"В конце концов и этот - тоже, наверное,
фигура, умница, ерундой только
занят..." Эту фразу из "Улитки На Склоне" Стругацких
вспоминаешь все чаще, стоит лишь кому-то из лагеря "попсы позорной" вдруг
проявить себя с неожиданной стороны. Да, большая часть героев дешевого глянца -
отличные ребята, только занимаются черт знает чем. Порой думаешь: вот вручить бы
им для исполнения что-нибудь проверенное... Нет. Было.
Сколько
качественного музыклаьного материала уже загубили на корню "пестуны" фабричных
мальчиков и девочек!
Песок
- плохая замена овсу, и сочиненную для оркестрового исполнения песню не сыграть
одним пальцем на дешевой "самоиграйке". Да и сами авторы когда-то гремевших на
всю страну эстрадных хитов порой склонны перезаписывать их заново, ломая
собственные же уникальные аранжировки кабацким программингом. Значит, как и в
старину, без грамотного музыкального
руководителя тоже не обойтись. Найми хоть трижды крутого музыканта безгласным
аккомпаниатором - лучше не будет. А поставь его у руля - вот тогда только шансы
на достойный результат и появятся...
27 ноября 2008 года в концертном зале "Мир" давали знаменитый мюзикл Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Разумеется, я знал о существовании этой постановки - даже старый винил с записью "классической" версии до сих пор храню. Но с чего вдруг ее решили вспомнить?..
Сюжет мюзикла пересказывать особого смысла нет, хотя в наше время он актуален как никогда. Агрессия крутых (только вот ленивых) местных пацанов в стиле "понаехали тут" и по сей день, как и сто с лишним лет назад, обращена почему-то главным образом на тот пришлый люд, что от рассвета до заката вкалывает, как проклятый. Ну, мы-то знаем, почему - дотянуться и проще, и безопаснее. Однако кто-нибудь из пришлых нет-нет, да и "включит ответку". В общем, все умерли.
Когда я уже входил в зал, мне звякнул на сотовый один знаток олдскульной
советской рок-эстрады и большой скептик относительно возможности адекватного
воплощения её достижений в новом веке. Узнав, где я - ядовито поинтересовался,
под какую фонограмму и какой степени свежести будут петь. Ну, вообще-то в на
сцене виднеются три гитары и ударная установка, сообщил я. А, ну-ну,- всё так
же скептически отозвался звонивший.
Скептицизм его можно понять. Вспомните, во что сам Рыбников в конце 90-х
превратил собственную музыку со звуковой дорожки фильма "Через Тернии К
Звёздам", рискнув отыграть все оркестровые партии лично на электронных
клавишных инструментах. Какое счастье, что в меню ремастированной версии можно
выбрать вариант просмотра фильма со старым звуком...
Но вот на раздвинутой до четвертого ряда сцене появились музыканты. А также зазывала, приглашавший дам с джентльменами за какие-то двадцать центов взглянуть на голову Мурьеты и руку Трехпалого. На первых же тактах все сомения по поводу качества постановки рассеялись, как дым.
С аранжировками был полный порядок - во всяком случае, на уровне гитар и барабанов. За клавиши не ручаюсь: некоторые модели времен оригинальной постановки сохранились разве что в коллекции у Жан-Мишеля Жарра (Jean-Michele Jarre). Но все фирменные "неквадратности" композиций остались на положенных местах, да и актёры работали более чем достойно. А музыкальное руководство не покладая гитары осуществлял Дмитрий Четвергов. Наконец-то после долгих мытарств сессионным музыкантом в богатой, но тупой попсе ему достался стоящий материал.
Без пары накладок не обошлось, но устроители мюзикла хотя бы предусмотрели возможность таковых. В сцене финальной разборки рейнджеры повредили в угаре гарнитуру исполнителю главной роли. К счастью, на подиуме ударной установки на случай внештатной ситуации лежали несколько обычных радиомикрофонов, с одним из которых Хоакин в итоге и отправился на свое свидание со Смертью.
Публику, ограничивающуюся поначалу осторожными апплодисментами в паузах, вскоре прорвало. В репризе прощания народ с цветами уже ломился на сцену. А под занавес общим скандированием вызвали и самого автора.
Здесь мне следует поблагодарить судьбу, отправившую меня на это шоу врасплох.
Зайдя наутро на сайт маэстро Рыбникова и ознакомившись с актерским составом, я
был изрядно удивлен.
Оказалось, что самого Хоакина воплотил белорусский борец за
"Евровидение" Дмитрий Колдун, а его несчастную жену Тересу -
"фабрикантка" и прима мюзикла "Метро" Светлана Светикова. Так вот почему во время спектакля одна
дама в переднем ряду, склоняясь к другой, прошептала: "А у девочки,
оказывается, отличный голос..." Судя по всему, по тем песням, что пишутся
специально под Светлану, понять это было затруднительно.
Наконец, в роли Смерти
выступил Игорь Сандлер, чья репутация эксцентричного бизнесмена, к
сожалению, ныне почти заставила публику забыть про его славное прошлое в рядах
легендарного ВИА Интеграл (вы будете в ужасе, но вождь нанайских
мальчиков Бари Алибасов - тоже оттуда). Так вот, с тех давних пор его
музыкальные и актерские способности хуже не стали. Скажу больше: в его
исполнении тема "Для всех проезд бесплатный на корабле моем..." цепляет,
пожалуй, даже сильнее, чем в оригинале.
Итак, когда композитор и автор не пытается сыграть на всех инструментах сам; когда самому толковому в его команде музыканту даны соответствующие полномочия; когда молодые ребята с неплохой теоретически подготовкой начинают петь в полный голос на практике, а стареющий фрик вдруг вспоминает, каким классным шоуменом он когда-то был - дело тут же идет на лад. Эх, всегда бы так...
Хорошо, что в кои-то веки у нас перестали некомпетентно исполнять классику эстрадного жанра, губить ее подходом либо избыточно современным, либо халтурным (что зачастую - одно и то же). Честь и хвала господам артистам. Жаль только, что новых произведений того же уровня на свет пока не появилось. Коллажи из проверенных хитов Queen и ABBA - не в счет.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)