NARCOSIS  Best Served Cold

Death metal и grind-core. Не являясь изначально безумным фанатом этих жанров, их очень трудно, практически невозможно понять. Вот, скажем, группа Narcosis. Существует с 1985 года, записывается с...

Death metal и grind-core. Не являясь изначально безумным фанатом этих жанров, их очень трудно, практически невозможно понять.
Вот, скажем, группа Narcosis. Существует с 1985 года, записывается с 1998, широко известна в особо узких кругах, сочиняет, исполняет и записывает дэт и грайнд. Слушатель неискушенный и не желающий при этом вдаваться в подробности любую композицию этой команды однозначно расценит как какофонию. Но более въедливый - продолжит знакомство. И совершит массу ошеломляющих и одновременно удручающих открытий.
Каждая композиция имеет сложнейшую аранжировку: традиционной песенной структуры типа "куплет-припев" или ритма на 4/4 здесь можно не искать. За пару-тройку минут музыканты успевают сменить несколько десятков вариантов ритма и размера, даже на самой невообразимой скорости продолжая взаимодействовать друг с другом с вызывающей священный трепет синхронностью. Подобные техничность и композиционная изощренность - удел лишь музыкантов реально высокого (да что там? высочайшего!) исполнительского класса. Проблема лишь в том, что играется подобная музыка, как правило, брутальными дядьками для агрессивной и в стельку пьяной аудитории на тесных сценах заплеванных подвальных рок-клубов.
Здесь кроется загадка: зачем сочинять все эти подходящие вплотную к пределам исполнительских возможностей хомо сапиенс произведения, если подавляющее большинство твоих поклонников никогда не врубится в смысл происходящего? А будет лишь тупо трясти бошками, не попадая при этом ни в одну из усердно обыгрываемых тобой долей? Для особо преданных одиночек? Но нужны ли столь понимающим одиночкам для полноты картины еще и заплесневелые ужасы в качестве текстов песен? От обыкновения рисовать на обложках расчлененку дэт-метал-хэды, правда, наконец-то отказались (равно, как и от длинных волос). Но трек-лист данного сборника предсказуемо пестрит словечками "violence", "cunt", "fucking", "hate", "shit". Вряд ли, не будучи вырваны из контекста, они на самом деле означают что-нибудь большое и светлое.
Если обратиться к истории дэт-метал, становится понятно, что его эволюция в сторону усложнения композиционной фактуры - в известной степени случайна. Вопрос: каким образом сильнейшая дэтовая композиция сочетается со слабоумной лирикой? Ответ: и то и другое - не средство выражения мысли, а самоцель. Это просто ритуал. Соблюдаешь каноны - привлекаешь аудиторию небольшую и мало что понимающую. Зато привыкшую благодарно реагировать на набор клише. Как следствие - на слух практически невозможно отличить работы Narcosis от сочинений сонма столь же техничных адептов дэт-стиля.
Дэт-металлические музыканты по большей части - настоящие мастера своего дела. Но вырваться за пределы раз и навсегда избранного жанра они, как правило, не способны. И их мастерство - сила в пустоте. Исполняя лишь дэт и грайнд, заработать на пропитание невозможно. Но мы скорее увидим зашибающего бабки дэт-метал-хэда в чине повара вегетарианской столовой, нежели в аккомпанирующем составе Селин Дион (Celine Dion) или Кайли Миноуг (Kylie Minogue).
Если здесь и есть исключения - они лишь подтверждают правило.
Не так давно зародившиеся, но уже модные blast-core и metal-core с их возвратом к традиционной песенной структуре и деградацей композиции фактически до панк-уровня при сохранениии внешних атрибутов дэт-метал, для пива и угара подходят даже больше. Нет в них характерной для дэта и грайнда музыкальной избыточности. А есть лишь мясо, и его вполне хватает.

20.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

NARCOSIS

Дата образования:

1 января 1995