29 мая на сцене концертного зала Центрального Дома Художника на Крымском Валу группа Вежливый отказ представит один из наиболее экстравагантных и органичных музыкальных альянсов. Во-первых, сама группа выступит со своей новейшей программой Nichtzusammen, лишь небольшая часть которой была показана в прошлом году, а официальная премьера ожидается ближайшей осенью. Во-вторых, контрапунктом этой программы станут редкие сочинения Игоря Стравинского (Регтайм для 11 инструментов и короткий концерт для камерного оркестра Dumbarton Oaks) и Александра Мосолова (вокальный цикл Четыре газетных объявления) в исполнении Первого симфонического ансамбля без дирижера – Персимфанса – коллектива, недавно воссозданного Петром Айду на базе музыкальной лаборатории Школы драматического искусства.
Собственно музыкальный альянс будет состоять в неожиданных и плодотворных пересечениях музыки Вежливого Отказа и его исторических собеседников – экспериментов классического музыкального авангарда 1920–1930-х гг. При этом иллюзия исторического расстояния будет преодолеваться физически: некоторые музыканты Отказа вместе с оркестрантами Персимфанса сыграют пьесы передовых русских композиторов прошлого века, утверждая тем самым не только общность современного музыкального языка, но и действенность его принципов: дерзость поиска, открытость звуковой формы, истина внутреннего взгляда – принципы, которые Вежливый Отказ продолжает совершенствовать и сегодня.
Однажды в середине 1920-х безусловному новатору Стравинскому задали каверзный вопрос: "Какое Ваше мнение о современной музыке?". Стравинский ответил: "Я ее не выношу". "Ну а ваша музыка?", – продолжал репортер. "Моя? Но я не пишу современной музыки", – парировал Стравинский. "Вежливый Отказ", как бы оправдывая свое название, даже в плакатные перестроечные годы избегал "рокового" пафоса современности и героической патетики, наводя резкость между "нервом–рок-н-ролль", импровизационностью джаза и организованной рафинированностью академической музыки, следуя в этом лишь внутренним интуициям. Органично создавая общий язык для главного, что произошло в музыке ХХ в., "Вежливый Отказ" сам стал образцом такого языка, в котором узнаются диалекты джаза, рока, вальсов, танго, маршей, современной камерной музыки и народных "густоплясовых".
Однако общность избранных для концерта сочинений И. Стравинского и А. Мосолова имеет с музыкой Вежливого Отказа особое родство. Так, "этнические опыты" в области подлинной русской звучности Отказа оказываются гармоничны неофольклоризму Стравинского периода "Петрушки" и "Весны священной" и народным попевкам "Свадебки", а прославившие его "варварские" ритмы и любовь к ударным согласуются с прихотливым, многообразным и нередко полиритмическим рисунком в пьесах группы.
Спонтанность композиции в противовес формализованности, подвижная нефиксированная структура приучают слушателя "Отказа" присматриваться к случайностям и к неожиданным разрешениям. Избегающая прямого называния группа вежливо отказывается от форм и песни и инструментальной композиции ради метафоры музыкальной пьесы, в которой могут происходить любые переходы и превращения, в которой чистая выразительность побеждает любые предубеждения, обманывает самые проницательные ожидания.
В вокальном цикле Александра Мосолова "Четыре газетных объявления", написанном в 1926 году на рекламные тексты "Известий" (подобно Газетным вырезкам Ханса Эйслера, написанным в том же (!) 1926 году) самоуверенная косноязычность нэпманских персонажей предстает фикцией, абсурдность которой обнажает диссонантная фортепианная речь. В противовес классическим трактовкам Роман Суслов и Петр Айду исполнят эту злободневную карикатуру без горжетки колоратурного сопрано, обнаружив неслучайную параллель между афористической иронией раннего творчества Мосолова и текстами "Вежливого Отказа".
Называя свою новую программу Nichtzusammen (с немецкого – "не вместе", что, впрочем, на языке оригинала как раз пишется раздельно), Вежливый Отказ парадоксально утверждает обратное. 29 мая в Центральном Доме Художника группа, "всегда стремившаяся играть оркестровую музыку доступными инструментами" (как когда-то высказался ее лидер), выйдет на сцену вместе с оркестрантами Персимфанса, чтобы и сыграть в свое удовольствие и, как говорил Стравинский о задачах музыки, "внести порядок во все существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем".
”Для меня включение музыки Игоря Стравинского и Александра Мосолова в этот концерт – это в определенной степени подарок слушателям "Вежливого отказа". Подарок и приглашение услышать эти замечательные произведения вне филармонического контекста современной Москвы. Кроме того, это – попытка привлечь внимание к широте той традиции, в которой "Вежливый отказ" существует и развивается уже более 20 лет, - говорит бессменный директор группы Вячеслав Недеогло, - "Вежливый отказ", работающий на стыке джазового, академического и рок- авангарда и традиционной городской и народной русской песни настолько особняком стоит на современной сцене, что мы до сих пор испытываем проблемы с ее классификацией (я, например, уже устал бороться с банальным эпитетом jazz-rock, который нам то и дело лепят в сети и в прессе). "Вежливый отказ" - это не академический коллектив, но качество его музыки таково, что внимательный слушатель увидит тонкую связь в мелодии, гармонии и особенностях музыкальной речи и логики включенных нами в эту концертную программу произведений. Список композиторов можно было бы расширить, но для концерта в ЦДХ решено было ограничиться заявленной программой. Думаю, впереди (осенью?) вас еще ждут любопытные сюрпризы. “
Конечно, зал ЦДХ – не самое удобное место ни для сложносочиненной и громкой музыки самого "Отказа", ни для акустики камерных и малых симфонических оркестров, но эта площадка имеет своего преданного посетителя, и "Отказ" не выступал на ней более 12 лет. Поэтому, первая встреча с полной версией новой программы группы состоится там.
Вежливый Отказ
новая программа Nichtzusammen, музыка Игоря Стравинского и Александра Мосолова
ЦДХ
29 мая, начало в 19.00
1948 – Был продан первый магнитофон »»
Doc POMUS (1925)
Bobby "Blue" BLAND (1930)
Buddy EMMONS (1937)
Nick MASON (1944)
Phil CUNNINGHAM (1960)
Елена ВАЕНГА (1977)
ЛИБЕРТА (1986)