MERCURY REV  Обман слуха

Функционирующая без малого четверть века группа Mercury Rev на родном континенте по-прежнему не нужна никому, но в очередное турне по Северной Америке все же отправилась. Специальный корреспондент Звуков Сергей Степанов побывал на концерте ветеранов цветистой психоделики в Монреале.

За Mercury Rev давно закрепилась репутация младших братьев The Flaming Lips (даром что появились группы почти одновременно, в первой половине 80-х) - менее эксцентричных, более романтичных. Родственных связей у них впрямь достаточно: солист Mercury Rev Джонатан Донахью (Jonathan Donahue) когда-то играл в The Flaming Lips на гитаре, а басист Дэйв Фридманн (Dave Fridmann) без малого 20 лет выступает в роли сопродюсера их пластинок. Да что там - даже периоды расцвета у двух групп совпали: их наиболее цельные и самые успешные альбомы, "Deserter's Songs" и "The Soft Bulletin" соответственно, вышли с разницей в семь месяцев.

Другое дело, что масштаб и география этих успехов оказались неодинаковыми. The Flaming Lips начали регулярно мелькать в чартах по обе стороны Атлантики и приумножили свою славу живыми шоу, со временем перебравшись из клубов в хедлайнеры крупных фестивалей. Mercury Rev, в свою очередь, ограничились прорывом на британский рынок (во многом благодаря титулу "Альбом года", которым наградил "Deserter's Songs" относительно вменяемый тогда еженедельник NME). Ни одна из пластинок или песен группы никогда не фигурировала ни в одном официальном хит-параде США или Канады.

Немудрено, что на концерте MR в Cabaret Juste Pour Rire (скромном - человек на 500 - зале, в котором обычно выступают всевозможные комики) не наблюдалось ничего похожего на аншлаг (не помогла и погода - в Монреале ударил двадцатиградусный мороз). И тем более очевидно, что не только цели, но и средства у Mercury Rev совсем не такие, как у карнавальных (и в самом деле феерических) шоу The Flaming Lips. Вместо подтанцовок, многоголосых хоров, конфетти и гигантских шаров - стройные гитары, стремный видеоряд и очаровательно-гнусный фальцет Донахью.

Донахью оказался очень занятным шоуменом: быстрая походка, взгляд безумный, под рукой - бутылка красного, к которой он прикладывался на протяжении всего концерта, любимая привычка - сотрясать воздух ударами по воображаемому барабану. То же можно сказать и про видеоряд: на экранах постоянно возникали разнообразные дикости вроде рыб-мутантов или ядерных грибов, а также высказывания Ван Гога и суфийские афоризмы.

И, наконец, гитары. Когда за инструмент хватался сам Донахью, это было и впрямь впечатляюще: две гитары, бас и клавишные сливались в монолит крайне редкой породы: то ли чуть утяжеленный Pink Floyd, то ли сильно облегченный My Bloody Valentine, то ли внезапно озверевший Underworld. Старые песни (в завидном диапазоне от "The Dark Is Rising" до "Diamonds") и новые вещи (очередной диск MR "Snowflake Midnight" вышел два месяца назад) игрались нон-стопом, с красивыми инструментальными связками и затяжными вступлениями. И чем дольше продолжался концерт, тем обманчивее казалась репутация Mercury Rev.

В конце концов, монолит пошел в наступление: последняя песня звучала громче, звонче и интенсивнее, чем весь недавний - чудовищный - концерт The Secret Machines (зрители тогда прятались за кожаными пуфиками, а в ушах после него звенело до утра). Записные романтики оказались немилосердными сумасбродами, а этой самой, измененной до неузнаваемости последней песней - "Once In a Lifetime" Talking Heads.

10.12.2008, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

MERCURY REV - свежие публикации:

  • Интервью - Никаких фантазий, 10.08.2009
    В мире мало групп, столь же загадочных, как Mercury Rev. Тайна их - не родня тому мистическому налету анонимности, который любят напускать на себя электронные музыканты, и уж точно лежит в стороне от немотивированной чудаковатости экспериментальных проектов. Музыканты умудряются не только запрячь вместе монотонный и шумный спейс-рок и ослепительно красочный дрим-поп, но и достучаться до сердец зрителей всех возрастов. Чем вдохновляются столь непохожие на кудесников участники группы, Звуки.RU пытались узнать у лидер-вокалиста группы Джонатана Донахью »»
  • Репортаж - Немеркнущий свет, 15.07.2009
    Концерт американцев Mercury Rev в клубе "Б2" впору заносить в справочники на подобие Красной книги: исчезающая красота, редчайший вид, ценный сам по себе, но совершенно уникальный в наших краях - залетевшая в оконце жар-птица. Те, кто собирался на концерт, горевали, что ныне MR не играют вещей с первых двух пластинок, да и, по-сути, сегодня - это уже совсем другая группа, нежели в начале девяностых. И, несмотря на то, что "Boces" и "Yetself Is A Steam" являются альбомами того ряда, что постоянно вертится на языку человека желающего блеснуть своим идеальным вкусом, надо признать, что "эти" Mercury Rev гораздо лучше "тех". Именно об этом и было первое и пока единственное выступление группы в столице »»
  • Анонс - Космические куплеты, 27.06.2009
    У Mercury Rev всегда хватало странностей – некогда музыканты стремились играть все вещи на самодельных примочках – в результате один из таких монструозных аппаратов занял целый подвал и никто толком не мог объяснить, как он работает; часть песен с легендарного альбома "Boces" музыканты пытались писать прямо в космических кораблях НАСА: для этого они сбегали с платных экскурсий и прятались в бесконечных закутках шаттлов, распевая всякую чушь в заранее припасенные диктофоны. Их музыка кажется не отражением окружающего мира, а настоящим побегом от него, сладким эскапизмом, попыткой выстроить свою уютную вселенную вне времени и вне пространства »»