Музыкальный год, как и календарный, близится к концу. Для московских любителей экстремального металла он почти закончился - 4 октября в клубе "Точка" состоялся один из последних мощных концертов этого года, выступление шведской группы Meshuggah. После них в этом году будет только два события подобного масштаба: концерт немецких дэт-трэшеров Die Apokalyptischen Reiter 22 ноября в "Точке" (при поддержке ещё одних немцев, легендарных прогрессив-трэшеров Mekong Delta) и концерт великих и ужасных Slayer 29 ноября в "Б1 Maximum". Предлагаю для обозначения таких знаковых групп ввести новый термин: great 'n' terrible. Шутка.
На некоторых интернет-ресурсах (в частности, на lastfm) перед концертом прошла информация, что на разогреве у шведов выступит московская группа Materia - одни из немногих российских последователей Мешуги, играющие столь же низкий, плотный и непробиваемый math-metal, но с необычными, сумасшедшими текстами, вроде "Апофеоз транссиметрических структур, / Предел гипотропа физиопластических / Плазматических тел, / Цикл первостепенный модуль и вот предел, / Ореол над его головой, разделяющий небо с землёй..." К сожалению, эта информация оказалась ложной. Почему - к сожалению? Во-первых, в качестве разогрева для Мешуги лучше слушать живой мат-метал, чем попсу в виде фонограммы, во-вторых, концерт шведов оказался небольшим и вряд ли смог до конца насытить всех жаждущих, Materia могла бы восполнить недостаток драйва, в конце концов, знакомство с российской независимой металлической сценой вряд ли бы кого-нибудь обеднило. Так или иначе - главных героев вечера пришлось ждать под легкую музычку из колонок и крики "Ме-шу-га!", которые в этой шумихе звучали как "Ми-шут-ка!" А когда группа появилась на сцене, некоторые длинноволосые любители металла принялись снимать резинки со своих волос - верный знак того, что сейчас начнётся страшное хаеротрясение.
Первая же песня расшатала толпу, и после этого переполненная "Точка" не стихала ни на секунду. Когда вокруг тебя вихри волос, поднятые руки, всё движется и рычит, глазеть по сторонам нет смысла и можно просто закрыть глаза и вслушаться в скрежет этой музыки: что там? И тут начинает казаться, что на сцене выступает не группа живых людей, а бьются на смерть огромные боевые роботы, сталкиваются друг с другом, искрят, рассыпаются, царапают ковшами по броне, лязгают шестерёнками, пилят, топчут, разламывают. Но стоит только открыть глаза, как на тебя сверху, со стороны сцены, уже летит какое-нибудь сумасшедшее тело. Не обошлось без стэйдждайвинга, не говоря уж о слэме и даже моше (диком хардкоровом танце с размахиванием руками и ногами). Приходилось болтаться в этой толпе, как муха в паутине, а музыканты всё намазывали на неё жирные тяжёлые звуки: "Perpetual Black Second", "Bleed", "Rational Gaze". И всё это вдумчиво, без лишней беготни по сцене. Вот Фредрик Тордендаль (Fredrik Thordendal), бессменный гитарист группы. Опустил длинные волосы себе на лицо, задёрнул шторку, скрылся от всего, ушёл в себя, и давай играть свои фирменные соло, протягивать их по песням, как стальные тросы. Хищные рваные ритмы оригинальных восьмиструнных гитар воспроизводят такой мат-трэш, что поневоле хочется кидаться в музыкантов логарифмическими таблицами (вместо цветов).
Концерт длился чуть больше часа, и, судя по реакции публики, этого было явно недостаточно. Звучали преимущественно песни из позднего периода творчества - с альбомов "Nothing" (2002) и "obZen" (2008), что неудивительно. "Nothing" - самый успешный альбом группы, а "obZen" - самый последний. На бис группа выходить, похоже, не собиралась, но шум стоял такой, что пришлось. Если верить словам музыкантов, то это был их первый выход на бис за последние пять лет. Впрочем, я ещё ни разу не видел, чтобы зарубежные музыканты уходили от российской публики без биса. Те, кого не вызывали, выходили сами (как Soulfly 1 октября этого года), те, у кого заканчивались песни, джемовали (как Tony Levin и Goatika в декабре прошлого года).
После концерта зрители не спешили расходиться, некоторые долго стояли у сцены, с надеждой глядя на бородатого техника в шапочке, бродящего по сцене. Под крики "Неужели это всё?", "Ещё давай!", "Мешуга!", "Он же по-русски не понимает!", он невозмутимо собирал гитарные педали и прочее оборудование. Но в один момент вдруг убежал за сцену, вернулся с каким-то диском и вручил его одной из поклонниц, потом побросал в толпу бутылочки с минеральной водой и продолжил своё молчаливое дело. Когда я уходил из клуба, в танцполе ещё оставались люди, и взгляд мой упал на двух ребят, общавшихся между собой: один глубокомысленно посмотрел на другого и вместо того, чтобы произнести нормальные человечьи слова... протяжно зарычал. И, судя по их лицам, они поняли друг друга. Даже оборотни остались довольны этим концертом.
1948 – Родился Алан Парсонс, английский звукоинженер и создатель Alan Parsons Project. Он работал с Pink Floyd, The Beatles, Полом Маккартни и многими другими »»
1967 – Образована группа Jethro Tull. Ее создателями стали флейтист Йен Андерсон и басист Гленн Корник. Группа названа в честь Джетро Талла - агротехника, жившего в Англии на рубеже XVII—XVIII веков »»