Когда повсюду только и разговоров про кризис, есть смысл не столько подводить итоги ушедшего года (тем более что тот вышел не слишком богатым на новые тенденции - умеренный подъем поп-музыки с человеческим лицом да неожиданный взлет неоклассики во всех возможных формах), сколько смотреть вперед. Действительно ли всё так плохо, как гласят многочисленные прогнозы? Попробуем опровергнуть кое-какие стереотипы.
В шоу-бизнес кризис пришел совсем не вчера. Собственно, слово "кризис" довольно
долго обозначало в первую очередь именно кризис звукоиндустрии. Однако,
несмотря на сильно "просевшие" продажи у мейджоров и закрытие множества
независимых лейблов, с музыкой не случилось никаких бед. Ну вот скажите честно,
отбросив доводы о том, что раньше трава была зеленее, а вода мокрее, мало ли
выходило хороших пластинок в 2007-м и 2008-м? Едва ли. Да, бюджеты у пластинок
сильно уменьшились, но упало ли их качество? Ох, сомневаюсь. Во-первых, налицо
удешевление технологий, во-вторых, колоссальные бюджеты никому еще не пошли на
пользу. В лучшем случае несметные бабки тратятся на оверпродакшен, в худшем -
на кокаин (лучшее и худшее можете поменять местами в зависимости от вашего
личного отношения к оверпродакшену и кокаину). Артисты не загибаются от
недостатка бюджетов: они загибаются от недостатка идей, этот факт, кажется,
очевиден всем. А урезать бюджеты рекламных кампаний и видеоклипов, которые рано
или поздно готовы были сравняться с бюджетами небольших африканских стран,
было, что называется, давно пора.
Посмотрим на ситуацию с позиции простых меломанов. Опасность, что пластинки
попросту перестанут выходить, вроде бы давно миновала - сколько бы музыканты
вроде Джина Симмонса (Gene Simmons) из Kiss не говорили о том,
что сейчас вообще без толку записываться, и нужно только давать концерты, всё
равно процесс идёт своим чередом. С одной стороны, без пластинок музыкантов
попросту никто не будет знать, с другой стороны, совсем не каждое действие
людей искусства вообще является бизнес-проектом. Мейджоры, как подмечено выше,
срежут ненужные статьи расходов, а независимые в случае необходимости перейдут
на выпуск CDR, как уже многие и сделали. Расходы тут вообще нулевые - вся
реклама даётся в "целевых" местах и исключительно забесплатно, тираж составляет
ровно столько дисков, сколько публика готова купить, да и цену можно
устанавливать на своё усмотрение. Тем, кому эта модель кажется
нежизнеспособной, рекомендуется ознакомиться с лейблами Cactus Island,
Dynamophone или Strange Life.
Чуть сложнее обстоит дело с концертами. Конечно, тот концертный рай, который
происходил в Москве в последние года два, подпитывался в основном
нефтедолларами и их производными. Шальных спонсорских денег определенно станет
меньше. Но на какие именно концерты они тратились? Думаете, много от
спонсорских бюджетов перепадало тем, кто привозил джазменов и электронщиков в
"Дом"? Инди-рокеров в "Актовый зал"? Как бы не так! С такой "мелочью" ни один
спонсор мараться не станет - им подавай, чтобы было богато и гламурно, скорее
расщедрятся на какого-нибудь очередного диджея в "модном клубе" или закажут
поп-звезду на корпоратив. В этом случае нам, рядовым меломанам, перепадают
разве что безумно дорогие концерты в 'Б1' и пара-тройка фестивалей. И даже в
этом случае на примере Nokia Trends Lab видно, что увеличение бюджета на
пользу не идёт - начинали с Fizzarum и Jollymusic, а закончили
Тигой (Tiga) и подопечными именова.
Решение проблемы очень простое - возить артистов более "дешевых". Собственно,
те промоутеры, для которых играет серьезную роль фактор окупаемости за счет
билетов, делают так уже давно. Одна из самых удивительных вещей в шоу-бизнесе -
то, насколько разнятся гонорары артистов в зависимости от субъективного уровня
раскрутки.
Взять, допустим, Infadels и The Killers - команды явно
играют на одном музыкальном поле, причем у кого из них получается лучше -
вопрос не самый очевидный. А гонорар меж тем разнится в двадцать (!) раз. Вы
сильно расстроитесь, если в связи с кризисом к нам опять не доедут плейбои из
Лас-Вегаса, а скромняги из южного Лондона появятся тут снова? Лично я -
нисколько. А сколько существует еще менее известных, но не менее интересных
групп такого уровня, которые к тому же стоят еще меньше? На гонорары
хедлайнеров последних "Нокий" можно привезти лейблы CCO, Sending Orbs и Morr
Music чуть ли не в полном составе. А за тот гонорар, который запросили за
московский концерт Lali Puna или Hood, сегодня не каждый местный
"независимый" артист согласиться сыграть. И в этом смысле кризис сыграет
отрезвляющую роль. Разного рода корпоративы, заказники и выступления на
спонсорских мероприятиях сильно подняли запросы у здешней играющей братии, а
ведь в реальности каждый музыкант должен стоить столько, сколько может собрать
на входе.
Самые, по сути, интересные мероприятия - концерты артистов, которые
по-настоящему актуальны, т.е. играют что-то свежее и инновационное, но известны
разве что нескольким десяткам "гиков", устраивают и вовсе не промоутеры,
живущие этим бизнесом, а энтузиасты, зачастую - те самые "гики". В мире
существуют сотни интереснейших артистов, готовых приехать сюда практически
бесплатно, за еду и дорогу, либо за чисто символические гонорары. А уж по
энтузиастам, как известно, не бьют никакие кризисы - они свои кровные триста
рублей отдадут за концерт любимого артиста, даже если ради этого придётся
неделю экономить на обедах. В общем, пока хипстерское коммьюнити закупается
билетами на Моррисси (Morrissey) и гадает, не случится ли чего за
полгода, которые остались до его концерта, я пребываю в ожидании заявленных на
конец января - начало февраля концертов Bola, Heartbreak и
Port-Royal.
Думается, и по местной инди-сцене кризис существенно не ударит. Вспомните 1998-й: такие вещи интерес к искусству только повышают - в конце концов, свободного времени становится больше, да и потребность чем-то себя радовать усиливается. Так что ждите аншлаговых клубных концертов по будним дням, квартирников и нелегальных рейвов. Там, глядишь, и до хендмейд-альбомов дело дойдёт - романтика!
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)