Все искусства важны, но некоторые, как известно, важнее других. Внутри департамента каждого из искусств, как семечки в арбузе или как клерки в офисе, располагаются артисты (полностью: замечательные артисты и прекрасные люди). Все артисты равны, но некоторые все-таки настолько равнее других, что выходят за рамки своего жанра, превращаясь в явление и атрибут своего времени, перерастая границы родимого арбуза. Slayer - это и праотцы thrash metal из теплого города Оукленд в проклятой Всевышним Калифорнии, и вдохновители абсолютно всех коллективов паранормального жанра от дет-метала до порно-грайнд-крэп-кора, появившихся и появляющихся в последние 20 лет, и олицетворение "экстремальной музыки" во всех доступных воображению смыслах. Все экстремисты от электрогитары - дети, выбившие в подъезде лампочку, в сравнении со Slayer. И они же - дети гнезда "слееровского". Таков парадокс, а в нем - правда жизни.
Первый и единственный доселе раз Slayer были ангажированы с концертом в наши палестинки 10 лет тому назад. Хоть это и выглядит отчасти странно в свете того, что в последние годы из зарубежных артистов к нам не приехали только те, кто совсем не смогли: Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Бон Скотт, Венди О'Вилльямс и некоторые другие товарищи. Но так уж вышло. Прошлый концерт, к которому Игорь Лобанов, музыкант и дизайнер, ныне лидер СЛОТ, изготовил рекламный плакат с говорящей аннотацией-эпиграфом "Я был там. И остался жив", оставил у всех посетивших его единогласное впечатление настоящего тренировочного ада, по аналогии с потешными полками в Преображенском - перед грядущей взрослой баталией. Зал "Горбушки" был забит. Лысые люди прыгали и толкались, желая странного. Волосатые люди трясли головами и бились в конвульсиях. Стопроцентное броуновское коловерчение чувств, мировосприятия и представлений о плохом и хорошем. И вот следующий опыт такого рода отложился на 10 лет, срок немалый. До 29 ноября 2008 года. И добавьте сюда еще перенос долгожданного концерта с первоначально рекламированного июня на вполне невеселый ноябрь. В качестве компенсации тем, кто заждался этого зрелища, могло послужить два обстоятельства. Первое - увидеть Slayer в "классическом" составе, с вернувшимся Ломбардо, возможно, лучшим ударником хэви-метал мира. Второе - группа приготовила длительную и весьма отрадную программу. Посему вряд ли нашелся бы хоть один, который рискнул предположить, что аншлага не будет. И это даже несмотря на не вполне либеральную цену билета, даже для Москвы: от 3000 рублей.
Реконструкция ада началась с 45-минутной задержкой. Очередь в помещение
уничтоженного волной реформ завода им. Орджоникидзе (где располагается клуб "Б1
Максимум") имела угрожающую длину. Судя по тому, что сигналов об уличных
беспорядках не поступало, концерт начался, когда последние металлисты,
затянувшие с предварительынм распитием пива, попали в зал. Плотность людской
массы в партере, даже на дальних подступах к сцене, была крайне высокой, а
подвижность ядер в этой, с позволения сказать, кристаллической решетке -
низкой, на то он и металл. Поэтому трясти ядрами в партере было весьма
неспродручно, хотя многие пытались. Удобнее, конечно, было бы делать это на
дорогостоящих балконах, но тамошние лица обретали радость чинно, сидя, согласно
купленным билетам, и некоторые даже закусывали.
Провозвестники дьявольского в музыке вышли на сцену размеренно, под завесой
дыма и под звуки "Crionics", запущенной с диска в качестве интродукции.
Первой сыгранной песней была "Flesh Storm", открывающая последний альбом,
"Christ Illusion", композиция. (Она же, пожалуй, единственная песня с
этого альбома, выполненная в стопроцентно трэшевом ключе, как мы знаем его по
главным альбомам Slayer середины-конца 80-х, без обращения к элементам хардкора
и панка, характерного для поздних времен.) Для Slayer эта вещица - почти что
ноктюрн, что дало возможность публике полюбоваться на живых демонов и поверить
в реальность увиденного-услышанного. Поступить так, во всяком случае,
следовало, ибо какой-то по счету ангел вылил свой фиал, и народ в зале сделался
наотрез безумным, когда Том Арайа заорал в микрофон вместо приветствия:
"Waaa-r ensem-ble!!!". (Что на языке далекой латиноамериканской родины
Арайи и
Пиночета означает: "В каморке, что за актовым залом, репетировал адский
ансамбль".) Люди пришли в решительное неистовство, вопили "sport the war, war
support... it's how many people I can kill" - в тех местах, когда Том замолкал
и предоставлял аудитории восполнить пробел. Другой, сыгранной в этот вечер
песней с "Seasons In The Abyss", была сама заглавная композиция, еще один
шлягер, пользующийся безоговорочной народной любовью и одобрением.
Следующей пьесой, встреченной не менее бурно, была "Chemical Warfare", подлинный долгожитель концертной программы аж с 1984 года, настоящий стайер. Или stayer, если угодно, применительно к этому случаю. В ее начале Ломбардо продемонстрировал что является не только мастером скоростной игры ногами на двух басовых бочках, но и чемпионом всех пригодных для барабанного дела конечностей, выдав шикарный пассаж одной рукой по альтам. Наблюдать за маэстро вообще жуткое дело, ибо этот человек за ударной установкой скорее похож на осьминога на велосипеде, с такой скоростью он управляется со всеми возможными барабанами и тарелками. Занятное зрелище (наверное, как элемент шоу Slayer) представляли также некоторые бармены и официантки клуба Б1, выражение лиц которых можно было трактовать с помощью восклицания "Как так можно?". К другим элементам шоу Slayer можно отнести солидных размеров задник, воспроизводящий обложку "Christ Illusion" - там, где исусик с обрубленными по локоть руками стоит в "море крови", - чрезмерное количество, в "старых добрых" традициях, гитарных стэков "Маршалл", да незначительных размеров изображение "мертвой головы" на портале рядом с гитаристом Джеффом Ханнеманом, назначенного народной молвой главным фашистом в хэви-метал. И, конечно же, знаменитое "слееровское" головокручение: трясут и вращают головами эти сорокалетние мужчины также дико и неистово, как иной творец вращает очами в разгар творческого фонтанирования. Никаких иных антреприз и спецэффектов замечено не было.
Дальнейшая программа состояла из благоразумного винегрета старых (до "Seasons In The Abyss" включительно) и новых песен. Первые преобладали числом, из последних можно выделить историю "о религиозном беспределе" "Cult" и песенку арабского паренька, садящегося в большой авиалайнер, "Jihad". "Песня идущего домой", в некотором смысле. Дуэт с Бутусовым был бы не лишен занятной доли пикантности.
Звучали Slayer мощно, зверски, страшно. Если, как говорят, существует музыка для обольщения или музыка для "релаксации", то Slayer - это музыка для бойни, наводящая мостик от безжалостности персонала к фатальной обреченности поголовья. Под такую музыку и убивать не жалко, и умирать не жалко. А чего именно кому не жалко - это лишь индивидуальные пути восприятия прекрасного, которое говорит с нами на парапонятийном языке музыки.
Большой, и приятной, неожиданностью стало немалое количество песен с "South of Heaven", альбома, на долю которого выпало наименьшее количество лестных эпитетов Кэрри Кинга и Ханнемана. Помимо обязательной, как Новый Год, "South of Heaven" были исполнены и менее предсказуемые песни: "Live Undead" и "Ghosts of War". Но это было еще не все. "Все", или "наше все", было, когда Slayer сыграли весь альбом "Reign In Blood" целиком, без остановки, от сих до сих, все 10 песен. Это была кульминация. И ад следовал за ними.
Отыграв последнюю песню "убивцы" покинули сцену таким же неспешным манером, как
и вышли на нее. Арайа немногословно попращался с публикой ("dosvidana");
на бис
группа не вышла. Что, наверное, резонно. Добавлять что-то после "Raining
Blood" - все равно что оправдываться.
Это было как в адронном коллайдере: плющило и колбасило как при сотворении
мира. Когда небо отделяли от земли и говорили, что это хорошо.
Полагать, что может родиться - или паче чаяния уже родился артист, который переплюнет Slayer в инфернальности и жестокости, также наивно, как верить в то, что Санта не справляет нужду.
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)