- Мне всегда хотелось иметь маленький экранчик, чтобы можно было, если захочу, закрыть его ладонью, а не эти огромные стены, которые оглушают тебя криком...
Рей Брэдбери "451 F"
5 октября, по приглашению приятеля, который был бы моим собутыльником, если бы я пил, я посетил выставку "Premium Hi-Fi & Home Theatre". Выставку разместили в номерах шикарного, но полупустого в это время года отеля "Ирис Конгресс", находящегося напротив единственной коровы в Коровино. На всех этажах, кроме первого и последнего. На метро до отеля не добраться (это один из самых неосвоенных подземным транспортом районов Москвы). Но устроители, очевидно, посчитали, что тем, кто интересуется выставляемой ими аппаратурой, метро как-то и не нужно - "меринами" перебьются. Так и случилось.
Разумеется, из большей части выставочных усилителей с энтузиазмом торчали лампы. Самыми навороченными были колонки из полированного дерева в форме египетских пирамид с динамиками, напоминающими торчащие из оных пирамид красные грамофонные раструбы нечеловеческих размеров. И, конечно же, было представлено огромное количество проигрывателей для винила. У того, который был в комплекте с вышеописанными колонками, диск вращения представлял собой цилиндр, выточенный из цельного кристалла кварца. 30 см, понятное дело, в диаметре, но еще и 20 в высоту. Внешняя ременная передача соединяла его с мотором, помещающимся в отдельном корпусе.
Знаете, я честно сел в мягкое кресло и прослушал от начала до конца флойдовскую "Shine On Your Crazy Diamond, part 2". Почему? Потому что накануне утром подружка притащила мне абсолютно стандартный музыкальный центр "Порнослоник", реквизированный ей за долги у своего квартиранта. И именно на этой композиции я и тестировал сей адский агрегат, подключив к нему пару старых совковых колонок и засунув в ченджер банальный CD, правда, родной - из распроданного каким-то оригиналом поштучно бокс-сета, с кусочком призмы на корешке. Видимо, мои уши убиты долгими годами лихолетья, но существенной разницы в звучании я не заметил. В том смысле, что в обоих случаях оно было терпимым, хотя и не без огрехов.
Ещё запомнился проигрыватель, состоящий из трёх конусов - один под вертушку, другой под мотор, третий под тонарм. На замечание подружки - "чтобы удобнее было ремонтировать", служитель павильона готов был отреагировать, как реагировали в "Голом Завтраке" У. Берроуза завсегдатаи ресторана для гурманов на просьбу принести кетчупа.
Интересная деталь: продукция фирм, которые действительно знают толк в проигрывании винила, вроде начинавших еще с патефонов в конце XIX века "Dual" или "Thorens", стоит особняком и более похожа все-таки на традиционные проигрыватели, а не на какие-нибудь адронные коллайдеры. Аккуратные ящички из полированного дерева, тот самый случай, когда лучший дизайн - отсутствие дизайна.
Стенд "ПурЛе" ломился от BlueRay-дисков с мультиками, реплик классики рока на виниле, бокс-сетов по пять дисков в каждом и почему-то лицензионных штамповок "Gala Records" из тех, куда вместо буклета двойной листочек вкладывают при цене 500-600 р. А ведь директор "ПурЛе" по маркетингу едва ли не в каждом публичном выступлении предаёт анафеме всю "кириллику" разом. Включая издания, где кириллические только реквизиты российского издателя, а объём и качество печати буклета такие же, как в оригинале (см., к примеру, его интервью российскому "Classic Rock": 2007. - 9. - с. 30-33, или 2008. - 9. - с. 28-29). Так что сии диски на их стенде смотрелись, как все тот же кетчуп в том же ресторане для гурманов.
В сопутствующих товарах был представлен, в частности, банальный плотницкий уровень для определения степени горизонтальности пола. Говорили, что одна из его моделей учитывает даже фактор центробежной силы при вращении Земли. М-да... Мой отец строил загородный дом с отдельным фундаментом под печку. Видимо, потребители данной аппаратуры строят себе загородные дома с идеальной звукоизоляцией, отличной акустикой и отдельным фундаментом под виниловый проигрыватель.
Ярмарка тщеславия, право слово. Это понятно тем, кто в ладах с элементарным науковедением. На заре самолётостроения, например, каждый конструктор выпендривался, как хотел. Сейчас два самолёта разных конструкторов (если они предназначены для схожих целей) более-менее похожи: их форму диктуют законы физики. Звук - явление физическое, но форму всех этих представленных на выставке акустических систем диктовал преимущественно дизайнерский выпендреж. Вертушка из кварца и вертушка из обсидиана - какая из них вертится более физически корректно?
И кстати, почему именно 10-дюймовую виниловую лепешку со скоростью проигрывания 33 ом подняли на щит аудиофилы? На ее месте вполне могла и оказаться эбонитовая 7-дюймовка на 78 ом и ограничением 5 минут звучания на сторону (да, Dream Theater или Flower Kings тут ловить нечего...). Хорошо отлаженный граммофон вкупе с хорошо сохранившейся пластинкой фирмы "Regal Zonophone" с бортиками по краю и вокруг "яблока" (чтобы игла не сваливалась) дают не менее превосходный звук. А главное - не надо мучаться с экранированием от электропомех, ибо электричество граммофону не нужно. Можно вспомнить, что и звукозапись поначалу обходилась без электричества. Но в наше время мембрану чисто механического микрофона могут раскачать лишь легкие Хосе Каррераса, а куда прикажете девать Диму Билана?
При таком технологическом разнобое самое естественное желание - отмахнуться: дурь это всё. Но у т.н. аудиофилов - своя гордость, их не переспорить. Некоторые из них искрене уверены, что слушая звук из колонок, могут определить, из какого сплава сделан кабель и в какую сторону свит. То ли у них уши иначе растут, то ли банальный снобизм заставляет выкидывать на ветер нехилые бабки.
Столь массовая трата сил и средств на пустопорожние в общем-то "технологические изыскания" - явный признак деградации общества. К примеру, в изобилии представленные на выставке теле-проекторы для домашних кинотеатров технологической новинкой ну никак не являются. Цветными их моделями были еще во времена моего детства оборудованы многие павильоны на ВДНХ, а черно-белый теле-проектор "Москва" упоминается даже в "Краткой Энциклопедии Домашнего Хозяйства" (т. 2. - М.: БСЭ, 1959. - с. 618-622, вкладка между с. 514 и 515). Понятное дело, история знает моменты, когда изобретательский бум сменялся периодами методичного доведения до кондиции всего, что ранее изобретено. Однако, если бы денежные мешки так же вкладывались, к примеру, в космический туризм, или в экранопланы бизнес-класса, совершающие трансатлантические рейсы в трех метрах над уровнем моря, откуда падать не так больно - это бы реально стимулировало развитие технологий и экономики. Хочешь летать с комфортом и возвращаться назад живым - будь добр найти действительно оптимальное технологическое решение. А реально вылизываются до блеска лишь способы уютного оцепенения в мягком кресле. В связи с чем изобретатели сотен систем по-разному идеальной акустики и домашних кинотеатров - похоже, по большей части такие же шарлатаны, как и средневековые алхимики.
Впрочем, выставку стоило посетить хотя бы ради стенда на первом этаже, где демонстрировались хорошо забытые ныне катушечные магнитофоны, полированные радиолы и никелированные кинопроекторы, а также ради прекрасных джазово-блюзовых импровизаций в исполнении двух седых джентльменов с гитарой "Gibson 400" и грандиозным контрабасом.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)