Если бы этот диск каким-то чудом попал на глобальную интернет-витрину вроде Amazon.com, ее редакторы, немного послушав и, главное, нагуглив сведения об артистах, уверенно снабдили бы его бирочками (тэгами) crossover/ethno. Ну как же: первый из музыкантов - руководитель хора духовной музыки (все певцы - чуть ли не в рясах), второй - известный фольклорист, не вылезающий из экспедиций по деревням, не выпускающий из рук свирельки-сопелки и постоянно засвеченный на фестивалях world music, третий - человек-контрабас, переигравший со всей питерской фри-джазовой тусовкой и ведущий собственное Волковтрио, а четвертый - вообще лидер рок-группы (да еще и играющей какой-то несусветный авант-рок).
И эти редакторы попали бы пальцем в небо. "Кроссовер" - это когда
какой-нибудь Брайан Адамс (Brian Adams), потея от напряжения,
старательно вытягивает ноты в Nessun Dorma на пару с Паваротти, а
этно - это когда похожие на инопланетян электронщики начинают сэмплировать
костромских бабушек, чтобы показать, что они не пришельцы с Марса, а тоже
родину любят. (Мы вообще-то в этом и не сомневаемся - пока электронщики не
начинают издеваться над бабушками). Но в Amazon "Душеполезные песни на
каждый день" попадут навряд ли, так что скажем по-простому: собрались
четыре хороших мужика с простыми русскими фамилиями - Котов, Старостин,
Волков, Федоров - и всласть, от души, попели-поиграли. А поскольку люди они
уже все взрослые (младшему, Федорову, в январе этого года как раз стукнуло 45),
умудренные и, как писал Андрей Курбский Ивану Грозному "в кратких словесех
многой разум замыкающие", - то и пели они не о девчонках-коротких юбчонках,
а о предметах более основательных, не сиюминутных.
Отсюда же и привлечение Бог знает какой дремучей экзотики-архаики: то
знаменного распева ХIV века, то пастушеского заговора, то монастырской баллады
о "русском Рин Ван Винкле" - иноке, который, засмотревшись на птичку, пропустил
300 лет, а то вообще начинают тянуть, как ни в чем ни бывало, натуральный
мещанский романс - который на проверку оказывается библейский псалмом Давида, в
стихотворном переложении приятеля Пушкина поэта Николая Языкова - на ту
мелодию, с которой он был в ХIХ веке evergreen'ом стоящих на папертях
нищих...
Если бы на этом месте можно было бы поставить точку, то этот текст не стоило бы писать. Да и сам альбом не стоило бы записывать - а так и оставить концертным "сайд-проектом": программой, которую четверо занятых и востребованных музыкантов, лидеров собственных проектов, вот уже шесть лет для отдохновения играют примерно четыре раза в года в маленьких "интеллигентских" московских клубах вроде "Апшу" (хотя вообще-то хор Сирин засветился на фёдровской "Зимы не будет" еще в 2000 году). Обычно - втроем, без Волкова, потому что он питерец и в Москве наездами.
Но участники альбома - не просто высококлассные музыканты. Они, как я уже сказал, взрослые, зрелые люди с накопившимся большим опытом - не только профессиональным (Котов, например, в молодости играл с джазменами и рокерами, пел в ансамбле Покровского, участвовал в спектаклях Анатолия Васильева, а Волкова в молодости муштровали самый интеллектуальный из советских джазистов Вячеслав Гайворонский и самый фееричный из них - Сергей Курёхин) но и человеческим. Их волнуют вопросы жизни и смерти, а еще больше - то, что эти вопросы как-то ушли из обычных мыслей современного человека. О смерти думать не принято, или, если уж всё-таки приходится, то эти мысли требуют необыкновенной патетики, глубокой скорби, оркестрованной похоронным маршем Шопена. Между тем, до открытия антибиотиков и прочих успехов медицины человек был не просто смертен (и внезапно смертен, как доказал Воланд Берлиозу), но смертен легко. И, соответственно, вопросы, которые с нелегкой руки нервических французов стали называть "экзистенциальными", окружали обычного человека постоянно - так что отношение к ним было не то чтобы легким, но спокойным, простым.
И действительно: этой-то воистину "неслыханной простоты" и добиваются
своим необычным альбомом его участники. И содержание тянет за собой форму. "Эти
песни ведь очень простые, их может спеть любой на самом деле. Настолько
простые, что нам даже непривычно", - объяснял сам Фёдоров. И
действительно: любо-дорого послушать, как изощренный мелодист Федоров, автор
изломанных, пижонских песен "Птицы", и мастер острой синкопы Волков с
увлечением подпевают-подыгрывают простым, чуть ли не двухаккордным песням
несуетных, благообразных Старостина и Котова.
Более того: вообще-то называть эти произведения "песнями" не совсем
правильно. Это духовные стихи, то есть мирское отражение разговора человека с
Богом (которое, объяснял Котов, есть молитва). Духовные стихи - это то, что
испокон веков пели-рассказывали сказители. А сказители - это не просто
политинформаторы, извещающие о прошедших событиях. Настоящий сказитель обладает
шаманской техникой, техникой погружения слушателей в транс и концентрирования
информации. Поэтому, например, поморы, отправляясь на далекий и опасный
промысел, обязательно брали в ладью сказителя. И мало того: сказитель, как и
старшОй артели, получал две доли.
Котов и Старостин явно могут рассчитывать на эти "две доли". Федоров, видимо, еще не чувствует себя готовым к этой роли. Недаром в альбом не оказалось включено ни одной его песни - хотя они являются неотъемлемой частью концертной программы трио-квартета. Вас это удивляет? Конечно, если вы не помните приводимые Сергеем Аверинцевым в книге "Многоценная жемчужина" слова отшельника IV века Арсения, бывшего, прежде чем удалиться в египетскую пустыню, вельможей в Риме и Константинополе. На вопрос, чему может он, блестяще образованный эрудит, научиться у пустынников, Арсений отвечал: "Так, науке римской и эллинской выучен я; но из науки невежды сего не вытвердил еще и азбуки".
Наше время, время смены парадигм и перерождения пост- в прото-, можно с натяжкой уподобить последним векам Империи и первым векам христианства; конечно, Андрей Котов, хоть его и можно принять на улице за игумена, совсем не пустынник; да и Федоров с Волковым - те еще "послушники". Но всё-таки понять, что происходит в "Душеполезных песнях на каждый день", эта история очень помогает.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)