Учитывая то, что это был уже второй визит Swod в Москву за год, а также то, что возник этот концерт достаточно неожиданно (Marsen Jules и Porn Sword Tobacco рекламируются уже давно, а Swod будто бы случайно встроились в график), казалось, что аншлага в этот раз в "Доме" не видать. Однако уже минут за двадцать до начала концерта перед входом мёрзла довольно внушительная толпа. Внутрь пока не пускали, а из-за дверей доносилось монотонное гудение баса - немцы заканчивали саундчек.
Когда, наконец, окоченевшие зрители зашли внутрь, стало понятно, что тут действительно яблоку негде упасть - народу собралось едва ли меньше, чем весной на Нильсе-Петере Мольвере (Nils-Peter Molvaer). Когда все расселись, на сцену вышел представитель организаторов, попросивший всех отключить телефоны и вообще не шуметь, потому как музыка будет тихая. Замечание, надо сказать, очень по делу, ибо "общий ор" это в последнее время бич всех московских "тихих концертов". В этот раз народ просьбам внял, сидел тихо и вообще твёрдо знал, куда и зачем пришел, но без неприятных исключений не обошлось - сразу за мной расположилась этакая нимфа, которая норовила то едой пошуршать, то по телефону поговорить, то с соседом пообщаться.
Штефан Ворман (Stephan Wöhrmann) и Оливер Дорель (Oliver Doerell) выглядят как кино-герои пятидесятых. Штефан - строгий, темноволосый, в темной рубашке и брюках, восседает справа за роялем, Оливер - чуть более артистического вида, блондин в бежевом костюме. Даже свет на сцене какой-то мягкий, уютный и ужасно "ретро", вместо прожекторов - старые настольные лампы. К музыке вся эта аура подходит просто превосходно, единственное что нарушает весь этот пятидесятнический флёр - машинки у Дореля. Его инструменты - белый "макинтош" и контроллер с ручками.
Бас, которого в записи было почти не слышно, а на большом звуке он то и дело хорошо заметен, идёт с ноутбука "минусом", а управляет Оливер потоком шума. У него в руках некая "glitch machine" - при помощи ручек он управляет тоном и скоростью всех этих пощелкиваний, шуршаний, шипений и прочих сбойных звуков. Сочетание "цифровой кухни" с роялем выходит просто восхитительное - уж сколько я видел индитроники, акустическая составляющая там ограничивалась гитарой и дудками. А там, где нужно было фортепиано, дело ограничивалось сэмплером. Здесь же настоящий теплый звук - красота невообразимая. К тому, что играют Swod трудно приклеить какой-то устоявшийся стилистический ярлык. Академический минимализм? Индитроника? Авангард? Неоклассика? Ясно, что электронная и классическая (с корнями в музыке Сати и Дебюсси) составляющие здесь превосходно уживаются.
При том, что парни играют известные альбомные треки (перед каждым Дорель негромко произносит название, например "Journalist", видимо чтобы Штефан не запутался), аранжировки все-таки отличаются от записи - и у Штефана в фортепианных партиях больше свободы, и Оливер со своим глитчем обходится весьма фривольно, интересно как им удаётся синхронизироваться. К тому же в нескольких вещах появляется весьма заметный бит - то ли на большом звуке тихие щелчки обрастают "мясом", то ли для концертов немцы решили немного оживить исполнение, в общем поводы подрыгать головой возникали не раз и не два.
Видео в большей части вещей нет, но два трека сопровождаются короткометражками - почему-то с советской тематикой. Одна из них называется "Автобус" (довольно мрачное - люди стоя едут в набитом автобусе), другая - "Мамаев курган". Опять же всё выглядит так, будто снималось лет пятьдесят назад. Может так и есть. Мало-помалу доходит дело и до хитов (а даже в рамках такой сдержанной и минималистичной музыки, хиты вполне прослеживаются). В конце концов, Штефан и Оливер играют "Ja" и удаляются за кулисы. Но публика отлично понимает, что это еще не конец - прошло всего сорок с небольшим минут. Разумеется, немцы возвращаются и играют два трека на бис, а потом еще и еще... А потом еще раз возвращаются, просто чтобы раскланяться, но уже не играют. Похоже, что они и сами удивлены таким приёмом - народ устраивает Swod такую овацию, будто перед нами рок-звезды или как минимум хорошо отжигающий джаз-бенд. И это, наверное, главный итог концерта - наконец-то наша публика доросла до всех этих вкрадчивых тонкостей. Глядишь, со временем будут здесь регулярные 'сидячие' электронные концерты и никто не будет жаловаться что "нет шоу" и что "не зажигают".
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)