Убедительный ответ недавно выступившим в Москве трем басистам предложила Гнесинка: 10 и 11 октября здесь прошли концерты коллектива, который чаще можно
увидеть в клубах, нежели на академической сцене - Ясуаки Симизу и
Saxophonettes. Только саксофоны, и больше ничего.
Саксофонист Ясуаки Симидзу - один из наиболее экспортируемых современных
японских музыкантов и композиторов. Известный широкой публике своим тандемом с
рок-группой Mariah, музыкант в 1983 году запустил проект
"Saxophonettes", с которым начал эксперименты в области джаза, авангарда,
академической музыки. Попутно он работал над
созданием музыки
к кинофильмам и много гастролировал. Широко известны его записи, изданные в
сотрудничестве с Bjork, Рюити
Сакамото (Ryuichi
Sakamoto), Харуоми Хосоно (Haruomi Hosono), Пьером Баро (Pierre
Barouh) и другими мировыми звездами. Тесно сотрудничает
с Питером Гринуэем и пользуется большим доверием кинематографистов. Массовой
публике Симидзу известен, во-первых, своими аранжировками Баха, а во-вторых -
альбомом "Secret Squirrel", вобравшим в себя все актуальные стили и
технические приемы в области небанальной аранжировки. Фьюжн в чистом виде.
Saxophonettes - ранее саксофонный квартет, а ныне - квинтет,
ориентирущийся на концепцию, согласно которой
основным музыкальным инструментом выступает не сам инструмент, а пространство,
в котором он звучит.
В 2006 г. мэтр обновил Saxophonettes, пригласив в его состав молодых
исполнителей. Во время гастролей по Европе группа демонстрирует программу,
построенную на собственном материале Ясуаки Симизу, его авторские аранжировки
произведений И.С. Баха, а также переложения традиционной национальной эфиопской
музыки, построенные на
пентатонике (пятизвучии), известной всему человечеству с тех пор, как оно стало
использовать барабаны. Программа турне носит название "Пентатоника" -
отсыл и к тематике концерта, и к составу группы.
С точки зрения структры, просто в силу уважения и признания опыта мэтра новая
группа очень
напоминает рок-команду с солирующим вокалом. Господин Симидзу на
тенор-саксофоне не только держится на переднем плане - он "держит" основную
основную мелодическую линию, а Рета Хигаси и Хироси Судзуки на
двух баритон-саксофонах обеспечивают ведение "басовых" партий. Два тенор-сакса
(Реко Эгава и Хирокадзу Хаясида) могут попеременно солировать,
либо создавать причудливый эхо-эффект, играя
"поверх" гармонической сетки, но чаще - продолжают вариации мэтра переливающимся двойным соло.
Стиль Ясуаки Симидзу очень театральный: он создает шумовые эффекты - вой ветра,
свисток далеко прошедшего паровоза, звон колокольчика; отщелкивает клапаны,
словно танцует невидимый степ. Интересно, что звук саксофонов - не резкй, не кричащий, а, скорее, какой-то задумчивый. Да и сам музыкант очень сдержан, спокоен и даже
несколько углублен в себя, чего не скажешь о его молодых коллегах: увидев двух
фотографов перед рампой, двое мальчишек немедленно начали корчить за спиной у
мастера выразительные рожи, принимать картинные позы и делать "большие глаза".
В первой части концерта музыканты исполнили несколько композиций своего
руководителя, а также первую сюиту Баха для виолончели. Аранжировки Баха -
гордость Ясуаки Симидзу: еще в 1996-99 гг. он записал первое в мире исполнение
на тенор-саксофоне
"Сонаты и партиты для скрипки соло". А за "Музыкальную шкатулку
Баха" господин Симидзу был удостоен главной музыкальной
премии в Японии - "Золотой диск". Почти весь этот материал, кстати,
записывался не в студии, а в подземных каменоломнях, шахтах и других необычных местах.
Что касается собственных пьес, то Ясуаки Симидзу - типичный постмодернист:
жадно, словно играющий ребенок, он хватает в рот все лакомое, что может
предложить ему богатый европейский стол, создавая эклектичные задумчивые
композиции в духе этно-фьюжн. Строгие и вместе с тем - несерьезные: то тут, то
там из чопорной мелоди вылезает хвост буги-вуги или чарльстона. Пожалуй, на
сцене квинтет
держался несколько сдержанно, однако вполне возможно, что такую форму
выступления составу диктовал академический гнесинский зал.
2012 – Родился Пол Стэнли (настоящее имя - Stanley Harvey Eisen), гитарист и вокалист глэм-группы KISS, выступающий в "звездном" гриме и носящий ник Starchild »»
Ray ANTHONY (1922)
David TUDOR (1926)
Жан-Жак Перре (1929)
Валерий ПОНОМАРЕВ (1943)
Lew SOLOFF (1944)
Eric STEWART (1945)
David LYNCH (1946)
Paul STANLEY (1952)
Derrick GREEN (1971)