С появлением звукового кино музыка стала неотъемлемой частью синематографа. Первый в мире звуковой фильм "Певец джаза" вышел в прокат в 1922 году. Чарли Чаплин сам сочинял прекрасную музыку к своим картинам. Попробуйте представить себе художественный фильм без музыки - будь то оркестровая или электронная "подложка", новый хит или известная песня, - и вы сразу поймете, насколько велика ее роль.
Сегодня большинство художественных фильмов производятся в США: на крупных
голливудских студиях либо в многочисленных мелких независимых компаниях.
Независимые компании могут быть как весьма успешными с приличными бюджетами,
так и узкоспециализированными или совсем маленькими. Затраты на
кинопроизводство растут с космическими скоростями: средняя стоимость фильма в
1980 году составляла 16 миллионов долларов, сегодня - от 75 миллионов и выше.
Из-за высоких затрат производство фильма финансируется сразу из нескольких
источников-средств киностудии, инвесторов, спонсоров, специально созданных для
этого фильма компаний и т.д. Но вне зависимости от того, на чьи деньги
создается фильм, все участники процесса хотят как минимум окупить затраты и
надеются получить прибыль.
Насколько в этой игре высоки ставки, настолько же высока может быть и прибыль.
Если в 1976 году только один фильм после проката по США и Канаде смог принести
прибыль более 100 миллионов долларов, то в 2000 году около 200 фильмов принесли
создателям такую же прибыль. Дополнительную прибыль приносит прокат в других
странах ("Титаник" заработал своим инвесторам около 1,8 миллиарда
долларов, "Звездные войны. Эпизод I" -"всего" 920
миллионов). Поэтому прибыль от использования песен в фильме теоретически может
быть астрономически высокой - например, Долли Партон (Dolly Parton) -
автор песни из фильма "Телохранитель", которую исполняет Уитни Хьюстон
(Whitney Houstone), - только в
качестве авторских выплат получила более 600 000 долларов. Но помимо
блокбастеров с многомиллионными бюджетами, во всем мире выпускаются сотни
фильмов. Все их создатели надеются получить прибыль.
Как известно, основной способ проката кинофильмов - кинотеатры. Кроме этого, фильмы выпускаются на DVD, видеокассетах, демонстрируются по кабельным и спутниковым сетям. Саундтреки фильмов используются разными способами - песни попадают в хит-парады, издаются на CD, крутятся по радио, скачиваются через Интернет, используются в рингтонах и риалтонах телефонов, в рекламе, исполняются на концертах. Все это приносит дополнительную прибыль авторам и исполнителям музыки.
Музыку для кино можно разделить на несколько условных категорий:
- Фоновая музыка и инструментальные темы - как, например, музыка
Джеймса Хорнера (James Horner) к "Титанику", знаменитая тема
Эннио Морриконе (Ennio Moriccone) из фильма "Профессионал",
прекрасная музыка Микаэла Таривердиева из сериала "Семнадцать
мгновений весны" и Эдуарда Артемьева к фильмам Тарковского
("Солярис", "Сталкер") и Михалкова ("Раба любви",
"Свой среди чужих");
- Уже существующая песня, которая включается в новый фильм - как это
было с записью 1936 года песни "J'Attendrai" в
исполнении Рины Кетти
(Rina Ketty) в
фильме "Подлодка" ("Das Boot"), песнями "Hungry Heart" Брюса
Спрингстина (Bruce Springsteen), "Fly Like An Eagle" Стива Миллера
(Steve Mller), "American Woman" группы Guess Who, весь саундтрек
фильма "Апокалипсис сегодня", составленный из хитов групп 1960-70-х
годов, саундтреки к фильмам Тарантино;
- Песня, написанная специально для фильма - как песня Фила Коллинза (Phil Collins) "You'll Be In My Heart" для фильма "Тарзан", песня Арлена Харбурга (Harold Arlen) "Over The Rainbow" из "Волшебника страны Оз", замечательные песни Исаака Дунаевского из советских фильмов 1930-50-х годов.
Во всех без исключения известных фильмах музыка создает необходимое настроение,
дает киноактеру шанс спеть, заставляет зрителя смеяться или плакать. Удачный
саундтрек поддерживает интерес к фильму и удачный фильм - к саундтреку.
Если кинопродюсер хочет использовать в новом фильме уже существующую известную
песню, то он не должен обращаться к авторам или исполнителю песни. За
разрешением (лицензией) он обращается к издателю песни. В древние времена,
когда не было звукозаписи, издатели издавали ноты. Они это делают и сегодня. Но
нынешний музыкальный издатель (publisher) - это специальная компания или
рекорд-лейбл, который "продвигает" песню различными способами, имея
для этого необходимые контракты с авторами и исполнителями. Менеджер группы
ABBA Стиг Андерсон (Stig Anderson) начинал свою деятельность
именно как издатель. Своей собственной издательской компанией владеет Пол
Маккартни (Paul McCartney). Пожалуй, самая крупная в мире издательская
фирма - американская Harry Fox. Надо отметить, что все чаще отечественные
авторы и продюсеры предпочитают работать с издателями мирового уровня.
Кинопродюсер покупает у издателя соответствующую лицензию на песню. Стоимость
лицензии зависит от многих факторов:
Средняя стоимость лицензии колеблется в пределах от 15000 до 60000$ (чаще всего
от 20000 до 45000). Но она может быть значительно ниже для малобюджетных картин
или много выше, если это известный хит, либо на песне держится весь сюжет
фильма. Одна и та же песня может стоить совершенно по-разному для разных
фильмов. Если в картине используется оригинальный студийный мастер-трек песни,
то рекорд-лейбл берет за его использование от 15000 до 70000$. В зависимости от
"звездности" исполнителя, времени звучания песни в фильме и общего
бюджета фильма эта цена может вырасти (или уменьшиться) в несколько раз.
Если песня звучит в первые минуты фильма, то это очень хорошо и для песни, и
для ее
авторов-исполнителей. Это гораздо лучше, чем если бы она звучала в любом другом
месте фильма или на финальных титрах. Если к тому же названия песни и фильма
совпадают, то это хорошо вдвойне - стоимость лицензии на песню (и прибыль
ее авторам-исполнителям) возрастают в десятки раз. Пример: "The World Is Not
Enough", заглавная композиция очередной серии "Бондианы", принесла
группе Garbage в 1999 году больший доход, нежели предшествовавший
саундтреку номерной альбом. Группа даже сняла на песню клип с оригинальным
сюжетом:
Возможно, что лицензия на песню приобретается кинопродюсером для
"фестивальной" версии картины. В этом случае срок лицензии составляет
18 месяцев и затем после тиражирования фильма она должна быть продлена.
Дополнительный доход издателям песни может принести ее использование в
промо-роликах и рекламе фильма. Но это касается в основном высокобюджетных
"блокбастеров". Производители же малобюджетных, документальных и
любительских фильмов наоборот просят издателя разрешить им расплатиться за
использование песни лишь в будущем, если картина принесет хоть какую-то прибыль.
Отдельно нужно сказать о студенческих курсовых и дипломных фильмах. Несмотря на
то, что эти работы имеют микроскопический бюджет, издатели не отказывают в
использовании песен на льготных условиях. Наоборот, многие западные издатели
отслеживают перспективных талантливых кинорежиссеров и продюсеров - ведь если
эти люди добьются успеха, то а) они и впредь будут работать с этими
музыкальными издателями б) их студенческие работы будут переизданы в расчете на
широкую аудиторию и затраты на музыку окупятся.
Возможно, что кинопродюсер потребует у музыкального издателя изменить текст
песни, сделать новую аранжировку и запись в соответствии с сюжетом и
настроением фильма. Изменение текста возможно, только если будет получено
согласие авторов первоначального текста.
Если кинопродюсер дает гарантии, что песня войдет в CD-саундтрек, то издатель
может уменьшить стоимость лицензии - ведь от выпуска саундтрека он получит
дополнительную прибыль. Стоимость лицензии в этом случае может снизиться на
10-15 процентов.
После выхода фильма на киноэкраны, после выпуска на CD саундтрека, после
тиражирования картины на DVD все деньги за использования музыки из картины
стекаются к музыкальному издателю. Он в свою очередь делит их между собой,
авторами музыки, исполнителями и рекорд-лейблом (если издатель-не сам лейбл).
Не нужно думать, что создание музыки для фильмов - удел лишь сверхпопулярных авторов и исполнителей. Когда в фильме "Шрек" я услышал песню в исполнении девчачьей панк-группы The Donnas со сборника маленького инди-лейбла Lookout Records (который сборник попал мне в руки в 1990-х), моему изумлению не было предела...
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)