Концерт Мадлен Пейру (Madeline Peyroux) во многом стал для меня ответом
на давно занимавший меня вопрос: в какой степени зал предопределяет содержание
вечера? Насколько площадка способна диктовать артисту формат его шоу?
Оказалось, что для получения ответа необходимо было съездить на гитарный
фестиваль в Барселону. Попасть там на концерт артистки, которая меньше всего
ассоциируется с гитарной музыкой. И главное - услышать ее в стенах легендарного
зала Palau de la Musica Catalana,
название которого часто используется в
качестве имени
нарицательного -
как синоним богемной артистической атмосферы. В этом году Дворец Музыки
отмечает свое 100-летие.
Знаменитый особняк дворца в стиле модерн словно застыл в эпохе Серебряного века
с его эстетикой дорогого комфорта, прихотливых рифм и
изысканных скульптурных форм. Архитектура и внутреннее убранство зданий ар нуво
характеризует причудливая орнаментальность. Весь интерьер зала сохранен в его первозданном
виде, а для того, чтобы крытая галерея не подвергалась разрушению временем,
оставаясь доступной взорам,
испанские реставраторы окружили ее высокой стеклянной стеной. Атмосфера дворца
более всего характеризуется словом "буржуазная", однако есть в этой буржуазии
некое ускользающее обаяние, тонкая лирическая нота.
Что касается концерта, то он был частью проходящего в Барселоне гитарного
фестиваля с чуть менее, нежели у дворца, легендарной истрией. В этом году
Festival de Guitarra отмечает 20-летие со дня своего основания - с
приличествующим юбилею размахом.
Фестиваль длится три месяца, и на протяжении нескольких недель на его сцене уже
успели представить свои работы Джон Фогерти
(John Fogetry) и
Дэвид Бирн (David Byrne. Разумеется, обширную программу представляют и
хозяева - среди испанских
участников в этом году почему-то особо бросаются в глаза провокативные названия
групп Love
of Lesbian и Menaix A Trua. Ожидаются также
Перед концертом мы осматриваем роскошный
зал: богатое убранство зрительской части и сцены не портит ни единого лишнего
элемента. Никакой рекламы, никаких спонсоров. Лишь в
напоминание о фестивале неброско светится на сцене красивая лампа-медиатор, да
звучит, отмечая 20-ю годовщину, слайд-версия "Happy Birthday To You",
перемежаемая миксом из концертных выступлений различных лет. На сцену выходят
музыканты. Американской француженке Мадлен Пейру (Madeline
Peyroux) чуть больше тридцати. Она широко известна как блюзовый и
джазовый интерпретатор известных рок-хитов и баллад Боба Дилана (Боб
Dylan), Леонарда Коэна (Leonard Cohen), Джони Митчелл (Joni
Mitchell) и Тома Уэйтса (Tom Waits), однако этот вечер
(как и последний альбом) полностью посвящает своему собственному творчеству.
Впрочем, скорее, совместному: к большей части композиций приложил руку участник
Steely Dan Уолтер Беккер (Walter Becker).
Ее новая программа Bare Bones - это 30−е годы XX века в их лучшей
джазовой версии, а Пейру выступает здесь в роли не только певицы, но и автора
композиций. Заглавная песня с альбома исполняется в числе первых - с
муг-синтезатором, к которому Мадлен питает сдержанную страсть. Муг придает
некоторую округлость и без того мягким, интимным композициям. Контрабас и
гармония добавляют в этот пейзаж сугубо французского шарма - такова "La
Javanaise" Сержа Гинзбура (Serge Gainsbourg) с альбома "Half the
Perfect World".
В
забавном алом фраке и дурацком котелке, фигуристая и слегка нескладная Мадлен
умеет дистанцироваться от повсеместно распространившегося шаблона
"перспективной джазовой вокалистки". Она умело подчеркивает свою "настоящесть",
предваряя песни репликами-выходками типа "а вот вам еще одна drinkin' song, так
что пока я ее пою, вы можете пройти в бар и выпить", или рассказывает о
"River Of Tears", что та описывает смерть ее отца. Она тянет мелодию,
делая ее густой и вязкой, и приглушает звук гитары, чтобы скрип струн не
взбалтывал в тишину.
"С вами случалось такое? - звонит в дверь человек и спрашивает: "Спасены ли
вы?" - я тогда сразу не нашлась, что сказать, но в ответ написала песню о
спасении", - говорит Пейру и
исполняет в акустике балладу "I Must Be Saved", смысл которой - даже если
ты потерял все, включая то, что потерять невозможно, ты все равно спасен.
Следом звучит крепкий бит "You Can't Do Me" и коэновская разбитная
"Dance Me To The End Of
Love"; к этому моменту зал уже разогрет и выдает бурные аплодисменты после
каждого номера, Ларри Голдингс (Larry Goldings) сменил гармонию на
синтезатор, а контрабас заменили бас-гитарой.
Однако общее звучание осталось тем же - салонным, артистчески-мягким, неброским.
Давайте оставим в стороне выспренные сравнения с Билли Холидей (Billie Holiday) - они не имеют здесь ни малейшего смысла. Посмотрим правде в глаза: Мадлен - девица с отличным "чувством коньюнктуры" и умением "проживать" песни. Больше у нее, в принципе, нет ничего - ни сильного голоса, ни интересных мелодий; но когда Мадлен исполняет лукавую "I'm All Right", которую она представляет как "маленькая песня о счастливом разрыве", у меня откуда-то поднимается в душе ощущение искрящейся радости.
Меня весь вечер интересовало: ощущает ли
сама Мадлен магию этого маленького зала? И тут она, словно отвечая на мой
вопрос, говорит:
- Атмосфера этого места напоминает расцвет эпохи модерна в его сердце - Париже.
Тогда центром артистической атмосферы была Пляс Пигаль, полная художников и
шлюх. Сейчас, конечно, там все по-другому: шлюхи остаются всегда, но вот
художников поубавилось; однако у меня есть одна песня, которая немного
помогает вжиться в настроение того времени - "Our Lady of
Pigalle"...
Полтора часа в уюте и неге звука и мягкого света пролетели незаметно - пора
прощаться. На своей самой счастливой из всех "happy songs" - "Instead" -
Мадлен представляет своих музыкантов, и каждый, по традиции, исполняет
небольшое соло.
А на бис звучит песня, которая, пожалуй.
лучше всего характеризует происходящее: самая теплая и необязательная,
написанная за
пять минут (по признанию самой певицы), "Homeless Happiness". Мадлен
шутя посвящает эту песню Обаме и мировому кризису. Под звуки аплодисментов мы сломя
голову несемся к ночному атобусу, который отвезет нас на ночлег, однако
деликатные, лукавые и радостные песни продолжают всплывать у меня в голове и
сейчас, когда я, отвлекаясь на дождь за окном, пишу этот репортаж в Москве.
2006 – В 2006 году на конкурсе Евровидение, проходившем в Афинах, неожиданно для всех победила финская метал-группа Lordi с песней "Hard Rock Hallelujah" »»
Bob FLORENCE (1932)
Charles DAVIS (1933)
Joe COCKER (1944)
Виктор ЛУФЕРОВ (1945)
CHER (1946)
Jimmy HENDERSON (1954)
Jane WIEDLIN (1958)
Susan COWSILL (1960)
Bastian BAKER (1991)