John FOGERTY  Упрямый американский парень

Джон Фогерти - бесспорно, один из самых талантливых кантри-рокеров на всем земном шаре. Увы, песни, написанные им на пике формы, принесли ему больше проблем, чем денег. Виной тому - совершенно невразумительный контракт, заключенный с его группой Creedence Clearwater Revival. Именно против этого музыканта в свое время возбудили дело о краже им его же собственной песни...

Джон Фогерти (John Fogerty, родился 28 мая 1945 года) - бесспорно, один из самых талантливых кантри-рокеров на земном шаре. Увы, песни, написанные им на пике формы, принесли музыканту больше проблем, чем денег. Виной тому - совершенно невразумительный контракт, заключенный с его группой Creedence Clearwater Revival на семь лет. После его подписания группа протянула лишь пять (1967-1972). Немудрено! Когда ты молод и рвешься в бой - какие уж там "авторские отчисления"! Заработать бы хоть что-нибудь... Вот "что-нибудь" группа и зарабатывала...

А ведь внешне все складывалось неплохо. Школьная группа Тоm Fogeгty And The Blue Velvets из Эль-Черритто в 1964 году подписала контракт с местной фирмой грамзаписи "Fаntаsу", и после трех лет фальшстартов и смен названия добралась-таки до хит-парадов с песенкой "Suzy Q". Радиостанции нуждались в основанном на традиционных американских ценностях роке, который стал бы противовесом надвигающейся волне подозрительной психоделики. "Нас включили в местный радио-Тор 40, там у них ценились песни со смыслом, а не просто гитарные соло, - рассказывает басист группы Стюарт Кук (Stewart Cook). - Песня должна была представлять собой какую-нибудь историю. А у Джона к Creedencэтому был настоящий талант, он умел писать такие песни".

В конце 60-х группы "со стажем", вроде Beatles и Rolling Stones, вовсю выпускли концептуальные альбомы со сложными аранжировками, привлекая симфоническе оркестры и используя все возможности студийной электроники. Новые достижения рока неуклонно превращали его из музыки для танцев в музыку для серьезного, вдумчивого изучения. Но свято место пусто не бывает - и "экологическую нишу" сочинителей трехминутных рок-боевиков заняли Creedence, чье творчество оказалось куда ближе к народу. Группа рассматривала пластинку не как единое целое, проникнутое общей идеей и несущее особую смысловую нагрузку, а как набор песен - веселых, грустных, спокойных, но именно отдельных песен.
"Джон был уверен, что, если нас не будет в чартах, публика о нас позабудет, - говорит барабанщик Даг Клиффорд (Douge Clifford). - Поэтому, записав три сингла - то есть шесть треков, - мы возвращались студию и записывали еще четыре, чтобы получился целый альбом. При этом на плечи самого Джона ложилось огромное бремя, но он был в состоянии его выдержать".

Песни Джона давно уже стали классикой как рока ("Run Through The Jungle", "Fortunate Son"), так и кантри ("Lookin' Out My Back Door", "Proud Mary"). А в боевиках вроде "Down The Corner" и "Up Around The Bend" оба стиля сплелись так, что и тракторами не растащишь. Характерное для этих номеров сочетание гармоничных блюграсс-распевок и атакующих электрогитар заложило основу так называемого "южного рока", и по сей день почитаемого фермерами и байкерами. Creedence импонировали молодежи, для которой рок-сюиты "великих" оказывались слишком сложны, и тем, для кого рок по-прежнему был лишь поводом оттянуться. Может показаться, что подобные рассуждения "принижают" значение группы, но это не так. Пути "сложных" форм рока пока что неизменно приводят в тупик, а то "основное направление", в рамках которого работали Creedence, продолжает каждый год радовать нас новыми открытиями.

Джон Фогерти по молодости недооценил пробивного потенциала своих сочинений, по причине чего пять лет кряду просидел на зарплате среднего клерка фирмы "Fantasy". Все разговоры по пересмотру первоначального контракта сводились к предложениям отчислять группе 10 процентов оборота. То есть, фактически, 10 процентов от них самих, поскольку Creedence были единственной командой лейбла, фигурировавшей в чартах. "Джон был блестящим музыкантом, но не имел никакого опыта в менеджменте, особенно на том уровне, на который мы поднялись, - рассказывает Клиффорд. - Эта ошибка оказалась решающей и в конце концов погубила группу".

Единственным способом разорвать порочный круг стал распад команды. В 1970 году Том Фогерти (Tom Fogerty, второй гитарист и старший брат Джона) несколько раз грозился уйти, но всякий раз Клиффорд и Кук ходили вокруг него кругами и уговаривали остаться. В феврале 1971, сразу же после выхода альбома "Pendulum", Том исполнил-таки свою угрозу. Некоторое время Creedence действовали в виде трио - выпустили концертный альбом "Live in Europe" и записали новую пластинку "Mardi's Gras" (1972) - самую неудачную в своей истории. В октябре того же года группа развалилась окончательно.

До конца 70-х Джон Фогерти выпустил лишь два сольных альбома. Кантри-роковый "Blue Ridge Rangers" (1973) содержал песню "Jamablaya (Оn The Вауоu)", попавшую в Тор 20. Заявив, что "Fantasy" не обеспечили его записи должного промоушна, Джон потребовал разрыва контракта. Лейбл, ожидавший получить от музыканта еще восемь дисков, ответил отказом. Назревал конфликт, но тут вмешался медиа-магнат Дэвид Гэффен, выложив за новый альбом Джона миллион долларов и оставив "Fantasy" с носом. Фогерти удалось освободиться от издательского контракта, пожертвовав правами на все ранее написанные песни.

Вышедший на лейбле Геффена "Asylum" диск "John Fogerty" (1975) прославился лишь треком "Rockin' Аll Over The World". Отказавшись выпускать следующий, уже записанный альбом, Фогерти "лег под корягу". Новый успех пришел к нему лишь через десять лет.

В середине 80-х Фогерти выманили из его добровольного заточения - на этот раз - "Warner Brothers". Альбом "Centerfield" (1985) произвел эффект разорвавшейся бомбы. В эпоху стерильного звука записанный по старинке диск был подобен дуновению свежего ветра. Песню "The Old Man Down The Road" даже можно было поставить в один ряд с легендарными "Green River" и "Run Trough The Jungle". Что, кстати, побудило "Fantasy", по-прежнему хозяев прав на вышеупомянутые сочинения, предъявить Джону через суд сногшибательное обвинение в самоплагиате. Фактически против Фогерти возбудили дело о краже им его же собственной песни. Складывалась идиотская ситуация. Фогерти оказался на свидетельской скамье с гитарой в руках, где долго объяснял присяжным, каким образом две песни одного и того же автора могут иметь схожий саунд и все же быть разными. Ему удалось убедить судей, но потребовалось десять лет, чтобы вернуть $400,000, затраченные на тяжбы. Вдобавок тексты песен "Vanz Kan't Dance" и "Мr. Greedy" были настолько ядовиты, что хозяин "Fantasy" Сол 3ентц подал на музыканта еще один иск, на сей раз по факту оскорбления личности. Однако по причине формальной разницы между фамилиями "Vanz" и "Zanz" дело лопнуло. Самого же Зентца "накрыло" хрестоматийной "горящей шапкой", и вскоре он перестал восприниматься как серьезная фигура в шоу-бизнесе. С тех пор, исполняя на концертах материал "Centerfield", Джон "для острастки" вооружался гитарой, сделанной из бейсбольной биты.

Еще более лютым оказался диск "Eye Of The Zombie" (1986). Экспериментальный и эклектичный по музыке, вполне в духе конца 80-х живоописующий ужасы человеческой цивилизации, он был мало похож на прочие альбомы артиста. Правда, в своих следующих работах - "Blue Moon Swamp" (1997), "Premonition" (1998) и "Deja Vu All Over Again" (2004), - Джон вернулся к кантри-роковой стилистике на новом уровне - например, в песне "Rambunctions Boy" ему удалось подружить традиционную для этого направления мандолину и диковинный электрический ситар.

На концертах Джон по-прежнему "рубится", выпиливая с детства знакомые ноты "Fortunate Son" с таким азартом, будто от этого зависит его жизнь. Долгое время Фогерти оберегал честь своих творений тем, что не играл их вовсе - под девизом "зажали мои права - не получите и дивидендов!" Когда он наконец-то сыграл несколько песен Creedence на благотворительном (что существенно) концерте в пользу ветеранов вьетнамской войны в 1987 году, это стало событием чуть ли не эпохального масштаба. Но в 2004 году Сол Зентц, чьи дела, судя по всему, вконец расстроились, продал "Fantasy" лейблу "Соnсоrd". В 2005 Джон Фогерти перезаключил контракт с "Fantasy", воссоединившись с самим собой. Президент "Concord" Гленн Баррос заявил: "Джон хотел получить права на свои песни в свое полное владение, но, к сожалению, мы не смогли на это пойти, просто потому что заплатили за них слишком много денег". Однако Баррос восстановил отчисления по авторским гонорарам Джона. "Что ж, они сделали замечательный первый шаг", - ответил на это Фогерти.

"Concord" также издали сборник "The Long Road Home". Впервые песни Creedence и сольные песни Фогерти вышли вместе на одном диске. К работе над составлением сборника был привлечен и сам Фогерти. Неудивительно, что среди 25 треков оказались и "The Old Маn Down The Road", и "Run Throug The Jungle". Скандальные "Vanz Kan't Dance" и "Мr. Greedy" в программе отсутствовали. Быть может, это и к лучшему - несмотря на весь социальный заряд, в музыкальном плане это не самые лучшие работы Джона. Вдогонку вышел DVD "The Long Road Home: In Concert".

В 2008 году Джон выпустил "Revival" - свой лучший альбом со времени "Premonition". Судя по новым песням, Фогерти остается одними из главных певцов и композиторов своего поколения. Диск был записан за 12 дней, и треки вроде "Summer Of Love" звучали не хуже того, что записывали Creedence в лучшие годы. Правда, в "Gunslinger" и пинающей Дж. Буша-v2. "Can't Take It Аnуmоrе" острый на язык Джон снова не удержался от язвительной сатиры.

Итак, история Фогерти - это история со счастливым концом. Однако вернутся ли когда-нибудь Creedence? Вот на этот вопрос, как это ни печально, приходится ответить отрицательно. Том Фогерти умер в 1990 году от туберкулеза, так и не помирившись с братом. Когда в 1993 Creedence Clearwater Revival ввели в Зал Славы Рок-Н-Ролла, Клиффорд и Кук решили было, что им предоставится удачная возможность уладить разногласия с Джоном. Их пригласили на церемонию и пообещали, что они будут играть в звездном джеме. Но когда Клиффорд поднялся на сцену и спросил, которая из ударных установок - его, рабочий сцены ответил ему, что играть они вообще не будут, и что Джон весь последний месяц репетировал с Робби Робертсоном, Брюсом Спрингстином и местной командой.

В 1995 году Клиффорд и Кук создали Creedence Clearwater Revisited. Одно время на гитаре у них играл Эллиот Истон (Elliot Easton) из The Cars. Но Фогерти опротестовал название, и какое-то время они выступали как Stu Cook And Doug 'Соsmо' Clifford Present Соsmо's Factory - Ап Evening With Creedence. "Все это едва умещалось на билетах", - говорит Кук. На самом деле, они могли использовать даже название Creedence Clearwater Revival. "Однако мы предпочли этого не делать из уважения к оригинальной группе и чтобы избежать недоразумений в рядах наших фанатов".

Впрочем, так уж ли важны все эти попытки воскресить старую "торговую марку"? Джон Фогерти был основным автором песен группы, и самым разносторонним музыкантом (гитара, клавишные, саксофон, гармоника, перкуссия). Его новые сольные номера не уступают старым боевикам Creedence, его голос так же мощен, как и в конце 60-х, в его команде собрались превосходные музыканты. И пока на его концертах все играется как надо - легенда Creedence Clearwater Revival жива.

27.05.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

John FOGERTY - свежие публикации:

Сайт: www.johnfogerty.com

John FOGERTY

Дата рождения:

28 мая 1945