Концерт Мадлен Пейру (Madeline Peyroux) во многом стал для меня ответом
на давно занимавший меня вопрос: в какой степени зал предопределяет содержание
вечера? Насколько площадка способна диктовать артисту формат его шоу?
Оказалось, что для получения ответа необходимо было съездить на гитарный
фестиваль в Барселону. Попасть там на концерт артистки, которая меньше всего
ассоциируется с гитарной музыкой. И главное - услышать ее в стенах легендарного
зала Palau de la Musica Catalana,
название которого часто используется в
качестве имени
нарицательного -
как синоним богемной артистической атмосферы. В этом году Дворец Музыки
отмечает свое 100-летие.
Перед концертом мы осматриваем роскошный
зал: богатое убранство зрительской части и сцены не портит ни единого лишнего
элемента. Никакой рекламы, никаких спонсоров. Лишь в
напоминание о фестивале неброско светится на сцене красивая лампа-медиатор, да
звучит, отмечая 20-ю годовщину, слайд-версия "Happy Birthday To You",
перемежаемая миксом из концертных выступлений различных лет. На сцену выходят
музыканты. Американской француженке Мадлен Пейру (Madeline
Peyroux) чуть больше тридцати. Она широко известна как блюзовый и
джазовый интерпретатор известных рок-хитов и баллад Боба Дилана (Боб
Dylan), Леонарда Коэна (Leonard Cohen), Джони Митчелл (Joni
Mitchell) и Тома Уэйтса (Tom Waits), однако этот вечер
(как и последний альбом) полностью посвящает своему собственному творчеству.
Впрочем, скорее, совместному: к большей части композиций приложил руку участник
Steely Dan Уолтер Беккер (Walter Becker). В
забавном алом фраке и дурацком котелке, фигуристая и слегка нескладная Мадлен
умеет дистанцироваться от повсеместно распространившегося шаблона
"перспективной джазовой вокалистки". Она умело подчеркивает свою "настоящесть",
предваряя песни репликами-выходками типа "а вот вам еще одна drinkin' song, так
что пока я ее пою, вы можете пройти в бар и выпить", или рассказывает о
"River Of Tears", что та описывает смерть ее отца. Она тянет мелодию,
делая ее густой и вязкой, и приглушает звук гитары, чтобы скрип струн не
взбалтывал в тишину.
Давайте оставим в стороне выспренные сравнения с Билли Холидей (Billie
Holiday) - они не имеют здесь ни малейшего смысла. Посмотрим правде в
глаза: Мадлен - девица с отличным "чувством
коньюнктуры" и умением "проживать" песни. Больше у нее, в принципе,
нет ничего - ни
сильного голоса, ни интересных мелодий;
но когда Мадлен исполняет лукавую "I'm All Right", которую она
представляет как "маленькая песня о счастливом разрыве", у меня
откуда-то поднимается в душе ощущение искрящейся радости.
Меня весь вечер интересовало: ощущает ли
сама Мадлен магию этого маленького зала? И тут она, словно отвечая на мой
вопрос, говорит:
Полтора часа в уюте и неге звука и мягкого света пролетели незаметно - пора
прощаться. На своей самой счастливой из всех "happy songs" - "Instead" -
Мадлен представляет своих музыкантов, и каждый, по традиции, исполняет
небольшое соло.
Знаменитый особняк дворца в стиле модерн словно застыл в эпохе Серебряного века
с его эстетикой дорогого комфорта, прихотливых рифм и
изысканных скульптурных форм. Архитектура и внутреннее убранство зданий ар нуво
характеризует причудливая орнаментальность. Весь интерьер зала сохранен в его первозданном
виде, а для того, чтобы крытая галерея не подвергалась разрушению временем,
оставаясь доступной взорам,
испанские реставраторы окружили ее высокой стеклянной стеной. Атмосфера дворца
более всего характеризуется словом "буржуазная", однако есть в этой буржуазии
некое ускользающее обаяние, тонкая лирическая нота.
Что касается концерта, то он был частью проходящего в Барселоне гитарного
фестиваля с чуть менее, нежели у дворца, легендарной истрией. В этом году
Festival de Guitarra отмечает 20-летие со дня своего основания - с
приличествующим юбилею размахом.
Фестиваль длится три месяца, и на протяжении нескольких недель на его сцене уже
успели представить свои работы Джон Фогерти
(John Fogetry) и
Дэвид Бирн (David Byrne. Разумеется, обширную программу представляют и
хозяева - среди испанских
участников в этом году почему-то особо бросаются в глаза провокативные названия
групп Love
of Lesbian и Menaix A Trua. Ожидаются также
Ее новая программа Bare Bones - это 30−е годы XX века в их лучшей
джазовой версии, а Пейру выступает здесь в роли не только певицы, но и автора
композиций. Заглавная песня с альбома исполняется в числе первых - с
муг-синтезатором, к которому Мадлен питает сдержанную страсть. Муг придает
некоторую округлость и без того мягким, интимным композициям. Контрабас и
гармония добавляют в этот пейзаж сугубо французского шарма - такова "La
Javanaise" Сержа Гинзбура (Serge Gainsbourg) с альбома "Half the
Perfect World".
"С вами случалось такое? - звонит в дверь человек и спрашивает: "Спасены ли
вы?" - я тогда сразу не нашлась, что сказать, но в ответ написала песню о
спасении", - говорит Пейру и
исполняет в акустике балладу "I Must Be Saved", смысл которой - даже если
ты потерял все, включая то, что потерять невозможно, ты все равно спасен.
Следом звучит крепкий бит "You Can't Do Me" и коэновская разбитная
"Dance Me To The End Of
Love"; к этому моменту зал уже разогрет и выдает бурные аплодисменты после
каждого номера, Ларри Голдингс (Larry Goldings) сменил гармонию на
синтезатор, а контрабас заменили бас-гитарой.
Однако общее звучание осталось тем же - салонным, артистчески-мягким, неброским.
- Атмосфера этого места напоминает расцвет эпохи модерна в его сердце - Париже.
Тогда центром артистической атмосферы была Пляс Пигаль, полная художников и
шлюх. Сейчас, конечно, там все по-другому: шлюхи остаются всегда, но вот
художников поубавилось; однако у меня есть одна песня, которая немного
помогает вжиться в настроение того времени - "Our Lady of
Pigalle"...
А на бис звучит песня, которая, пожалуй.
лучше всего характеризует происходящее: самая теплая и необязательная,
написанная за
пять минут (по признанию самой певицы), "Homeless Happiness". Мадлен
шутя посвящает эту песню Обаме и мировому кризису. Под звуки аплодисментов мы сломя
голову несемся к ночному атобусу, который отвезет нас на ночлег, однако
деликатные, лукавые и радостные песни продолжают всплывать у меня в голове и
сейчас, когда я, отвлекаясь на дождь за окном, пишу этот репортаж в Москве.
1948 – В Детройте в семье священника родился Винсент Фурнье, ныне известный как Alice Cooper - первый шок-рокер мира »»
1975 – Родилась Натали Имбрулья - австралийская поп-певица и актриса.начала карьеру в сериале "Соседи", продолжает - в мировых чартах »»
Alice COOPER (1948)
Kudsi ERGUNER (1952)
Natalie IMBRUGLIA (1975)
МУЛЬТФИЛЬМЫ (1998)