Грядущее выступление неутомимых фолк-панков The Real McKenzies в клубе "Tabula Rasa" обещает быть жарким. Московской публике грех жаловаться на нехватку интересных концертов, и, хоть сегодняшнее положение сложно сравнить с раздольем предыдущих двух лет, столица по-прежнему не обделена вниманием как начинающих западных музыкантов, так и заслуженных звезд. Тем не менее, тучи сгущаются, когда речь заходит о селтик-панке - весьма популярной смеси кельтских мотивов и разудалого гитарного грохота. Вера в приезд легендарных Flogging Molly или Dropkick Murphys слабеет с каждым днем, хотя этих артистов здесь любит и ждет не одна тысяча слушателей. Впрочем, гипотетический концерт Dropkick Murphys отпугнул бы множество посетителей своей травмоопасностью. И дело не только в зубодробительных риффах, моментально пробуждающих жажду приключений, а в том, что "Мерфиз" пользуются едва ли не одинаковой популярностью среди той молодежи, что придерживается антифашистских лозунгов, так и среди тех, чьи идеи прямо противоположны. Для этих ребят постоянный резидент столицы Майкл Флэтли (Michael Flatley) со своим ансамблем - весьма сомнительная замена пламенному панк-року с резким запахом пота, гинесса и хорошей вечеринки.
В данной ситуации концерт канадцев The Real Mckenzies стоит считать единственным шансом проникнуться пьянящим духом фолк-панка и при этом не пострадать в пьяной стычке - такой противоречивой славы как их более раскрученные коллеги "МакКензи", к счастью, не сыскали. Впрочем, отличительной особенностью всего фолк-панка является отсутствие прямолинейной агрессии. Это музыка задиристая, язвительная, по-хулигански разбитная, но лишенная какой бы то ни было злобы и желчи, характерной для классического хардкора, откуда "МакКензис" и их собратья позаимствовали немало мелодических ходов. Но даже насилие в системе координат селтик-панка - это либо развеселый мордобой вповалку в сельском баре, либо священная война предков за свою землю, но ни в коем случае не ожесточенные уличные бои за идею. Исключение составляют разве что полузапрещенные Eire Og и The Wolfe Tones, но на то это и повстанческая песня. У The Real McKenzies лирика куда более миролюбивая: о том, как хорошо быть шотландцем (пьющим), о воспетых Робертом Бёрнсом славных и доблестных временах (хмельных), и, конечно же, о настоящей любви (что крепче глотка хорошего виски). Даже название группы указывает на общее направление мысли участников коллектива. По словам музыкантов, Real Mckenzie - это самое дешевое и сногсшибательное пойло в Шотландии, которое невозможно пить не разбавив водой. В ином месте, в иное время они назвались бы ВИА "Слеза Комсомолки", и российский слушатель явно чувствует подобное сходство менталитетов, голосуя рублем. Так, если на прошлом московском концерте The Real Mckenzies сложно было протолкнуться, то в этот раз и вовсе можно ожидать рекордной для поутихшей было "Табулы" давки.
Несмотря на то, что TRM играют на шотландском поле в противовес куда более популярной ирландской тематике, разница между ними, и скажем, обладателями говорящего названия Mr. Irish Bastard, не так уж и велика. Там, где у представителей клевера стоит громкое "Eireann go Brach", у представителей чертополоха звучит не менее гордое "Scots Wha' Ha'e", что одинаково ласкает слух отечественного меломана, симпатизирующего всем угнетенным, но несгибаемым забулдыгам. Единственное явное отличие The Real McKenzies от своей духовной родни с Зеленого Острова - это скромный инструментарий, где только шотландская волынка выдает их национальную принадлежность. С другой стороны, в стремительных и прямолинейных кричалках The Real McKenzies просто не нашлось бы место вистле, концертине, бойрану и прочему экзотическому скарбу, которым так любят прихвастнуть про-ирландские музыканты.
Даже солидный возраст и большой алкогольный опыт не мешает музыкантам выкладываться на сцене без оглядки и без жалости к себе. Веселятся они до потери пульса, как и герои их песен, простые работяги, в вечер пятницы подтягивающиеся в местный бар на дружескую пирушку, где пакетированные чипсы легко уживаются с традиционным шотландским блюдом хаггис. Объединяющая сила праздника, которой дышат песни The Real McKenzies, наверное, и есть самое главное в их творчестве - то, что так сложно подделать и чему невозможно сопротивляться. И было бы непростительной ошибкой ругать их за бесхитростность и сельскую простоту. Ведь даже самому искушенному снобу после четырех пинт стаута и хорошей пляски до треска помятых ребер не остается ничего, кроме как тайком от всех с замиранием ждать следующего визита The Real Mckenzies. Что касается общей сцены селтик-рока, то любопытная тенденция: чем дальше музыканты находятся от источника народных традиций, тем причудливее и пародийнее их музыка. Например, японцы Cherry Coke$ или же румыны The Dolomites, доведшие ирландский фолк до гротеска, но в тоже время не потерявшие ни в музыкальности, ни в самобытности.
Сюда же можно отнести и московскую группу Белфаст, чьи участники не только набили руку на первоклассном серфе, но и сумели превратить простое переложение народных ирландских песен на русский язык в самостоятельный жанр, где помимо урбанизированного фолка можно встретить и рокабилли, и панк, и многое другое, соединяясь в итоге в то, что сами музыканты метко прозвали "рокападди". Своих вещей в арсенале банды не так уж много, но в зажигательности им не откажешь. От группы давно не было новостей, поэтому не исключено, что на концерте в "Tabula Rasa" они порадуют зрителей новыми композициями. В любом случае, более адекватный разогрев для гостей из Канады сложно представить. И проникновенные оды полям у Атенрай в исполнении Белфаст здесь на порядок уместнее, чем трехгрошовый панк от The Distemper и Супермаркет, выступавших перед McKenzies во время их предыдущего приезда. Двойного заряда энергии столичным любителям селтик-панка (ни в коем случае не стоит путать их с кельтоманами!), должно хватить на три с половиной недели - до самого Дня Святого Патрика, а что будет дальше... Нет, право, пока лучше об этом даже и не думать.
The Real McKenzies (при участии Белфаст)
Клуб "Tabula Rasa"
21 февраля 19:00
1962 – В Тбилиси родилась Тамара Гвердцители, грузинская певица и актриса, обладательница глубокого насыщенного вокала. Ее песни звучат на грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, иврите, украинском, армянском, немецком и других языках »»
2012 – Родился Джонатан Дэвис - вокалист калифорнийской nu-metal группы Korn и фотограф журнала Playboy »»
Johnny COSTA (1922)
Hargus "Pig" ROBBINS (1938)
T-Bone BURNETT (1945)
Frankie KNUCKLES (1955)
Tom BAILEY (1957)
Jeremy HEALY (1962)
Joanna NEWSOM (1982)