МЮЗИКЛ  И тогда они у нас запоют...

В концертном зале "Мир" идет знаменитый мюзикл Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Ознакомившись с актерским составом, корреспондент Звуков был изрядно удивлен. Оказалось, что в мюзикле заняты самые что ни на есть попсовые певцы-"фабриканты", чье творчество традиционно ассоциируется у нас с фонограммой и безголосьем. И как ни странно, они отлично поют!

"В конце концов и этот - тоже, наверное, фигура, умница, ерундой только занят..." Эту фразу из "Улитки На Склоне" Стругацких вспоминаешь все чаще, стоит лишь кому-то из лагеря "попсы позорной" вдруг проявить себя с неожиданной стороны. Да, большая часть героев дешевого глянца - отличные ребята, только занимаются черт знает чем. Порой думаешь: вот вручить бы им для исполнения что-нибудь проверенное... Нет. Было.
Сколько качественного музыклаьного материала уже загубили на корню "пестуны" фабричных мальчиков и девочек!
Песок - плохая замена овсу, и сочиненную для оркестрового исполнения песню не сыграть одним пальцем на дешевой "самоиграйке". Да и сами авторы когда-то гремевших на всю страну эстрадных хитов порой склонны перезаписывать их заново, ломая собственные же уникальные аранжировки кабацким программингом. Значит, как и в старину, без грамотного музыкального руководителя тоже не обойтись. Найми хоть трижды крутого музыканта безгласным аккомпаниатором - лучше не будет. А поставь его у руля - вот тогда только шансы на достойный результат и появятся...

27 ноября 2008 года в концертном зале "Мир" давали знаменитый мюзикл Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Разумеется, я знал о существовании этой постановки - даже старый винил с записью "классической" версии до сих пор храню. Но с чего вдруг ее решили вспомнить?..

Сюжет мюзикла пересказывать особого смысла нет, хотя в наше время он актуален как никогда. Агрессия крутых (только вот ленивых) местных пацанов в стиле "понаехали тут" и по сей день, как и сто с лишним лет назад, обращена почему-то главным образом на тот пришлый люд, что от рассвета до заката вкалывает, как проклятый. Ну, мы-то знаем, почему - дотянуться и проще, и безопаснее. Однако кто-нибудь из пришлых нет-нет, да и "включит ответку". В общем, все умерли.

Когда я уже входил в зал, мне звякнул на сотовый один знаток олдскульной советской рок-эстрады и большой скептик относительно возможности адекватного воплощения её достижений в новом веке. Узнав, где я - ядовито поинтересовался, под какую фонограмму и какой степени свежести будут петь. Ну, вообще-то в на сцене виднеются три гитары и ударная установка, сообщил я. А, ну-ну,- всё так же скептически отозвался звонивший.
Скептицизм его можно понять. Вспомните, во что сам Рыбников в конце 90-х превратил собственную музыку со звуковой дорожки фильма "Через Тернии К Звёздам", рискнув отыграть все оркестровые партии лично на электронных клавишных инструментах. Какое счастье, что в меню ремастированной версии можно выбрать вариант просмотра фильма со старым звуком...

Но вот на раздвинутой до четвертого ряда сцене появились музыканты. А также зазывала, приглашавший дам с джентльменами за какие-то двадцать центов взглянуть на голову Мурьеты и руку Трехпалого. На первых же тактах все сомения по поводу качества постановки рассеялись, как дым.

С аранжировками был полный порядок - во всяком случае, на уровне гитар и барабанов. За клавиши не ручаюсь: некоторые модели времен оригинальной постановки сохранились разве что в коллекции у Жан-Мишеля Жарра (Jean-Michele Jarre). Но все фирменные "неквадратности" композиций остались на положенных местах, да и актёры работали более чем достойно. А музыкальное руководство не покладая гитары осуществлял Дмитрий Четвергов. Наконец-то после долгих мытарств сессионным музыкантом в богатой, но тупой попсе ему достался стоящий материал.

Без пары накладок не обошлось, но устроители мюзикла хотя бы предусмотрели возможность таковых. В сцене финальной разборки рейнджеры повредили в угаре гарнитуру исполнителю главной роли. К счастью, на подиуме ударной установки на случай внештатной ситуации лежали несколько обычных радиомикрофонов, с одним из которых Хоакин в итоге и отправился на свое свидание со Смертью.

Публику, ограничивающуюся поначалу осторожными апплодисментами в паузах, вскоре прорвало. В репризе прощания народ с цветами уже ломился на сцену. А под занавес общим скандированием вызвали и самого автора.

Здесь мне следует поблагодарить судьбу, отправившую меня на это шоу врасплох. Зайдя наутро на сайт маэстро Рыбникова и ознакомившись с актерским составом, я был изрядно удивлен.
Оказалось, что самого Хоакина воплотил белорусский борец за "Евровидение" Дмитрий Колдун, а его несчастную жену Тересу - "фабрикантка" и прима мюзикла "Метро" Светлана Светикова. Так вот почему во время спектакля одна дама в переднем ряду, склоняясь к другой, прошептала: "А у девочки, оказывается, отличный голос..." Судя по всему, по тем песням, что пишутся специально под Светлану, понять это было затруднительно.
Наконец, в роли Смерти выступил Игорь Сандлер, чья репутация эксцентричного бизнесмена, к сожалению, ныне почти заставила публику забыть про его славное прошлое в рядах легендарного ВИА Интеграл (вы будете в ужасе, но вождь нанайских мальчиков Бари Алибасов - тоже оттуда). Так вот, с тех давних пор его музыкальные и актерские способности хуже не стали. Скажу больше: в его исполнении тема "Для всех проезд бесплатный на корабле моем..." цепляет, пожалуй, даже сильнее, чем в оригинале.

Итак, когда композитор и автор не пытается сыграть на всех инструментах сам; когда самому толковому в его команде музыканту даны соответствующие полномочия; когда молодые ребята с неплохой теоретически подготовкой начинают петь в полный голос на практике, а стареющий фрик вдруг вспоминает, каким классным шоуменом он когда-то был - дело тут же идет на лад. Эх, всегда бы так...

Хорошо, что в кои-то веки у нас перестали некомпетентно исполнять классику эстрадного жанра, губить ее подходом либо избыточно современным, либо халтурным (что зачастую - одно и то же). Честь и хвала господам артистам. Жаль только, что новых произведений того же уровня на свет пока не появилось. Коллажи из проверенных хитов Queen и ABBA - не в счет.

30.11.2008, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

МЮЗИКЛ - свежие публикации: