Шотландский дуэт Pumajaw, ровно как и многие другие участники грядущего книжного фестиваля – не слишком известны даже у себя на родине, но каждый, кто сталкивался с их творчеством, неизменно подпадал под чары низкого вкрадчивого голоса Пинки Маклюр (Pinkie Manclure), и гипнотизирующих звуковых пейзажей Джона Уиллса (John Wills). По словам самих участников, единственный термин, которым можно определить музыку Pumajaw – это хлесткий неологизм "фолкаделика", что, безусловно, похоже на правду. Накануне московского концерта группы, Звуки.RU пообщались с Пинки и Джоном, и узнали много нового о превратностях традиционного фолка, мистицизме, семейных узах и группе Lumen.
Звуки.RU: Вы прежде играли в замечательной группе Loop – одном из самых ярких свидетельств того, что лучший альбомы в жанре шугейза был записаны до начала девяностых годов. Тогда, помнится, о вас никто особо не знал, а сейчас на ваши записи молится все новое поколение дроун-металлистов, спейс-рокеров и шугейзеров. А сами вы чем вдохновлялись?
Джон Уиллс: Мы обожали разную странную американскую и немецкую музыку 70х годов: от краут-рока до примитивного индастриала. Если вас интересуют конкретные имена, то мы старались смешать в своем творчестве музыку психоделию Neu! и Can, эксперименты The Pop Group и грязный гаражный рок и протопанк в духе The Stooges.
Звуки.RU: Не обидно, что вам тогда так и не удалось завоевать популярность, а сейчас ваши песни чуть ли не ксерокопируют?
Джон: Конечно, обидно! (смеется) Но я думаю, что это все из-за того, что мы несколько обогнали свое время и нас заметили лишь спустя много лет. Не знаю, вроде бы сейчас ребята с Reactor Label переиздали наши старые альбомы, может, стоит справиться о продажах? (смеется) Но, знаешь, мы тогда особо не нацеливались на коммерческий успех, так что было бы странно, если бы наши песни ставили в рекламных паузах на ТВ. Это судьба всех пионеров в музыке – совершать революционные открытия в области звука и композиции, но при этом оставаться незамеченным своими современниками. Потом уже твоя музыка станет частью поп-культуры и на ней можно будет зарабатывать хорошие деньги, но никто не знает, как скоро это произойдет. Когда распались Loop, на обломках коллектива были основаны два проекта: Main и The Hair And Skin Trading Company. Вторую команду основал я, и мы даже успели записать несколько пластинок, прежде чем все окончательно пришло в негодность.
Звуки.RU: Вы не скучаете по тем временам?
Джон: Иногда хочется вернуться туда, все-таки мы здорово провели время. Но время идет своем чередом и в Pumajaw я реализую то, что вряд ли смог бы сделать в предыдущих коллективах. Сейчас я возвращаюсь к своим корням – к экспериментам с электронным звучанием. Я по-прежнему здорово вдохновляюсь краут-роком и ранней электроникой.
Звуки.RU: Я слышал, что вы работали вместе с Робертом Уайаттом, PJ Harvey, The Real Tuesday Weld и Stereolab. Неплохой послужной список, как вам это удалось?
Пинки Маклюр: Я играла в группе Spleen вместе Джоном Пэришем (John Parish), это было едва ли не лучшее время в моей жизни. А с Уайаттом я познакомилась в проекте Sigmatropic – это греческий электронный коллектив с непостоянным составом. Они выпустили альбом "16 Haiku" на стихи греческого поэта Йоргоса Сефериса, и я там читаю несколько стихотворений. К записи им удалось привлечь многих известных музыкантов, поэтому работать с ними было интересно. А Real Tuesday Weld просто приглашали меня погостить на их пластинках, с ними очень приятно иметь дело, поэтому я не отказываюсь от сотрудничества. Сейчас, правда, у меня нет в планах никаких коллабораций, но это только оттого, что мы и с Джоном прекрасно справляемся.
Звуки.RU: Складывается ощущение, что сейчас наступила эпоха семейных музыкальных предприятий: Celebration, The Rosebuds, Nadja, Low, Handsome Furs, вот и вы тоже с Джоном. Вам проще работать вместе, когда вас соединяют супружеские узы или же это никак не повлияло на Pumajaw?
Пинки: Мы начали работать вместе тогда, когда нас еще ничего не объединяло. Я выступала сольно, а Джон работал звукорежиссером, ну и продюсировал разные малоизвестные команды. Он помог мне с записью альбома, а дальше как-то все стало так складываться, что мы начали писать песни вместе. Мы обнаружили, что у нас много общих взглядов, да и подход к созданию композиций у нас оказался один на двоих: использование звуковых петлей, странных сэмплов и полевых записей, попытка сделать электронную музыку методами музыки неэлектронной – все это легло в основу Pumajaw. Именно поэтому мы и начали сотрудничать. А встречаться мы стали уже позже. Не думаю, что это что-то сильно изменило. Разве что у нас стало больше времени на обсуждение наших новых вещей, с того момента как мы стали жить вместе.
Звуки.RU: Сейчас все чаще говорят о таком движение, как фолктроника. Вы бы могли себя к нему отнести?
Пинки: Может быть, но у меня затруднения вызывает не "троника", а "фолк". Мне всегда тяжело употреблять это слово, потому что никто толком не знает, что такое "фолк". Могу сказать точно, что живьем мы довольно шумные, поэтому те слушатели, которые придут послушать в Москве тихий шотландский фолк могут быть разочарованы! (смеется). В Англии вообще "фолк" – это уже почти неприличное слово, все считают его чем-то безжизненным и дико скучным, поэтому первое, что нужно сделать, если вы хотите распугать всех слушателей – это назваться фолк-группой.
Звуки.RU: А кто ходит на ваши концерты? Любители традиционного фолка в клетчатых рубахах или модная молодежь?
Пинки: Все, кроме любителей традиционного фолка – они от нас шарахаются, как от огня.
Звуки.RU: Я слышал, что вы прежде играли под названием Lumen. Честно сказать, не самое оригинальное имя для группы – только в России есть как минимум две команды со схожими вывесками, плюс, я знаю такие же коллективы существуют в Америке, Чехии и Франции.
Пинки: Именно поэтому мы сменили название! Стоило нам только появиться, как нас сразу же завалили письмами озлобленные Lumen со всего мира. Бедняги, они все делят одно имя и, поэтому, не очень благосклонно смотрят на то, что кто-то еще пытается заступить на эту территорию. Нам показалось это довольно смешным, поэтому мы решили, что проще будет придумать новое название. Идея назвать группу Pumajaw родилась довольно спонтанно – мне нравится и само слово, "челюсть пумы", но образовано оно было из наших инициалов: Пинки Маклюр и Джон Уиллс.
Звуки.RU: На вашем последнем альбоме "The Curiosity Box" играют Элисдер Робертс и Джеймс Йоркстон, звезды самого что ни на есть корневого фолка. Как вам удалось привлечь их на свою сторону?
Пинки: С Элисдером мы прежде вместе давали концерты, а Йоркстон – просто наш старый знакомый. Они оба очень музыкальные люди. Йоркстона, например, просто невозможно остановить – он поет всю жизнь без остановки, даже когда он говорит с вами, вам кажется, что он распевает очередную балладу.
Звуки.RU: Расскажите о компиляции "John Barlecorn Reborn: Dark Britannica". Несколько лет назад она произвела на меня огромное впечатление, но целиком оценить величие замысла я так и не смог. Вы записали одну песню специально для сборника, но как вы вообще попали в эту странную компанию неофолкеров?
Пинки: Нам она показалась не менее странной (смеется). Все получилось как обычно – нам просто написали письмо, и мы не смогли отказать, хотя не очень хорошо представляли, что из этого в итоге выйдет. С этой пластинкой связано много мистических историй: ее долго не могли выпустить, но когда она вышла, человек, который все это организовал буквально-таки испарился, как будто его никогда и не было, хотя планировалось продолжение сборника. Не скажу, что бы мы сами являемся сторонниками заигрываний с староанглийскими темами, в том числе и с язычеством, но у нас есть пара песен, чьим словам уже исполнилось четыреста лет.
Звуки.RU: А что со сборником каверов на The Beatles для журнала Mojo? Для него вы перепевали "Piggies", немного странный выбор, нет?
Пинки: Нам позвонили буквально за пару дней до намеченного выхода диска, и сказали – вы можете сделать кавер-версию на эту вещь? Мы ответили: "Ну, а почему бы и нет?". Времени было в обрез, так как мы были в Лондоне, а студия наша находится в Шотландии, поэтому нам пришлось срочно собираться в дорогу и в итоге у нас на все осталось только четыре часа. Поэтому я очень благодарна редакции Mojo за их выбор, так как это очень простая песня (смеется).
Звуки.RU: Грег Сонье из американской авант-роковой банды Deerhoof утверждает, что он не видит смысла в занятиях музыкой, и поэтому испытывает уважение ко всем, кто это делает. А зачем вы в это ввязались? Вряд ли альбомы и гастроли Pumajaw способны приносить достаточно денег к существованию.
Пинки: Да, поэтому мы оба работаем – занимаемся витражными стеклами. Что же до того, зачем я этим занимаюсь… Мне кажется, просто потому, что я не могу остановиться. Это как наркотическая зависимость, ты ничего не можешь с этим поделать – даже когда понимаешь, что твоя жизнь не становится от этого лучше. Музыка - это часть моей личности, и часть довольно большая, если я отброшу ее, то перестану быть собой.
Звуки.RU: А когда вы впервые ощутили эту зависимость?
Пинки: С выходом первого альбома, в 1987 года. Безумная была пластинка: я просто пела под аккомпанемент разных шумов и закольцованных звуков.
Звуки.RU: А сейчас вы бы смогли переслушать эту запись без содроганий?
Пинки: Ой, только если бы у меня сохранился экземпляр (смеется). Честно, у меня не осталось ни одной кассеты. Хотя совсем недавно, я натолкнулась на ebay на эту запись, кто-то продавал ее за приличные деньги как большой раритет. По-моему, это забавно, когда твои старые записи становятся антикварной ценностью.
Звуки.RU: Последнее время, все чаще появляются материалы повествующие о тяжелой судьбе звезд и звездочек первой половины девяностых. Тягостное остается ощущение – из грязи в князи и обратно. Кумиры поколения ныне прозябают в абсолютной безвестности. Вы с Джоном всегда шли ниже линии радаров, но, тем не менее, были очевидцами всех этих событий: что вы думаете по этому поводу?
Пинки: Да, но все-таки эти люди получили свою славу, хотя многие из тех, с кем они начинали, не добились даже и этого. Конечно, обидно быть забытым, но ведь это тоже не просто так происходит – значит, музыканты перестают писать интересные песни, либо же они вылезли лишь на волне популярности какого-то жанра, и не удивительно, что если эта волна схлынула, то они оказываются погребены под обломками. Сейчас все по-другому – каждый может разместить страничку своей группы на myspace. С одной стороны, это более честный способ, с другой стороны, из-за него расплодилось столько ужасающих посредственностей. Мне кажется, сегодня опять нужен какой-то фильтр, каким прежде были крупные журналы, такие как NME и Q.
Звуки.RU: Ну один из лучших фильтров – это мнение понимающих людей. Вот, например, вас, что из последнего услышанного действительно задело?
Пинки: Ой, ну какой из меня авторитет (смеется). Мне понравился альбом Fever Ray и новая запись Grace Jones – по ней чувствуется, что ей есть еще, что сказать. А это очень важно.
Звуки.RU: Кстати, я видел несколько ваших выступлений на youtube…
Пинки: Нет, только не напоминайте! Я их все ненавижу, было бы здорово их как-нибудь оттуда удалить (смеется). Люди почему-то лезут за камерами только тогда, когда у нас все валится из рук.
2012 – Музыканты из The Animals отказались выступать без предоплаты. По этому поводу 3000 разъярённых поклонников разнесли концертный зал в Оттаве »»
Jennifer WARNES (1947)
Jackie MITTOO (1948)
Robyn HITCHCOCK (1953)
Александр ИВАНОВ (1960)
Ronan KEATING (1977)
Максим ЛИДОВ (1986)
Johan "Jo" NUNEZ (1988)