ЗВУКИ РУ  Личный номер, ч.2

Ведущие музыкальные журналисты продолжают отвечать на вопрос: "Какие три пластинки 2008 года вы назвали бы лучшими?". В списках, присланных нашими коллегами, оказалось неожиданно много российских исполнителей. Впрочем, такая ли уж это неожиданность?

Продолжение. Начало списка в предыдущем выпуске.

Итак, мы продолжаем. Глава вторая, в которой утверждается, что в отечественной музыке не все так погано, как кажется. Преувеливать успехи молодых российских музыкантов не хочется. Просто потому, что они не маленькие и не нуждаются в агрессивном пиаре, активной раскрутки и многополосных материалах в глянцевых журналах. Они способны доказать и уже доказывают свою состоятельность без дополнительных костылей. Они выходят на своего слушателя напрямую, без посредников. И потому в этом году выдавать им анонс на следующий год совершенно не стыдно и не зазорно.

Александр Горбачев, музыкальный обозреватель и редактор журнала "Афиша":
Поскольку я всерьез убежден, что происходившее в этом году с русской музыкой намного интереснее и значительнее происходившего с музыкой нерусской (и отнюдь не потому, что там было все плохо, - это здесь все было на удивление занятно), я назову три диска отечественного производства. Поскольку объективные фавориты - будь то "Мумий Тролль", "Аквариум", "Ляпис Трубецкой" или тот же Noize MC - и без меня очевидны, я назову тех, кому лишний вес бы совсем не помешал.

СБПЧ-Оркестр "СБПЧ-Оркестр"
Последние три-четыре года было видно (и слышно), что у "Елочных игрушек" происходит постоянное расширение сферы влияния: они успели и заполнить собой нишу здешнего передового хип-хопа, и вывернуть наизнанку русский шансон, и срастить площадную поэзию с комнатной электроникой, и что только не - и вот теперь наконец вместе со всей своей разношерстной компанией созрели до высказывания о времени и о себе. Очень разный и при этом очень цельный диск, где проговариваются важные слова под не менее важную музыку (в которой поместились все вышеперечисленные сферы); удивительная пластинка, в рамках которой Стас Барецкий уживается с группой "Новые праздники" - и все поют, говорят и играют об одном.

Кассиопея "2001-2008"
Это, конечно, слегка мошенничество: в следующем эту году подборку лучших треков с трех неизданных альбомов гениальной белорусской группы "Кассиопея" должны выпустить в России; но только слегка - диск действительно существует, его можно, например, скачать. Группа вправду гениальная - передовой психофолковый звук у "Кассиопеи" совмещается с саундтреками к советским фильмам про подростков в космосе, театр абсурда - с по-хорошему эстрадными мелодиями; при всем при том это ничуть не искусственный гибрид, а абсолютно естественная, невесть откуда проросшая штука. И это еще что: вокалист "Кассиопеи" еще играет и поет в группе "Петля пристрастия" - которая, по-моему, есть лучшее воплощение реанимированного пост-панка на русской почве и которая, по большому счету, должна заслуженно собирать какой-нибудь Б1; следите за новостями.

Dsh! Dsh! "Dsh! Dsh!"
Невероятно талантливая девушка Женя Борзых (кажется, припоминать, что когда-то с нее начинался проект "Михална", уже ни к чему - ну пусть уж будет, раз вспомнилось) в этом году наворотила столько всего, что по результатам только ее деятельности русский музыкальный год можно было бы считать состоявшимся. Об ансамблях "Прогоним песню" и "Масса Крыма" можно и нужно разузнать в сети; до полноценного воплощения в виде пластинки дошла только группа Dsh! Dsh!, где Борзых поет сейчас - но и она, на мой вкус, не хуже двух предыдущих. Dsh! Dsh! умудрились примирить два основных вектора, видневшиеся в этой самой русской музыке в 2008-м, - то есть условное западничество с условным славянофильством, попытки быть в общемировой струе с наконец-то появившимися попытками вырасти из собственных корней. Dsh! Dsh! - это в равной степени модный электропоп и песни в духе тех, что все мы слушали в детстве на советских виниловых пластинках; в равной степени лейбл Morr Music и Александра Пахмутова. Плюс к тому - песенки очень привязчивые и харизматичные; в идеальном мире Женя Борзых красовалась бы на обложках всех журналах (а не только известно какого). Виноград влюбился в мяту. Ура.

Сергей Степанов, обозреватель сайта Openspace.ru, специальный корреспондент Звуков:

Portishead "Third"
Если и была в 2008 году пластинка, которой уготовано специальное место в истории, то это "Third". Как и все лучшее, что происходит в последнее время в мировой культуре, третий альбом Portishead не встраивается в тренды и не задает ориентиров, но действует в одиночку - и сражает наповал. Нынешние Portishead максимально отдалились от киношного неонуара и образцовой coffee table music, прославивших группу в 90-е; теперь это зловещий гитарный скрежет, безжалостный индустриальный бит и тяжелое дыхание хип-хопа. Слушать "Third" каждый день - развлечение для мазохистов, но его термоядерную силу и вневременную красоту это ни в коем случае не отменяет.

Coldplay "Viva La Vida or Death and All His Friends"
Метят в вечность и Coldplay, записавшие четвертый отличный альбом кряду. Но если раньше их вроде бы несомненные достоинства приходилось отстаивать с пеной у рта, то благодаря Брайану Ино (Brian Eno) и сработанному при его участии "Viva La Vida" предводители хит-парадов и стадионов переломили, наконец, прежде обижавшее их критическое мнение. В конечном счете, довольны все: широкая общественность услышала еще как минимум две ("Violet Hill" и "Viva La Vida") гениальные песни, а пресса получила - и использовала - своевременный шанс исправиться. Таким мелодическим нюхом и духоподъемным характером могут сегодня похвастаться лишь U2 - и то не всегда.

Elbow "The Seldom Seen Kid"
Выпустив "The Seldom Seen Kid", тихие англичане Elbow разжились, наконец, давно заслуженным признанием: альбом наградили Mercury Music Prize, а одной из вошедших в него песен озвучили трейлер к блестящей трагикомедии братьев Коэн "После прочтения сжечь". "The Seldom Seen Kid" - и впрямь лучшая запись Elbow: красивая, умная, зрелая, а местами - вот уж всем сюрпризам сюрприз - даже бодрая. Из всех стартовавших на рубеже 2000-х британских романтиков с нежными балладами и колючим жизненным опытом Elbow пошли дальше всех.

Илья Зинин, независимый промоутер и журналист:

"СБПЧ-Оркестр" "СБПЧ-Оркестр"
Кирилл Иванов ("СБПЧ") и Максим Скворцов ("Новые праздники"), Юра Высоков ("ОбщежитиЕ") и Стас Барецкий, Митя Гольцман ("Klever") и Ларик Сурапов... Трудно найти более разноплановых поэтов и музыкантов, чем участники "СБПЧ-Оркестра". Я тоже принял участие в записи альбома, но сейчас не об этом, мой вклад в общее дело более, чем скромен. "Елочные Игрушки" обладают особой магией - из странной на первый взгляд попытки скрестить ужа с ежом получилась хоть и не самая легкая для восприятия, но неожиданно гармоничная пластинка, в ней есть жизнь и чувствуется дыхание времени. Не борьба, а единство противоположностей, своеобразный срез всего самого свежего и небанального, что есть в нашей музыке.

Woven Hand "Ten Stones"
После распада группы 16 Horsepower Дэвид Юджин Эдвардс (David Eugene Edwards) продолжает исправно выпускать пластинки. "Ten Stones" - уже пятый альбом его проекта Woven Hand за последние шесть лет. Вроде ничего нового - Эдвардс по-прежнему поет надрывную песню о величии Бога и покаянии. Но его планка не опустилась, эта песня воздействует на сознание все с той же сокрушительной силой, так что "Ten Stones" можно смело ставить в один ряд с лучшими работами 16 Horsepower.

Black Angels "Directions to See a Ghost"
Критики почти единогласно обвинили Black Angels в пресловутом синдроме второго альбома. А между тем, "Directions to See a Ghost" ни в чем не уступает дебютному диску "Passover", разве что звук получился чуть менее плотным. Это все та же смесь Velvet Underground, Doors и Joy Division, гипнотический драйв никуда не делся, своего чудесного навыка выстраивать отличные песни из одного аккорда или басового риффа Black Angels тоже не утратили. Слава психонавтам!

Денис Шлянцев, обозреватель информационного агентства "InterMedia" и сайта Взгляд.ру:

The Dears "Missiles"
Оркестр монреальских "дорогуш" в процессе записи этого альбома переругался друг с другом так сильно, что дописывать диск пришлось фронтмену и его супруге, что почти не сказалось на изощренном звучании инди-рока The Dears. О том, что не все ладно в канадском королевстве, можно догадаться по трогательным колыбельным и плохо скрываемым слезам, физически ощутимым в вокале Мюррея Лайтберна (). Впрочем, как говорят очевидцы, для концертных выступлений Мюррей и Наталия уже подобрали себе замену ушедшим музыкантам, так что звучат и выглядят они по-прежнему "эпично".

Jim Noir "Jim Noir"
Джим Нуар - псевдоним 26-летнего мультиинструменталиста Алана Робертса (Alan Roberts), зарабатывающего на жизнь написанием радиоджинглов. Однажды, когда количество этих музыкальных обрывков резко перешло в качество, Алан решил записать свой первый сольный альбом ("Tower of Love"), что примечательно, в доме родителей. Вторую пластинку он уже выпустил на американском инди-лейбле Barsuk. Пресловутый синдром второго альбома Джим Нуар геройски преодолел, записав чертову дюжину привязчивых треков в стиле мультяшный психоделический поп, годных не только для чартов колледж-радиостанций, но и для сопровождения развеселых попоек с друзьями. Последнее проверено.

Cheese People "Cheese People"
Самарские "сырники" стали сенсацией Рунета еще два года назад, а дебютный альбом смогли выпустить на "Снегирях" только в этом году. Восстанавливаем историческую справедливость: пока "конкурирующая фирма" в лице Narkotiki таинственно молчит о своих планах, хулиганские англоязычные песенки с первой пластинки Cheese People являются основным поставщиком эндорфинов в наше нелегкое время.

Евгений Трифонов, обозреватель журнала "FUZZ":

The Indelicates "American Demo"
Добротного поп-рока в Великобритании хватает, но дебютный альбом The Indelicates хорош не только запоминающимися мелодиями. Благодаря обилию клавишных и сочетанию женского вокала с мужским группа звучит не так же, как тысячи других, а в текстах острые на язычок Джулия и Саймон проходятся по всему подряд. Особенно активно они подкалывают составляющих их собственную аудиторию инди-кидов.

СБПЧ Оркестр "СБПЧ Оркестр"
О том, что участники записи (Кирилл Иванов, "Елочные Игрушки", Михаил Феничев, Стас Барецкий и многие другие) не обделены талантом, было известно и раньше. Однако, собравшись в "оркестр", они не просто удержали свой уровень - это тот случай, когда целое куда больше суммы слагаемых. Получилась чрезвычайно разнообразная по форме, но в то же время цельная по сути запись, успешно осваивающая все жанры, кроме скучного. Каждый отвечает за то, что у него получается лучше, и все это складывается в одну картину, - ну а в том, что картина эта получается не самой радужной, не их вина.

Portishead "Third"
Да, это не похоже на столь полюбившиеся публике первые альбомы. Да, группа здесь зачастую кажется неуверенной. Но в таком виде - блуждающая в потемках, порой ступающая в чужие следы, порой утыкающаяся в стену - она куда интереснее многих других, облюбовавших себе поляну и не выбирающихся за ее пределы. Временами же музыкантам удается нащупать нерв, и в такие моменты с "Third" по пронзительности может сравниться немногое.

Окончание следует.

26.12.2008, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ЗВУКИ РУ - свежие публикации: