OM  Законы Ома

Американским стоунер-чародеям Om оказалось под силу сокрушить все возможные музыкальные стереотипы.

Экспериментальная, или точнее, пограничная музыка всегда вызывает неприкрытый интерес: выдержит ли магизм и атмосфера хорошей записи проверку живым выступлением? Om с легкостью вышли из этой ловушки, сломавшей сценический образ не одному десятку групп, попытавшихся выбраться в свет из "бархатного подполья". Дуэт доказал, что их творчество в равной степени далеко и от пускания высокопарной алхимической пыли в глаза, и от банальных упражнений в виртуозности. Om вживую - это настоящее мистическое переживание, прямая трансляция ненапрасного опыта музыкантов, их отважного путешествия к самым отдаленным границам музыкальной вселенной.

Концерты Om лишены какого бы то ни было внешнего пафоса - лидер группы, Эл Циснерос (Al Cisneros), терзая бас-гитару, так и простоял истуканом большую часть концерта, буквально-таки прижав к полу публику вихрями густого, упоительно грязного звука. Многократное повторение одного риффа, с постепенными и едва уловимыми изменениями было лишь необходимой подготовкой. Om сначала аккуратно приучают слушателя чувствовать малейшие оттенки музыкального повествования, чтобы затем покорить его воображение лихими импровизациями. Пока Эл выбрасывал в зал увесистые связки слов, его напарник, барабанщик Эмиль Амос (Emil Amos), сменивший на этом посту со-основателя группы Криса Хакиуса (Chris Hakius), дополнял происходящее изобретательным ритмическим узором. К слову сказать, все слухи, ходившие перед концертом о несостоятельности данной замены, оказались ничем, кроме здорового консерватизма, не подкреплены. Амос - просто потрясающий ударник, тем паче, что родом он из родственного Om коллектива Grails, и сложно представить кого-то иного на его месте. Цепкое монотонное буханье в бочку, и вихрем их сменяющие взрывы меди, канонада сокрушительных ударов в том-томы - в отдельные моменты происходящее напоминало пожар на складе пиротехники, попираемом гигантским драконом - ревущей гитарной пучиной выпущенной на волю Циснеросом. И в записях Om ритм был не просто функциональной частью, а полноправной составляющей. На концерте же все это и вовсе стало напоминать некое музыкальное карате, где за каждым взмахом палочки стоит не меньше смысла, чем за веским словом Эла. Если дуэт Lightning Bolt схожий с Om, простите, "форм-фактором" (барабаны-бас-вокал), берет слушателя невероятным кавелерийским наскоком, бесчеловечным и кровопролитным приступом с позиций "живыми или мертвыми", то под власть Om подпадаешь постепенно. Сначала на гипнотические, качающие риффы реагирует тело (и многие в зале действительно пустились в пляс, тем самым, кажется, немного смутив участников дуэта), а затем плавно и прочно присоединяется и разум. Во время исполнения "Bhima's Theme" мелко задребезжали железные подпорки барной стойки - так Om мягко, но уверенно вышли на проектную мощность. Впрочем, полупустой зал (свой экстраординарностью Om могут отпугнуть даже завзятых приверженцев пустынного рока) тому даже поспособствовал, ведь по словам самих музыкантов, звук идеально выстроенный на саундчеке, на самом концерте сильно ослабляется, заглушаясь публикой. Моментом прорыва стала величественная трехчастная "At Giza" - и тут стало ясно, что дуэт разошелся не на шутку. Сырая, яростная энергия корежила изнутри 'мантры' нараспев повторяемые Элом, временами прорываясь наружу, в дикарское, племенное биение ритма, пульсирующим кровью в голове. Большее впечатление оставила разве что маленькая, но врезающаяся в память деталь: когда во время длинного вступления к предпоследней композиции вечера "Annapurna", Эл несколько минут прислушиваясь к себе, выстукивал пальцем ритм по грифу гитары, сосредоточенно, как важнейший ритуал, и от этого неслышного стука на глазах зародился бушующий океан, безжалостно накрывший клуб с головой.

О некоторых вещах сложно говорить, пока не испытываешь их на себе, но после выступления Om стало очевидно, как же все-таки слабо мы представляем себе силу и полномочия подобной музыки. Список откровений невелик, но этого достаточно: что посредством самого тяжелого металла можно как никогда воспарить духом, что малейшие изменения могут быть куда более динамичны и увлекательны, чем стремительные перемены, что за столь сложным к восприятию предметом, могут находиться животрепещущие эмоции, что... Не беда, что все это было более-менее ясно и до сего знаменательного дня, ведь иногда крайне важно убедиться в предмете веры воочию.

Главная заслуга Om именно в немногословном перемалывании многочисленных стереотипов о тяжелой музыке в муку. В полном соответствии с истинным значением слова канон (тростник - греч.), Om переломили его, открыв зрителям дверь в другую музыкальную вселенную, выпустив наружу тревожное чувство соприкосновения с чем-то очень важным и малообъяснимым. Про достопамятный концерт Coil в ДК Горбунова рассказывают многое, в том числе и то, что некоторые посетители не выдерживали обуревавших их эмоций и покидали зал, стараясь убежать от того, что вызывали в них Джон Бэлэнс (Jhonn Balance) и Питер Кристоферсон (Peter Christopherson). Это чувство потустороннего, повергающее людей в священный трепет и есть пожалуй, основополагающее в творчестве Om. Наперекор опасению того, что это может оказаться безжизненной мистической спекуляцией, концерт развеял все сомнения. Выход на теневую сторону искусства требует смелости, как от артиста, так и от его публики - но в этом и кроется коренной смысл деятельности Om, их самоотверженная миссия на грани с самоуничтожением. И непрестанные сравнения Циснероса с шаманом, вводящим свое племя в очищающий транс, раздававшиеся посреди гостей мероприятия только подчеркивают верность такого предположения.

Выступление Om в России крайне важно в той ситуации, в которую попала современная тяжелая (да и не только) музыка - все самое интересное, важное и хоть сколько-то актуальное оказалось сдвинуто на периферию, в области столь маргинальные, что множество меломанов просто боится подступиться к ним. Пример Om тем более важен, что в недалеком будущем Москву посетят и другие знаковые для нового поколения металла фигуры - Cult Of Luna и Nadja. И возможно, что те прописные истины, которые истолковали в "Икре" Om, пригодятся нам еще не раз.
А путешествие, предпринятое некогда Крисом Хакиусом и Элом Циснеросом, еще не закончилось - буквально на днях стало известно, о грядущем воссоединении Sleep, прежнего проекта музыкантов, и пусть этот реюнион состоится только ради пары концертов, кто знает, чем может завершиться подобное начинание? До каких новых границ расширится музыкальная вселенная?
В музыке Om паузы играют столь же значительную роль, сколько и сами мелодии, на концерте же музыканты спокойно прерывали игру, для того чтобы выпить водки, отдохнуть или же спустится в зал и поискать организаторов среди ошеломленной публики. И нет ничего удивительного, в том, что когда концерт закончился, а в голове все еще звучали финальные аккорды Эла и виртуозные сбивки Эмиля, тишина и прохлада улицы перед входом в "Икру" были восприняты как продолжение великолепного выступления Om. Кто знает, может кому-то хватит сил пронести это удивительное ощущение до следующего приезда самых странных стоунер-металлистов мира?

06.11.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

OM - свежие публикации:

  • Анонс - Ом, в котором я живу, 24.10.2008
    Приезжающая в Москву команда Om играет не столько стоунер-рок, сколько стоунер-морок, идеальный фон для психонавтических экзерсисов »»