В родной Норвегии Ане Брюн (Ane Brun) – артист первой категории: ее вкрадчивые, полные мягкого дурмана песни регулярно попадают в национальный хит-парад, а на концертах никогда не бывает пустых мест. Тоже самое можно сказать и о красавице Нине Кинерт (Nina Kinert), шведской национальной гордости, обладательнице великолепного голоса и тонкого музыкального чутья. Москву ожидала редкая удача – совместное выступление двух ведущих скандинавских аристок. Проходило мероприятие в уютном, но совсем уж миниатюрном помещении "ЦурЦум Кафе", впрочем, к радости наших соотечественников, искренне болеющих душою за "Нину и Аню", с самого начала концерта протиснуться к сцене было просто невозможно. Под впечатлением оказались все – и случайно заглянувшие в зал солидные мужчины в костюмах, и многочисленные поклонники инди-музыки (в этот же вечер в "ЦурЦум Кафе" проходила презентация сборника "Avant-2009"), и тихо ужинавшие семейные пары. Даже официанты заведения попеременно замирали, вглядываясь в происходящее на сцене чудо. Действительно, чтобы навсегда влюбиться в эти песни не нужны ни длинных утомительные пресс-релизы; ни дребезжащие из каждого радиоприемника скандальные подробности, интриги и расследования; ни дорогие рекламные компании. Чтобы проникнуться неземным очарованием Нины и Ане, достаточно лишь раз услышать их голоса:
После концерта Звукам.RU удалось поговорить с Ане Брюн и Ниной Кинерт о советской мультипликации, сказочных существах, автомобилях, букве “J”, русской революции и влиянии государства на независимую музыку.
Звуки.RU: У вас совершенно разные творческие пути. Музыкальная карьера Ане началась довольно поздно, у Нины напротив, первые выступления прошли еще в отрочестве. Как так получилось, что вы все-таки пришли к музыке и оказались здесь вместе?
Ане Брюн: Поздно? Ну да, наверное, можно так сказать. По сравнению с другими певицами, уж точно. Первую песню я написала в 23 года. Я продолжала заниматься музыкой еще пару лет и осознала, что это может быть чем-то большим, чем просто хобби, и что у меня это начинает получаться.
Нина Кинерт: Я всегда хотела петь. С раннего детства я видела себя на сцене, и не просто мечтала об этом, но и прикладывала к этому всяческие усилия. С Ане мы познакомились в Стокгольме три года назад, на концерте Madrugada. Сейчас мы уже обсуждаем замысел совместной пластинки. Не могу сказать точно, когда мы все-таки приступим к реализации этой идеи, но, думаю, что это непременно случится. Но сначала я закончу работу над новым альбомом, у меня уже сформировалось представление, каким именно он должен быть. Звучит странно, но будет более танцевальным, может даже где-то совсем-совсем попсовым.
Звуки.RU: (к Ане) А до того как вы занялись музыкой, где пропадал ваш талант?
Ане: Я училась, на моем счету уже четыре университета, представляете? Осло, Берген, Стокгольм и Упсала! Я ударялась во все дисциплины – от лингвистики до юриспруденции, но найти себя смогла только в музыке. Сейчас я не работаю уже по специальности, но определенный опыт и полезные знания образование мне все же дало, так что я ни о чем не жалею.
Звуки.RU: У вас есть собственный лейбл DetErMine Records. Чьи альбомы вы выпускаете, и как вообще обстоят дела с независимыми издательскими компаниями в Швеции?
Ане: Альбомы? Мои и…еще есть два коллектива - The Tiny и Wendy McNeil. Но я не сказала бы, что я подписывала кого-то или заключала договор, знаете, как в кино, в большом кабинете с дубовым столом. Просто мы вместе занимаемся музыкой и сообща ведем дела, вот и все. Мы совершенно не похожи на те огромные компании-заправилы рынка, что окопались в офисах из стекла и бетона. В Швеции сейчас не стоит большого труда основать свой инди-лейбл. У нас уже выстроены необходимые системы коммуникаций: есть четкая аудитория, есть каналы, по которым до них можно донести информацию о новых артистах, есть множество недорогих концертных площадок. Все это стимулирует рост инди-лейблов. Было трудно в 2003 году, когда мы только начинали. Тогда ничего это не было, от нас многие просто шарахались, но все сложилось наилучшим образом.
Звуки.RU: (к Нине) Я слышал, что у вас есть родственники в России, и они даже пришли сегодня к вам на концерт.
Нина: Да, я так счастлива! А вообще это очень долгая история…но если вкратце, то нас сильно раскидала по свету революция 1917 года. Мой дедушка думал, что его двоюродная сестра Ирина и ее семья умерли от красного террора. На самом деле она была жива, просто потеряла с ним связь. Сам он успел эмигрировать в Финляндию, а Ирина сочла, что он погиб на границе. Так они и считали друг друга умершими много лет. А всего год тому назад, мой отец искал наших родственников и получил письмо от Ирины, которой было тогда 92 года. Она жила в Москве вместе с детьми и внуками. Они приехали к нам в Стокгольм, мы провели с ними замечательную неделю, и как только они вернулись обратно в Россию, Ирина умерла от старости. То есть, после стольких лет разлуки, мы смогли повидаться буквально за несколько дней до ее смерти. Меня сильно это потрясло. Я вообще склонна к мистике…
Звуки.RU: Заметно – на ваших песнях лежит определенный отпечаток таинственности…
Нина: Да, безусловно. Где же еще как не в музыке, мне воплощать мой жизненный опыт, который очень тесно пересекается с вещами, к которым нет определений и имен. Больше всего я вдохновляюсь той магией, что присутствует в нашей повседневной жизни. Для меня жизнь – это всегда что-то большее, чем то, что нам предлагает наука или обывательские взгляды. Я во всем стараюсь увидеть какую-то изнанку, глубину недоступную торопящемуся взгляду. К тому же, как мне кажется, во мне есть частичка русской культуры, ее наследие мне очень близко. Мне было бы интересно установить эту связь, может быть и через музыку тоже.
Звуки.RU: (К Ане) А ваши песни, на чем они основываются?
Ане: На моем восприятии мира. Я как призма, через которую преломляется все на свете, об этом я и пою. Даже о своих друзьях я стараюсь петь так, чтобы было понятно, что это исключительно мой взгляд на вещи. Некоторые мои песни описывают какие-то события, которые в реальной жизни заняли десять секунд, но в моем сознании происходят до сих пор. Я медленно пишу песни, мне необходимо все очень глубоко пережить. Но последний альбом был записан очень легко и быстро, мне стоило только приступить к работе в студии – и все моментально сложилось так, как я хотела. Это бывает не часто, поэтому к этой пластинке у меня особое отношение. А вообще, песни сами мне указывают путь. Целый альбом рождается буквально из двух-трех вещей, из их настроения начинают вырастать и другие композиции. Я надеюсь, что, услышав мои песни, люди начнут задумываться не о вымышленном мире, а собственных чувствах, своей жизни. Я хотела бы, чтобы мои песни помогали людям меняться в лучшую сторону, ведь перемены возможны только тогда, когда ты разберешься в себе.
Звуки.RU: У вас было не так уж и много времени, чтобы осмотреть город, но
первое что вам бросилось в глаза в Москве, это…
Ане: Машины. У вас очень много транспортных средств, они просто повсюду.
Нина: Я тоже обратила внимание на машины, меня это очень расстроило, что в центре города на улицах так много бродяг и бедно одетых людей, и рядом с ними стоят такие шикарные автомобили. И еще меня удивило пренебрежительное отношение водителей к пешеходам. Такое ощущение, что этот город построен для машин. В Стокгольме тоже много автомобилей, я бы даже сказала бы слишком много, но мы стараемся заботится и о природе, как-то регулировать трафик и налагать штрафы на тех, кто проявляет несознательность.
Звуки.RU: Российские меломаны частенько называют артистов, выступающих в ключе мелодраматической популярной песни с налетом экспериментальных стилей – "сказочными скандинавами". Да и вас в анонсе концерта чуть ли ни эльфами и феями величали. Что вы думаете по этому поводу?
Ане: Ой, я не знала об этом (заливается смехом). Забавно, давно меня так не смешили. Очень мило.
Нина: Да, я видела этот текст. Я совершенно не обижаюсь на такие сравнения, напротив, мне даже лестно. Услышать такое сравнение от русских для меня большая честь, ведь вы прекрасно разбираетесь в сказках. Я большая поклонница мультфильма Юрия Норштейна "Ежик в тумане" – это одна из самых прекрасных вещей, что мне довелось увидеть.
Звуки.RU: Вы из разных стран, но выступаете вместе. Примеров тому, как скандинавские артисты объединяются в концертных гастролях, немало. Есть случаи, когда их сотрудничество заходит далее обычного турне – появляются совместные проекты и т.п. Но есть ли какое-то общее лицо у самой скандинавской музыки? Что-то, что роднит, скажем, исландцев с датчанами?
Ане: Наша музыка меланхолична, но в тоже время она не выходит за рамки поп-звучания. Не так-то просто встретить грустные шлягеры, правда? Еще конечно стоит признать, что на нас сильно повлияла англоязычная музыка. Впрочем, я не нахожу это чем-то плохим.
Нина: Думаю, что у нас много общего. Мы выросли в схожих природных условиях – у нас сплошные снегопады, холод, долгие зимние ночи и вековая тишина. Думаю, это нас объединяет с русскими, правда, я не слышала современных русских исполнителей, но что-то мне подсказывает, что мы должны быть похожи.
Звуки.RU: У вас есть совместная песня с Madrugada. Как так получилось, что вы решили записать с ними композицию?
Ане: Да, более того, я даже играла с ними на последнем их концерте, уже после смерти Роберта (Роберт Бюрас, гитарист и один из основателей Madrugada, умер в июле 2007 года – прим. Звуков.RU)… Мне очень понравилось работать с ними, это невероятно веселые и доброжелательные люди. Помнится, я сама написала им предложение сделать что-нибудь вместе, и они согласились с такой легкостью, как будто знали меня пару лет. Мы сами не ожидали, но песня ("Lift Me" – прим. Звуков.RU) стала большим хитом в Норвегии. Нина тоже исполняла ее вместе со мной.
Звуки.RU: Сегодня вы обе выступает по одиночке, в то время как у себя на родине вы стараетесь не выходить на сцену без вспомогательного состава. Не тяжело ли было настроиться на сольное выступление?
Ане: Сейчас многие девушки-певицы ездят по миру сольно, мне же удобнее выступать с группой. Конечно, в Москве я выступала одна и для меня это не впервой, но когда на сцене несколько музыкантов кроме меня, я чувствую себя комфортнее. Когда играешь одна, то любую твою ошибку слышно в зале, все как на ладони. В составе группы – с этим проще. А вообще, я люблю предпринимать какие-то необычные шаги. Например, мне очень нравится сотрудничать с самыми разными музыкантами, это очень увлекает и вдохновляет.
Нина: Для меня нетяжело выступать одной, поскольку, как может быть трудным то, что ты никогда не делала? На сцене я впадаю в такое состояние, что уже ничего не продумываю и не отдаю себе отчета. Конечно, когда я одна, стресс может быть сильнее, но значит и отдачи будет больше.
Звуки.RU: Кто из современных певиц вам наиболее близок?
Ане: Мне нравится, как поет Нина, именно поэтому мы и гастролируем вместе. А вообще, я большая поклонница Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom), Joan As a Police Woman, Джонни Митчелл (Joni Mitchell). Хм, забавно их имена начинаются на «J», раньше я этого не замечала! (смеется) Может быть, в этом есть какая-то система…
Звуки.RU: У вас в апреле будет большое европейское турне, вы готовы к постоянному пересечению границ? Вам приходится каждый раз привыкать к новой публике, искать с ней общей язык?
Ане: Концерт зависит не от страны, а от места выступления. В разных клубах разная атмосфера, разная аудитория. Мне приходилось выступать перед самыми разными людьми. В модных столичных заведениях всегда полно снобов, которым на тебя наплевать, а в глубинке люди очень стесняются на концертах. Надо уметь привлекать к себе любого зрителя, поэтому зарубежные гастроли – это всегда больший стресс, ведь ты даже не знаешь, чего ожидать, не знаешь, куда тебя везут.
Звуки.RU: И напоследок, вопрос, который мучает меня не первый год. Скажите, почему в Скандинавии такой большой процент музыкантов на душу населения? Такое ощущение, что каждый швед или исландец играет как минимум в двух-трех коллективах, да и еще у большинства это неплохо получается!
Ане: Это связано с доступностью музыкальных школ. Дело в том, что у нас не так уж и много людей, не имеющих хоть какого-нибудь музыкального образования. А если ты умеешь играть на музыкальных инструментах, то почему бы не основать группу или присоединиться к уже существующей? Особенно, если у тебя есть свободное время.
Но в первую очередь, важна развитая система социальной поддержки. В Швеции, например, независимые музыканты могут не слишком заботиться о необходимости заработка, так как им будут доплачивать определенные дотации. Пусть и небольшие, но для скромной жизни их вполне хватит. Правда, теперь, когда у нас новое правительство – с этим стало похуже, бюджеты урезали и такой помощи как прежде мы не получаем. Они хотят, чтобы мы переходили на коммерческие рельсы, что же, кому-то это может быть и не помешает, но есть огромное количество музыкантов, которые своим творчеством действительно двигают мир вперед, но именно поэтому оно не слишком популярно в широких кругах. И что, им теперь становиться нищими? Нет, я не придерживаюсь таких взглядов. Сейчас никто уже не продает столько пластинок, сколько бы он мог продать в середине девяностых, это время ушло безвозвратно. Интернет позволяет тебе прославиться в одночасье, но теперь известность не означает богатства – все скачивают твои альбомы бесплатно, а тебе остается только ездить с концертами по миру. Вот и я до вас добралась! (смеется)
1596 – Родился Николо Амати - итальянский скрипичный мастер, основатель фабрики кремонских скрипок, учитель Гварнери и Страдивари »»
1948 – Родился Оззи Осборн - британский рок-музыкант, певец, лидер Black Sabbath и участник множества сумасшедших проектов - от фестиваля Ozzfest до реалити-шоу "Семейка Осборнов" »»
1980 – Фотографом Анни Лейбовиц были сделаны последние, ставшие самыми известными, фотографии Джона Леннона и Йоко Оно в их нью-йоркской квартире. Через пять дней Джон Леннон был застрелен »»
Andy WILLIAMS (1928)
Ralph MCTELL (1944)
Paul NICHOLAS (1945)
Ozzy OSBOURNE (1948)