Вот и ещё одни кумиры периода перестройки
сжалились над столичными меломанами
и удовлетворили их неутолимый ностальгический голод. 19 марта Asia дала
концерт в Лужниках. Что мы знаем об этой команде? Ну, во-первых, это
супер-группа, объединяющая под одной крышей участников, как минимум, четырех
легендарных проектов (не будем в сотый раз их перечислять). Во-вторых, Asia
играет музыку под названием нео-прог, то есть разновидность прогрессивного рока,
характерного для 80-х годов. Кто-то, возможно, вспомнит, что они приезжали к
нам в 1990 году и сняли клип о нелегкой жизни советских людей. Самые известные
хиты - это, разумеется, 'Only Time Will Tell' и, конечно же, 'Heat Of
The Moment'. Вот, собственно, и все факты, прежде всего приходящие на ум
практически любому фанату Asia, который с таким нетерпением ждал девятнадцатого
марта.
Итак, почти без опоздания, в 20.20
вокалист группы Джон Уэттон (John
Wetton) умилил стадион Лужников своим знанием русского языка
(словарный набор приезжего музыканта: Privet Moskva, Spasibo, Kak dela). Первой
шла, конечно же, "Only Time Will Tell". Стоит ли говорить, что хитом,
закрывающим концерт был "Heat Of The Moment". Можете даже не
сомневаться - они
сыграли практически всё, чего так ждала Moskva - от 'The Court Of Crimson
King' (ранние King Crimson), до 'Video Killed The Radio Star
- милой танцевальной песенки группы The Buggles, в которой когда-то
играл Джеффри Даунс (Geoffry Downes). Кстати, эта вещичка, чем-то
напоминающая одну из миллиона радостных песен Abba, примечательна ещё и
тем, что клип на неё стал первым роликом, появившемся на MTV 1 августа 1981
года.
Теперь по сути. Надо сказать, звук был просто потрясным. Звук был собран,
выверен, и отстроен ровно настолько, чтобы оставить у зрителей впечатление о
действительно легендарной группе. Прибавьте к этому лучшее количество публики
(не аншлаг, поэтому садиться можно где хочешь, но и за артистов не стыдно), и
вы получите практически идеальный концерт. Даже если бы вы не любили группу
Asia, а её даже самые величайшие хиты из всех эстетических ощущений вызывали бы
у вас только скуку, поверьте, на их концерте вы изменили бы своё мнение. Ведь
дело совсем не в том, что из всех артистов, не устарел, пожалуй, только
гитарист Стив Хоу (Steve Howe)...
Да, басовые строчки Уэттона прямолинейны настолько, что, пожалуй, даже Сид
Вишез лучше понимал, что такое свинг. А его же манера пения сегодня считалась
бы крутой разве что в каком-нибудь провинциальном 'школьном ансамбле' (в
каморке, что за актовым залом). И, да, Карл Палмер (Carl Palmer)
бесконечно виртуозный барабанщик, однако, его стиль, когда-то считавшийся
образцовым и прогрессивным (только задумайтесь: Emerson, Lake and
Palmer в 70-е поставили перед собой задачу объединить рок, джаз и
академическую музыку. Несомненно, самую значимую роль в оформлении стиля этого
кроссовера сыграл именно Палмер) сегодня, как минимум выглядит устаревшим. Как
максимум, такая игра сегодня (трудно сказать, с чем это связано) уже не
'качает'. Что уж говорить о Джеффри Даунсе...
Даже ребёнок поймёт, что так играли
только в 80-е. И только Стив Хоу, вопреки своему отстраненному консерватизму,
выглядел вполне современно, а где-то даже - действительно прогрессивно. Его
соло в "Roundabouts", исполненное на двух гитарах (одна на пульте,
вторая - на ремне), звучало по-настоящему круто. К тому же, чтобы несколько
сбить пафос вечера, Стив по котрасту исполнил сольный номер - легкий веселый
блюз, переходящий в рэгтайм.
Несмотря на всё вышесказанное, это был отличный концерт. Именно на таких
представлениях понимаешь, в чём отличие западных групп от отечественных. Дело в
том, что наши коллективы могут сколько угодно сыгрываться, играть под клик,
становиться профессионалами, и всё равно в их музыке будут едва уловимые
(ощутимые, разве что, на подсознании) микроскопические зазоры между
инструментами. Бас будет на неуловимую долю секунды опаздывать, барабаны будут
едва уловимо ускорять темп (да, да, даже под клик такое возможно), гитарист
выведет себя чуть-чуть тише, чем необходимо, а вокалист... Ну, вокалисты - это
отдельная глава.
В музыке Asia нет даже малейшего намека на зазоры. От этого вы слышите
монолитную работу коллектива, и, как следствие - музыку в целом, а не каждого
музыканта в отдельности.
И разве важно, что всё это совсем не "нео", и уж тем более не "прог"? И важно
ли то, что, наверное, их вклад в "сокровищницу мировой композиции" совсем
незначителен? Важно то, что, эти ребята сумели сохранить достоинство и
слушателей и, несмотря ни на что (даже на эту заметку), продолжают играть ту
музыку, которую считают прогрессивной.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)