Это только "что такое счастье" каждый понимает по-своему. А вот что такое бас-гитара - это все понимают одинаково. Бас-гитара есть жизненная необходимость, как, например, белки, жиры и углеводы в здоровом питании. Бас-гитара в любом рок-, поп- и электрическом джаз-составе нужна. Одна, не меньше. Но, правда, и не больше. История, конечно, знает составы, где было две бас-гитары. Именно поэтому эти составы вошли в анналы истории. "Группа, в которой было целых два басиста!" С ума сойти. Слушать необязательно. Кстати, вот известный басист Стенли Кларк (Stanley Clarke) лет пять назад приезжал с дублирующим басистом. Но в принципе все понимают, что больше одной бас-гитары в коллективе - это слишком. А представляете, если их три? Это уже вообще ни в какие ворота.
Да, теоретически это - перебор. Но только не в том случае, если за дело берутся
настоящие мастера. Конечно, мы имеем в виду недавний совместный концерт трех
замечательных бас-гитаристов нашего времени: Стэнли Кларка, Маркуса Миллера
(Marcus Miller),
Виктора Вутена (Victor Wooten). Три чернокожих виртуоза, три поколения
джаза. Не знаю, как
насчет сольных альбомов относительно молодого Вутена (он к тому же - тертый
сессионный музыкант и участник кантри-коллектива банджоиста Белы Флека
Flecktones), но диски Кларка и Миллера в наших магазинах "уходят" только так.
Любят наши собиратели хай-энд-агрегатов сочный звук хороших бас-гитар. Да и
музыка интересная, эклектичная, мелодичная и веселая. Поэтому с самого начала
концерту коллектива SMV (т.е. Кларка, Миллера и Вутена) можно было предсказать
большой успех. Так и получилось.
Троица выступает в Доме Музыки, в большом Светлановском
зале. В фойе ММДМ продаются сольники Миллера и Кларка, а также Thunder - альбом
проекта SMV, программу, которую нам предстоит услышать в этот вечер.
Компакт-диск продается за одну тысячу (!) рублей. Берут. Да юных качальщиков
поясню: "штука" для родного диска - очень дорого. Даже для супераудио-CD очень
дорого. Берут!
Каких-то полчаса ожидания - и на сцену выбегают чернокожий барабанщик и белый клавишник. Они играют некое интро, и тут появляются те, кого на одной сцене видеть странно. Наша хорошо знакомая троица: высокий Кларк в очках, среднего роста Маркус Миллер в шляпе и Виктор Вутен в дреддах. Вутен начинает играть слэп с бешеной скоростью, Миллер же вешает себе на шею отнюдь не свой, всем фэнам знакомый Fender Jazzmaster, а нечто совсем противоположное: тенор-саксофон. Нет, мы конечно знаем что этот басист-виртуоз владеет, ко всему прочему, еще и кларнетом, саксом и клавишами: Просто мы никогда не видели, чтобы он играл на духовых на концерте. Однако он играет первую пьесу именно на теноре, правда, больше к саксофону не возвращается. Хотя периодически во время концерта берется за бас-кларнет...
Трудно объяснить, как именно взаимодействуют три басиста на сцене. Логичнее
всего было бы предположить, что они разделили диапазон и темп. Но нет. Не то
что бы один играет в субконтроктаве, второй в контроктаве, третий - еще повыше,
где-нибудь за четырнадцатым ладом пилит. Или один помедленннее, другой
побыстрее. Все не так тупо, как я тут описал. Трудно объяснить, как Стенли
Кларк, Маркус Миллер и Виктор Вутен взаимодействуют, но они именно что
взаимодействуют. Всем хватает места, в то же время материал звучит достаточно
плотно. Это какой-то новый способ сочинения джаза, неслучайно исполняется
материал почти сплошь с альбома проекта. А на альбоме в свою очередь новый
материал. Ну, и Tutu. Куда ж без нее, эпохальной пьесы, сочиненной Миллером еще
для одноименного альбома Майлса Дейвиса 1984 года, и с тех пор исполняемой
Миллером в любом виде при любой возможности.
И альбом Thunder, и концерт - это не есть халявный джем. И не кунштюк. Эта музыка именно так и сочинена и аранжирована - чтобы быть сыгранной составом из трех басистов. Три музыканта прекрасно сочетаются еще и потому, что у всех разный звук. Так, Вутен то и дело играет через примочку, которая до неузнаваемости изменяет звук его бас-гитары. Такой плывущий звук в духе органа Rhodes. Кларк берется за контрабас, и, как обычно в таких случаях, удивляет. (Игралась, в частности, пьеса Milano - такая псевдоклассика из альбома трио.) Кларк играет на своем контрабасе странным манером - ударяя ладонью по струнам. Нет, это не слэп. Хотя очень похоже. Весь концерт идет с неожиданными поворотами. Пока, наконец, Кларк не объявляет последний номер - Grits. Вутен играет ее с какой-то вау-вау-примочкой. Потом все удаляются. Их вызывают на бис. Впрочем - недолго. Стоячая овация - редкость на джазовых концертах. Кларк дает публике пощипать струны своего легендарного Alembic Bass. Барабанщик (кстати, тоже большой молодец, как и клавишник) долго раздает палочки. Все понимают, что двухчасовой концерт окончен. Но уходить почему-то никто не спешит.
1963 – Родился Томас Андерс (настоящее имя - Bernd Weidung), немецкий поп-певец, солист дуэта Modern Talking. На своем десятом концерте в Кремле Томас исполнил песню Александры Пахмутовой «Нежность» на английском языке »»
1978 – Родилась Анна Семенович, российская фигуристка и певица из группы Блестящие »»
1994 – Родился Джастин Бибер, канадский «подросток-сенсация», поп-певец и актёр. В возрасте 14 лет году стал предметом грез и эротических фантазий всех американских девчонок »»
Harry BELAFONTE (1927)
Willie MITCHELL (1928)
Benny POWELL (1930)
Ralph TOWNER (1940)
Roger DALTREY (1944)
Michael D'ABO (1944)