Если вы слушаете ска-панк, но не слышали группу Ska-P, значит вы не слушаете ска-панк. Испанцы сделали себе имя в Европе за пятнадцать лет, что они играют сокрушительные концерты. Ska-P из тех групп, что смогли выйти на стадионный уровень - серьезное и редкое достижение для музыкантов такого жанра. И вот лидер испанцев Pulpul развалился в кресле и, хитро улыбаясь, тихо бурчит себе под нос ответы на предсказуемые вопросы журналистов. На пресс-конференции Pulpul вкратце напомнил основные положения своего мировоззрения. Он, мол, левый анархист, антифашист, болеет за футбольный клуб "Атлетик Бильбао", он против Ватикана, тореадоров и мейджоров, поддерживает музыкальных пиратов и уличные беспорядки, вроде тех, что были в Афинах. И многое-многое, что положено честному ска-панку и анархисту. И только гитарист группы Joxemi робко высказался за то, что лучше футбол вовсе отменить – слишком много насилия.
Ska-P играют не музыку, но драйв в чистом виде. Ты слышишь ритм ска и начинаешь двигаться в такт, в этом все дело. И когда ты начинаешь двигаться - ты уже не можешь остановиться. Это музыка на самом деле никуда особенно не развивалась, она не нуждается в эволюции, это танцевальная музыка - главное держать определенный ритм. Ничего изобретать тут не нужно, с тех пор как скрестили ска и панк. Они играют, мы танцуем, каждый знает свою роль. Что отличает Ska-P от других групп, так это цирковое шоу на протяжении почти всего концерта. Тут на первых ролях Pipi. Он ходит на ходулях, изображает священника, полицейского и прочих врагов анархизма. Человек-цирк. Своей свободой от музыкальных обязательств немного напомнил Бэза (Mark "Bez" Berry) из Happy Mondays. Фронтмен Pulpul сосредоточен, он поет и играет на гитаре, на нем майка группы "Элизиум", он положительный рок-герой. Гитарист Joxemi где-то в середине концерта получает возможность показать себя во всей красе, и пока большая часть музыкантов берут небольшой тайм-аут, он вместе с басистом и ударником выдают инструментальное панк-рок трио в духе Green Day: грязно, быстро и почти виртуозно. На отдельный концерт такой группы сходил бы с не меньшим удовольствием.
Ска-панк это все еще музыка улиц, до которой не успели добраться своими когтистыми лапами MTV и глянцевые молодежные журналы. Сама идея еще не подверглась профанации. Потому что все мы знаем каким был, например, эмо-панк, и что с ним стало когда его процедили через популярные американские медиа. Ска-панк пока держится на плаву, несмотря на всю известность таких групп как Ska-P.
Консервативность ска-панка есть его прелесть и недостаток одновременно. Танцевальность хороша в плане энергетики, драйва и "дикого угара, например". Но при этом после концерта, выжимая рубашку на улице, я понимаю, что материал у группы не ровный, в крепко сбитом сет-листе ска-панковских маршей мало запоминающихся песен, оригинальных, хитовых, отличных от всех остальных. Благо по-испански я не понимаю и оцениваю строго музыкально. С последнего альбома отметил бы пожалуй только "Ni fu Ni fa" и "Crimen sollicitationis". После концерта любой стадионной рок-группы с сильным материалом едешь в метро домой и в голове крутятся песни, создавая помехи в радиоэфире сознания. Для рокеров такого размаха творческая единица – песня. У Ska-P единица творчества – концерт. И рассматривать каждую песню в отдельности нет смысла, потому не стану я перечислять, сначала, мол, они сыграли "эту" песню, потом к радости фанатов "вон ту".
Фанатов было огромное количество, даже не ожидал что будет такой биток. Люди буквально ломились в фан-зону, прыгали с галерки, к ужасу охранников, явно не готовых к такому повороту. Жаль только, мощность вентиляции в "Ролл Холле" явно не соответствует вместимости. Для катания на роликах это может и годится, но для таких бешеных концертов – нет.
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)