ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ  После Стравинского не с кем поговорить

Вежливый отказ готовит один из наиболее экстравагантных и органичных музыкальных альянсов. 29 мая группа выступит со своей новейшей программой Nichtzusammen, официальная премьера которой ожидается ближайшей осенью. Во-вторых, контрапунктом этой программы станут редкие сочинения Игоря Стравинского и Александра Мосолова в исполнении Первого симфонического ансамбля без дирижера недавно воссозданного Петром Айду на базе музыкальной лаборатории Школы драматического искусства

29 мая на сцене концертного зала Центрального Дома Художника на Крымском Валу группа Вежливый отказ представит один из наиболее экстравагантных и органичных музыкальных альянсов. Во-первых, сама группа выступит со своей новейшей программой Nichtzusammen, лишь небольшая часть которой была показана в прошлом году, а официальная премьера ожидается ближайшей осенью. Во-вторых, контрапунктом этой программы станут редкие сочинения Игоря Стравинского (Регтайм для 11 инструментов и короткий концерт для камерного оркестра Dumbarton Oaks) и Александра Мосолова (вокальный цикл Четыре газетных объявления) в исполнении Первого симфонического ансамбля без дирижера – Персимфанса – коллектива, недавно воссозданного Петром Айду на базе музыкальной лаборатории Школы драматического искусства.

Собственно музыкальный альянс будет состоять в неожиданных и плодотворных пересечениях музыки Вежливого Отказа и его исторических собеседников – экспериментов классического музыкального авангарда 1920–1930-х гг. При этом иллюзия исторического расстояния будет преодолеваться физически: некоторые музыканты Отказа вместе с оркестрантами Персимфанса сыграют пьесы передовых русских композиторов прошлого века, утверждая тем самым не только общность современного музыкального языка, но и действенность его принципов: дерзость поиска, открытость звуковой формы, истина внутреннего взгляда – принципы, которые Вежливый Отказ продолжает совершенствовать и сегодня.

Однажды в середине 1920-х безусловному новатору Стравинскому задали каверзный вопрос: "Какое Ваше мнение о современной музыке?". Стравинский ответил: "Я ее не выношу". "Ну а ваша музыка?", – продолжал репортер. "Моя? Но я не пишу современной музыки", – парировал Стравинский. "Вежливый Отказ", как бы оправдывая свое название, даже в плакатные перестроечные годы избегал "рокового" пафоса современности и героической патетики, наводя резкость между "нервом–рок-н-ролль", импровизационностью джаза и организованной рафинированностью академической музыки, следуя в этом лишь внутренним интуициям. Органично создавая общий язык для главного, что произошло в музыке ХХ в., "Вежливый Отказ" сам стал образцом такого языка, в котором узнаются диалекты джаза, рока, вальсов, танго, маршей, современной камерной музыки и народных "густоплясовых".

Однако общность избранных для концерта сочинений И. Стравинского и А. Мосолова имеет с музыкой Вежливого Отказа особое родство. Так, "этнические опыты" в области подлинной русской звучности Отказа оказываются гармоничны неофольклоризму Стравинского периода "Петрушки" и "Весны священной" и народным попевкам "Свадебки", а прославившие его "варварские" ритмы и любовь к ударным согласуются с прихотливым, многообразным и нередко полиритмическим рисунком в пьесах группы.
Спонтанность композиции в противовес формализованности, подвижная нефиксированная структура приучают слушателя "Отказа" присматриваться к случайностям и к неожиданным разрешениям. Избегающая прямого называния группа вежливо отказывается от форм и песни и инструментальной композиции ради метафоры музыкальной пьесы, в которой могут происходить любые переходы и превращения, в которой чистая выразительность побеждает любые предубеждения, обманывает самые проницательные ожидания.

В вокальном цикле Александра Мосолова "Четыре газетных объявления", написанном в 1926 году на рекламные тексты "Известий" (подобно Газетным вырезкам Ханса Эйслера, написанным в том же (!) 1926 году) самоуверенная косноязычность нэпманских персонажей предстает фикцией, абсурдность которой обнажает диссонантная фортепианная речь. В противовес классическим трактовкам Роман Суслов и Петр Айду исполнят эту злободневную карикатуру без горжетки колоратурного сопрано, обнаружив неслучайную параллель между афористической иронией раннего творчества Мосолова и текстами "Вежливого Отказа".

Называя свою новую программу Nichtzusammen (с немецкого – "не вместе", что, впрочем, на языке оригинала как раз пишется раздельно), Вежливый Отказ парадоксально утверждает обратное. 29 мая в Центральном Доме Художника группа, "всегда стремившаяся играть оркестровую музыку доступными инструментами" (как когда-то высказался ее лидер), выйдет на сцену вместе с оркестрантами Персимфанса, чтобы и сыграть в свое удовольствие и, как говорил Стравинский о задачах музыки, "внести порядок во все существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем".

”Для меня включение музыки Игоря Стравинского и Александра Мосолова в этот концерт – это в определенной степени подарок слушателям "Вежливого отказа". Подарок и приглашение услышать эти замечательные произведения вне филармонического контекста современной Москвы. Кроме того, это – попытка привлечь внимание к широте той традиции, в которой "Вежливый отказ" существует и развивается уже более 20 лет, - говорит бессменный директор группы Вячеслав Недеогло, - "Вежливый отказ", работающий на стыке джазового, академического и рок- авангарда и традиционной городской и народной русской песни настолько особняком стоит на современной сцене, что мы до сих пор испытываем проблемы с ее классификацией (я, например, уже устал бороться с банальным эпитетом jazz-rock, который нам то и дело лепят в сети и в прессе). "Вежливый отказ" - это не академический коллектив, но качество его музыки таково, что внимательный слушатель увидит тонкую связь в мелодии, гармонии и особенностях музыкальной речи и логики включенных нами в эту концертную программу произведений. Список композиторов можно было бы расширить, но для концерта в ЦДХ решено было ограничиться заявленной программой. Думаю, впереди (осенью?) вас еще ждут любопытные сюрпризы. “

Конечно, зал ЦДХ – не самое удобное место ни для сложносочиненной и громкой музыки самого "Отказа", ни для акустики камерных и малых симфонических оркестров, но эта площадка имеет своего преданного посетителя, и "Отказ" не выступал на ней более 12 лет. Поэтому, первая встреча с полной версией новой программы группы состоится там.

Вежливый Отказ
новая программа Nichtzusammen, музыка Игоря Стравинского и Александра Мосолова
ЦДХ
29 мая, начало в 19.00

15.05.2009, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - свежие публикации: