26 февраля. Четверг. Около восьми часов вечера. Культурный центр "ДОМ". Публика ожидает концерта. Зал в "ДОМе" небольшой, уютный, с сидячими местами не только для VIP-гостей, но и для рядовых слушателей. Можно спокойно сесть и послушать, о чём говорят вокруг - абстрактный эмбиент/нойз из человеческих голосов в качестве подготовки к эмбиенту настоящему, музыкальному, от канадца Эйдана Бэйкера (Aidan Baker) и его группы Nadja. Голосовой эмбиент время от времени преподносит осмысленные кусочки. Вот какой-то парень рассказывает о российском выступлении известного немецкого электронного проекта Haujobb. Говорит: мол, халтурщик этот Haujobb - музыкант пускает музыку в зал через mp3-плеер, а сам ни черта не делает, топчется на сцене, да время от времени языком в микрофон чешет. А потом доносится голос какой-то девушки, она объясняет своим собеседникам, откуда взялось название группы Nadja. Говорит, что всё просто: Nadja - это Aidan наоборот. А потом вспомнила фильм Nadja - чёрно-белый вампирский фильм 1994 года, где Питер Фонда (Peter Fonda) сыграл в роли "Дракулы", а Дэвид Линч (David Lynch) - работника морга (Линч также выступил в качестве продюсера картины). После такой мрачной прелюдии вдруг погас свет. Я приготовился к атаке вампиров, а на сцену в это время вышел сам Эйдан Бэйкер. В "ДОМе" расстояние между сценой и зрительным залом минимальное, ограждений и охранников нет, поэтому всё происходящее похоже на большой квартирник. Просто: на сцену вышел мужчина в чёрной футболке, с электрогитарой и смычком, подключился - и давай играть. Не проронив ни слова. Это было первое отделение концерта, где Эйдан Бэйкер выступил сольно, без своей напарницы по Nadja, басистки Лии Букарев (Leah Buckareff). Осторожный, абстрактный эмбиент стал закрадываться в уши. Поначалу Бэйкер играл смычком на гитаре (я такого не видел аж с 2006 года, когда в Москве выступала французская электро/пост-панк группа Colder, гитарист и басист которой тоже пользовались смычками). На белый экран за спиной Бэйкера проецировалось изображение - и получалось, что тень музыканта неизбежно оказывалась среди демонстрируемых картинок, становилась частью видеоряда. На экране показывают чащу из голых веток - тень Бэйкера оказывается внутри этих дебрей. Кадры бегут дальше, и вот уже его тень играет на гитаре на фоне водопада или на фоне больших ресниц, похожих на заросли. Очень интересной получилась тень от столика, на котором Бэйкер разложил свою аппаратуру - по форме она напоминала тень летающей тарелки с торчащими в разные стороны проводами. Бэйкер отрывается от гитары, шарит руками по столу, колдует над своими примочками, а в это время на экране видно совсем другое: человек пытается починить летающую тарелку. Звук был на приличном уровне. На первом ряду было слышно, как кожа на пальцах Эйдана касается струн. Скольжение его пальцев было настолько отчётливыми, что музыка казалась почти осязаемой. Казалось - протяни руку вперёд - и дотронешься до всех этих звонов, гудений и скрипов.
В целом, музыка в первом отделении была более спокойной и хрупкой, чем во втором. Хотя были в ней моменты, по атмосфере напоминающие о работах швейцарцев Mordor - когда музыка движется медленно, словно пытка, звенящие звуки, возникающие то тут, то там, похожи на звуки цепей, задевающих камень. Представляется глубокое пыточное подземелье или орочьи норы. И звуки то ли пыток, то ли подземных работ, доносящиеся оттуда. Прямо как пелось в одной известной песне: "Не кончается пытка, / И карлик трясёт головой. / Как непрочно и зыбко, / И взгляд твой почти неземной." Впрочем, у Бэйкера, в отличие от швейцарцев, всепоглощающего мрака и безысходности не ощущается. Кстати, говоря об этом концерте, отдельно стоит упомянуть о фотографах. Фотографы - вот кто истинные носители света, борцы с наступающей Тьмою и лучики света в тёмном царстве. В первом отделении фотовспышек было настолько много, что наступление Тьмы замедлилось, и задумчивый дроун-эмбиентный концерт стал похож на пресс-конференцию со знаменитостью. После первого отделения один из работников "ДОМа" вышел на сцену и от имени артиста попросил прекратить пресс-конференцию. Бэйкера настолько расстроили эти вспышки, что он пригрозил прервать концерт раньше времени, если они не прекратятся (а может, и впрямь вампир, боится света?) Причём, надо отдать музыканту должное: находясь на сцене, он ничем не выдал своего раздражения - не морщился, не хмурился, не жаловался в микрофон.
Во втором отделении к Бэйкеру присоединилась Лия Букарев, миниатюрная девушка с
коротким задорным хвостиком и в клетчатой рубашке с закатанными рукавами. Всё
выступление она отыграла, стоя спиной к залу (любители Роберта Фриппа
понимающе кивают).
Во втором отделении концерт стал ещё больше похож на квартирник: агрессивные
фотовспышки прекратились, а многие зрители стали подбираться поближе к группе,
некоторые сидели прямо на полу перед сценой. Театр теней усложнился, к тени
Бэйкера добавилась тень Букарев, а музыка уплотнилась, утяжелилась и
превратилась в самый настоящий дум (между прочим, уже не за горами Moscow
Doom Festival VI, но об этом в другой раз). Музыка шевелила зрителей, как
медленный ветер перебирает травинки. Одни медленно раскачивались, сидя на своих
местах, другие роняли голову на колени, третьи - обхватывали голову руками.
Тени гитар двигались на экране, головки грифов то приближались друг к другу,
целуясь, то отдалялись. А Бэйкер то пел, то вновь брался за смычок. А на экране
был то водопад, то небо, то неизвестно что. Бессмыслица, мельтешение, кутерьма.
А ещё был выход на бис, во время которого кто-то из фотографов спешно принялся
за старое. Освещаемые вспышками, музыканты исполнили композицию "Long Dark
Twenties" с одноимённой EP 2008 года. Объёмный, звенящий дроун-дум.
Монотонные гитарные риффы, шелесты, помехи, нашёптывания. Похоже на тяжёлое
движение айсберга сквозь ледяную воду. На приближение чего-то большого, неотвратимого.
После окончания концерта зрители не спешили расходиться. Одни забрались на сцену, к столику с аппаратурой - посмотреть, пощупать, сфотографировать. Другие стали ждать выхода артистов и дождались: минут через десять Эйдан и Лия вышли раздать автографы, сфотографироваться и пообщаться с поклонниками. Очень они похожи на своих же слушателей. С такими приятно посидеть рядом на одном концерте. Симпатичные ребята.
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)