "Se A Vida E", за ней "паравозиком" - кусочек из "Discoteca". Тот, стремительно ускоряясь, переходит в перекорёженную "Domino Dancing", а та – в колдплеевскую "Viva La Vida". Это форменный экстаз – ай да Теннант, ай да сукин сын! Я настолько под впечатлением, что "It’s A Sin", под которую кубическая инсталляция взлетает в воздух, и уход группы за кулисы проходят для меня почти незамеченными.

На бис Нил и Крис, нацепившие на головы причудливые конструкции, напоминающие ананасы, дарят нам "Being Boring". Ах! Её я ждал чуть ли не больше всего. Ну а под конец, разумеется, "West End Girls" - длинная и ужасно олдскульная, в 12”-версии, которая крутится вокруг фразы "and no one knows your name". Блеск! Браво!

И вроде бы есть за что ветеранов поругать – и музыкантов на сцене мало, и оркестр в записи звучит как-то комично, и звук тихий, и много хорошего не сыграли (почему, например, не было ни одной вещи с "Fundamental" кроме кусочка "интеграла"?), но с чисто эмоциональной точки зрения – разрыв в тряпки. Эта мозаика из перекликающихся сэмплов, удивительные стыки, песни, которых совсем не ждёшь, кавер на Coldplay – это был чистый восторг. Да и визуальный ряд был великолепен – современный танец на фоне геометрических конструкций в спектральных цветах подходит к музыке как нельзя лучше. А то, что одних хитов за бортом осталось часа на три, так кто же виноват, что у PSB столько хороших песен.

15.06.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

PET SHOP BOYS - свежие публикации:

Сайт: www.petshopboys.co.uk

PET SHOP BOYS

Pet Shop Boys – без сомнения, одна из самых влиятельных британских поп-групп. Дуэту чудесным образом удаётся оставаться актуальными и любимыми публикой вот уже двадцать пять лет к ряду. Ни один из их десяти студийных альбомов не промахивался мимо первой десятки британского чарта.

Подробности из жизни:

Pet Shop Boys - британская группа.
Жанр - поп, хаус.

Состав:

Нил Теннант (Neil Tennant)
Крис Лоу (Chris Lowe)

Дуэту Pet Shop Boys чудесным образом удаётся оставаться актуальными и любимыми публикой вот уже двадцать пять лет к ряду. Ни один из их десяти студийных альбомов не промахивался мимо первой десятки британского чарта. Pet Shop Boys всегда служили образцом этакой поп-музыки для интеллигентов: сдержанные и изысканные электронные аранжировки, превосходный сонграйтинг, меланхоличный голос Нила Теннанта и ироничные тексты, нередко затрагивающие социальную тематику. Оба участника дуэта – геи, и хотя говорить об этом открыто Крис и Нил стали только в середине девяностых, в их песнях всегда присутствовал либеральный "месседж". Они успели и пройтись по католическим школам ("It's A Sin"), и дать вторую жизнь старому гей-гимну ("Go West").

Их карьера началась с успеха песни "It's A Sin", которая с тех пор стала в Британии поп-стандартом: её исполняли и бойзбенд East…

Далее... →