"Во первых строках" я должен от всей души покаяться. Я очень люблю
Наутилус Помпилиус. Но еще сильнее я люблю смотреть правде в глаза.
(Ведь, как открыл нам Высоцкий, ежели правду раздеть, то... в общем, лучше
смотреть в глаза.) "Нау", из-за нежелания Бутусова быть именно
Наутилусом, уже лет как десять с лишним лет нет. И после кончины
Кормильцева больше не будет никогда. Все антрепризы с этим названием -
попытка сделать деньги на народном счастье, ничего более. Хотя сам
концерт был не лишен некоторой приятности.
"Нау бум: tribute to Nautilus Pompilius", мероприятия по случаю
XXV-летия НП, завершившиеся концертом в
СК "Олимпийском" 17 декабря, состояли из двух частей: двойного
компакт-диска "Нау Бум" и дачу почестей со сцены. В первый из
двух дисков мемориального альбома вошли песни "Нау" в исполнении
друзей и близких: Алисы, Чайфа, Машины Времени, Мумий Тролля, Ночных
снайперов, Пикника и др. На второй, озаглавленный "Mutatis
Mutandis" - 10 песен Наутилуса,
переосмысленных Ю-Питером: "Как падший ангел", "Шар
цвета хаки", "Воздух", "Я хочу быть с тобой",
"Взгляд с экрана", "Титаник", "Доктор твоего
тела", "Эта музыка будет вечной", "Скованные одной
цепью", "Хлоп-хлоп". Реализация этого диска происходила в фойе "Олимпийского".
]
Вторая "как бы часть" состояла из двух концертов - в Питере и Москве.
(За этим, по некоторой информации, последует чесовый тур Ю-Питера по стране с
песнями Наутилуса в программе.) В концертах, как в не теряющем своей
актуальности анекдоте про похороны товарища Суслова, приняли участие друзья и
близкие <...>, за исключением, собственно, товарища Суслова. В условно первом
отделении, дабы засвидетельствовать глубочайшее уважение почившей группе,
на сцену выходили сертифицированные наулюбы: ЧайФ, Ночные снайперы, Воплi
Вiдоплясова, Вадим Самойлов, Сурганова и оркестр и проч. Во втором - сам
Вячеслав Бутусов с
Ю-Питером и гостями.
Итак, "Олимпийский", 17 декабря.
Сцена была декорирована под некий "таинственный корабль" (со слов конферансье):
с "вороньим гнездом", "снастями" и пятью
экранами вместо задника, на которых то и дело демонстрировали набегающую
морскую волну. "Жизненное пространство" было разбито на три части: в
левой и правой по очереди (пока в противоположном углу перенастраивали
"бэклайн") выступали званые гости, середина была отведена для
виновника торжества со товарищи.
Начало рок-вакханалии оказалось омрачено появлением в "вороньем
гнезде" конферансье. В нем стар и млад резко узнал лоцмана корабля
отечественной рок-музыки Мишу Козырева. Махатма
рок-сопротивления принялся нести ахинею, явно заимствованную из постановки
какого-то утренника в пионерлагере и не прошедшую в "День Радио" по причине
своей невнятности. Нес что-то о "таинственном корабле Наутилус
Помпилиус", который уже 25 лет как бороздит просторы Большого Театра. И
никто толком не может понять, есть тот корабль, или нет, и поднимает ли в
далеком Карском море паруса бригантина 4-го пионерского отряда. Серьезную
умственную травму, судя по всему, нанесли Михаилу прилагательные, так или иначе
связанные с феноменом непознанного. Куда ни плюнь, все в этот вечер оказывалось
то "таинственным", то "загадочным", то
"необыкновенным". Даже спортколмплекс "Олимпийский"
оказался "причудливым сооружением". Тем временем в партере отдельные
выродки, недостойные называться любителями рока, в матерных выражениях
призывали Михаила удалиться. Это, конечно, не лезет ни в какие ворота. Хотя
обстановку всенародного ликования и солидарности подобными выходками не омрачишь.
Первыми выступали Ночные снайперы. Сыграли "Колеса
любви" и "Зверь", по-снайперски. Затем в поле зрения вновь вылез
Козырев. Схема мероприятия,
безусловно, требовала заполнения пауз, чтобы группа могла
"воткнуться" и сделать быстрый "лайн-чек". Но неужели конферанс предполагает
обязательный сброс такого космического словесного
мусора?..
В паузе между выступлениями Ночных Снайперов и Смысловых Галлюцинаций
показали первый отрывок из интервью с Бутусовым, декорированного под
"архивную" черно-белую запись. Вячеслав сидел в кадре на стуле и
делился по запросу воспоминаниями. Лишь слабая полоска контрового света эффектно
обрисовывала его, загадочный силуэт. Вячеслав рассказывал о
том, как весело рубились бойцы, о "литовках" и как с подачи некого
товарища, усмотревшего сходство, песня "Падал теплый снег"
получила кодовое название "Конские яблоки".
Смысловые Галлюцинации представили одни из самых интересных вариаций на темы из Наутилуса: "Падал теплый снег" и "Жажда". Это было качественно сделано и чем-то похоже на Cure, только с более глубоким, "современным", звуком ритм-секции. Единственная проблема группы: вокал мог бы быть и более поставленным. Кстати, во времена, когда Бутусов стоял на сцене, как вкопанный, в унисекс-френче, его небезосновательно сравнивали с Робертом Смитом.
Третьими были Воплi Вiдоплясова. Группа укринтеллектуалов памяти Федора Михайловича исполнила "Вгляд с экрана" на французском, аранжированную как настоящий французский шансон, с аккордеоном. Последний припев был спет на рiдной мове: "Ален Делон нэ пье одеколон!!!!!!!!!" Ши-кар-но! Олег Скрипка, как всегда, источал поток ярой жизненной энергии. Ще не вмерла, видать, Украiна, есть еще трошки сала с куренях и газ в огромных подземных цистернах.
Далее выступали победители конкурса молодых талантов под эгидой
"Нашего радио" и патронажем Вячеслава Бутусова лично, Олег
"Tallboy" Карпачев и группа Стволы со своим вариантом
"Черных птиц". Из 300 групп, приславших на конкурс запись
своего молодого талатливого видения песни "Нау", должен был остаться
один - и вот он, один, долговязый, и остался. Песня (и без того не радужная)
звучала попросту мрачно, отдаленно напоминая Paradise Lost времен где-то
"Icon", да еще с налетом гаражного рока. Группа играет кошерно,
увесисто, будто звонит в шабат. Вот только
вокальных данных парню на раздаче зажуковали.
Всякую женщину в этом мире тиранических тестикул поджидают одни притеснения и
лишения. Именно поэтому, наверно, и ни по какой иной причине
"Оркестр" Сургановой звучал как полный нестройняк с неживым
барабанщиком. Каждый инструмент был где-то сам по себе, звук был
наихудшим из всех выступавших команд. Сурганова исполнила "Золотое
пятно" и "К Элоизе". ("К Маше, Наташе, Ксении,
Анне, Ире, Земфире" вы, девушки, услышите на следующем, англоязычном,
альбоме "Охота на бобра" ("Beaver's hunt").)
Мумий Тролль: "Мальчик зима", "Небо и трава". Без комментариев. Единственное, должно отметить,- Илья Лагутенко на высоком уровне овладел искусством пения гримасами. А ведь еще в творчестве можно много чего. Играть на зажатой промеж ног скрипке или выпукивать "Боже, царя храни!", как тот буржуазный удалец, что после установления власти Советов изменил репертуар и освоил "Марсельезу"...
Далее выступали "Вадим Самойлов и группа Мир огня. Правильнее было бы сказать: "группа "Мир огня" и Вадим Самойлов". Группа играет весьма современный рок с тяжелым плотным звуком и обилием синтезаторов, ничем не напоминающий ни о разудалой самодеятельности групп русского рока 80-х, ни о "волшебной одной ноте", внедренной в сердца Агатой Кристи. Среди этих музыкантов, явно превосходящих его в классе, Самойлов-старший выглядит как политрук в войсковой части. Сыгран был "Князь тишины".
Следующими выступали ЧайФ (они вообще везде выступают). Все то время,
что они были на сцене, я нервно ерзал на стуле. Должен ли я дополнительно
заплатить за то, что слушаю "чайфов"? Высокобюджетный уральский коллектив
исполнил "Рвать ткань", предваренную распеванием элегии про
разлуку, а также песню собственного сочинения "Белая ворона",
"написанную под впечатлением от знакомства с музыкантами "Нау".
(Клянусь мощами валентинок святого Валентина!) Любовь к Элвину Ли и
пригородному эпосу одновременно, нашедшая уверенное отражение в творчестве
ЧайФа, не перестает вызывать незначительную оторопь. Это как в эпиграмме Гафта,
"будто малость "Шанели" накапали в щи".
Затем после небольшой паузы на сцену вышли участники группы Ю-Питер. (Это
означало, что
случилась одна из приятностей, о которых было сказано в самом начале:
заявленных в афише ветеранов нонкомформизма, ансамбля Машина времени, не
будет.) От нежнейше любимых песен в исполнении автора
сперва сделалось, конечно же, радостно, но где-то к "Одинокой
птице" - немного утомительно. Каспарян относится к числу тех
гитаристов, что "уже нашли". И все, что нашли, больше никогда не выпустят из цепких
лап. Все песни с его участием можно играть в одном строе, в одном темпе... и на
один мотив. Что, в общем-то, и происходило.
Первый блок песен составили
"Тутанхамон", "Дыхание", "Титаник",
"Одинокая птица" и "Утро Полины". Последняя внесла
приятное разнообразие. Почувствовалось изменение мелодии, вдобавок несколько
раскрасил концовку Самойлов, вышедший для исполнения гитарного
соло. Приятных ощущений добавлял лирический видеоряд, изображавший то
горящую свечу, то падающие за окошком светлицы снежинки.
Затем
начались сюрпризы.
Первым сюрпризом стало появление на сцене небольшого оркестра, с которым
Бутусов исполнил
"Крылья", "На берегу безымянной реки", "Тихие
игры", "Прогулки по воде" и "Я хочу быть с тобой".
Перед "Крыльями" зал почтил минутой молчания память Ильи Кормильцева,
который смотрел с экранов с теперь уже архивных фотографий.
Наблюдать за всенародными рок-песнями в "классическом" трико было
небезынтересно - в сугубо антропологическом смысле. Песня ведь, как известно,
"ничто, исполнение - все". Многие пытались скрестить рок и классику.
Ничего не вышло. Даже эксперименты Джона Лорда, пожалуй, не увенчались
безоговорочным успехом. Здесь же - никакого рока. Просто очень красивая
мелодия, сыгранная согласно канону, на канонических инструментах, да не очень
уверенно державшийся голос. Избавленные от новизны звучания, во многом
предопределившей их восприятие публикой, эти песни в голом виде звучали как еще
одно, в чем-то косвенное, свидетельство того, что русский рок - это неширокий
кружок чертовски одаренных дилетантов.
И снова "Ю-Питер".
Медленная, в две гитары "Шар цвета
хаки", в "акустической" интерпретации - этакий угловатый
северный блюз получился.
Наутилус (читай: все коллективы п/у Бутусова) никогда не были "стадионной
группой". (Старичье может вспомнить, например, концерт на стадионе
"Динамо" в Москве в первый приезд Deep Purple и сравнить ощущения.)
Бутусов-бэнд куда лучше звучит и ощущает себя, когда играет в уютных,
располагающих к вдумчивому
стяжанию красоты, залах вроде ЦДХ на Крымском валу, из которого скоро сделают
апельсин. Многие в зале пришли потанцевать и поголосить, но предпосылок к
сему в тот вечер не нашлось. Осознав это, фанаты сделались смущены. Оживил
ситуацию "Взгляд с
экрана",- а его, в свою очередь оживил своим саксофоном
Сакмаров.
Следующая песня, "Князь тишины", также
прозвучала бодро - благодаря Егору
Белкину, внесшему разнообразие квазиметаллической "гармонией".
Получилось, в итоге, довольно жестко. Как, впрочем, и со "Скованными
одной цепью".
Завершала программу, разумеется, "Прощальное
письмо". После чего, весьма неожиданно, группа вышла на бис и
исполнила еще две песни. Первой была "Доктор твоего тела", вновь с
незгибаемым ритмическим рисунком, без каких-либо сбивок или брейков. Лишний раз
было показано, что Кулаков в составе Ю-Питера - наиболее технически
оснащенный исполнитель. Совсем последней была вроде бы не совсем вяжущаяся с
ролью прощального воздушного поцелуя "Хлоп-хлоп". За сим
окончательно все.
..."Нау" были и останутся, наверно, САМОЙ любимой отечественной
рок-группой. Кто-то больше любил "Мы ждем перемен", кто-то -
БГ, кто-то - Арию, но "Нау" любили ВСЕ. Любовь еще быть
может. Хоть и обставлена эта умилительная дата была тем самым старосветским
манером, супротив которого так возмущался Илья Кормильцев в своих стихах.
"Товарищи! В этот торжественный день семья ..тюковых торжественно
справляет XXV-летие своей торжественной свадьбы. Ура!"
Тем не менее, эта
музыка будет вечной. Пока на смену батарейкам не придут новые источники питания.
1948 – Родился Герман Раребелл, барабанщик группы Scorpions »»
1962 – Родился Кирк Хэммет - "молодой" гитарист Metallica. Кирк известен своими техничными соло, признанными во всем мире: "Master of Puppets", "One", "Fade To Black" и др. Также является автором многих узнаваемых риффов из творчества группы »»
1967 – Вышел первый номер журнала Rolling Stone. На момент выхода первого номера издание было 8-полосной газетой, издаваемой Янном Уэннером (в настоящее время - по-прежнему издатель журнала) и музыкальным критиком Ральфом Глисоном. Сейчас издается в 16 странах »»
2002 – Решением ученого совета Университета Хэртфордшира Брайану Мэю (Queen) присудили степень доктора астрономии »»
Sheila JORDAN (1928)
Melvin LASTIE (1930)
Don CHERRY (1936)
John MCFEE (1953)
Cindy BLACKMAN (1959)
Kim WILDE (1960)
Kirk HAMMETT (1962)
Antoine CLAMARAN (1964)
Paul BOWLES (1999)