В погожий сентябрьский уик-енд в Москве неожиданно расцвела сакура. Сейчас в городе проходит фестиваль японской культуры: мастер-классы по изготовлению суши, неделя японского кино и семинары. Разумеется, существенной частью любой культурной программы "фестиваля имени страны" становятся выступления звезд, которые неизвестны в России, но достойны того, чтобы их услышать. Некоторые из этих музыкантов могут стать настоящим открытием: как правило, они настолько "вне формата", что промоутеры расценивают гастроли с их участием как предприятия с высокой степенью риска, и вкладывать в них усилия не спешат.
Одним из открытий "Японской осени" стал
приезд Хиромицу
Агацума, мастера игры на цугару-сямисэне. Этот трехструнный
инструмент - родственник нашей балалайки, однако его звук, благодаря длинному
грифу и плотным, похожим на веревки струнам, звучит совершенно "космически".
Давным-давно этот инструмент попал в Японию из Средней Азии, - рассказывает
Хиромицу Агацума, - его предком был уд, который дошел до Китая и уже в
преобразованном виде прижился в Японии. На нем играли, в основном, слепые
бродячие музыканты - босама, из-под пальцев которых выходила суровая,
чуть отрешенная, почти лишенная "теплых" нот музыка.
Улыбчивый, сосредоточенный мастер начинает вечер с длинной медитативной пьесы, во время звучания которой слушатели "вживаются" в звук инструмента. Цугару-сямисэн произошел из северной японской провинции Цугару. Это инструмент куда более "жесткий", нежели обычный сямисэн; игра на нем требует энергичных, сильных ударов плектра и "качающего" ритма, больше свойственного блюзу. Да и само звучание цугару-сямисэна напоминает модуляции электрогитары, а его звуковой ряд имеет много общего с пентатоникой. Неудивительно, что цугару-дзямисэн - один из инструментов, наиболее совместимых с западной рок-музыкой. У нас наиболее известен дуэт Yoshida Brothers - братья Йосида "рубят" на двух цугару-сямисэнах заправский спид- и диско-рок. К примеру, послушайте, как можно сыграть на цугару-сямисэне хит Led Zeppelin
Неудивительно, что
часто мастеров игры на сямисэне приглашают в рок- и соул-проекты. Хиромицу
Агацума, к примеру, известен своими выступлениями и записями в сотрудничестве с
Маркусом Миллером (Marcus Miller, бас-гитара), Дэвидом Бенуа (David
Benua), Хэрби Ханкоком (Herbie Hancock). На своем официальном сайте он много рассказывает о своем
сотрудничестве с разными европейскими музыкантами и группами - от джаз-бэндов
до рок-групп. Помимо этого, в багаже у музыканта, играющего на сямисэне с шести
лет, - 7 собственных альбомов. Агацума - известный композитор; его работы часто
используются на родине в виде саундтреков к телефильмам.
Однако в России господин Агацума решил
представить совершенно иную программу: дуэт с фольклорным уклоном. "Сямисэн
имеет много общего с балалайкой. Оба инструмента возникли от одного предка в
суровых снежных районах, поэтому их звучание тоже во многом схоже" -
говорит Агацума.
Первое отделение концерта мастер посвятил исполнению собственных вещей с
красивыми, витиеватыми названиями ("Танцующий лист бумаги",
"Страстная роза", "Путник во времени"), а также народных
мелодий. Звук сямисэна под пальцами Агацумы "живет", вибрирует, создавая ощущение
натянутого нерва, свежего морозного воздуха, дальнего горизонта. Изящные
каденции, игра в верхнем регистре поддержаны плотным ритмом, отбиваемым
плектром. При этом любопытно, что как композитор Агацума, скорее, склонен к
созданию очень "европейских" вещей, очень фанковых и фри-джазовых пол
характеру.
Во втором отделении
на сцену вышел гнесинский балалаечник Дмитрий
Калинин, а за рояль сел Святослав Липс. Калинин виртуозно
исполнил вариации на тему 24-го каприса Николо Паганини, после чего два
мастера исполнили несколько вещей дуэтом. Конечно, здесь не обошлось без
"хохломы": одна за другой прозвучали композиция из японского фильма, посвященного
памяти полководца Такэдо
Сингена, "Светит месяц" и (куда же без них) "Подмосковные
вечера". И хотя очевидно, что этот несчастный "Месяц" каждый
школьник-балалаечник начинает разучивать с первого класса, музыканты сумели
сыграть композицию с драйвом и юмором, достойным иных поп-панк групп.
Аранжировка получилась стремительная и небанальная.
Наблюдение за этим дуэтом - занятие, имеющее
отношение скорее к психологии, нежели к музыке. Удивительно, насколько строение
инструмента способно предопределить не только его звук и характер игры, но и
музыкальный образ, создаваемый им. Длинный вытянутый гриф сямисэна
предполагает, что музыкант все время находится в абсолютно "открытой" позиции:
прямая спина, идеально развернутые плечи, "распахнутые" руки. Звук -
кристальный, звенящий - уходит прямиком в космос. Балалайка, с ее
коротким грифом, легко теряется в коленях Калинина, обладающего, в
общем-то, схожей комплекцией с Агацумой. Дмитрий словно "нависает" над инструментом,
обнимая его, как лубочный медведь. Звук у него получается теплый и слегка "плывущий".
В итоге одинаково странно звучат и русские народные мелодии с участием Агацумы,
и мелодии японца в аранжировке русского инструмента. Словно загадочный,
таинственный воздушный гибрид, они ветвятся и вьются в воздухе - а публика немо
наблюдает за рождением мелодий.
Еще одну композицию музыканты исполняют втроем: эту вещь Хиромицу Агацума назвал "Ветер радужного цвета". Очень европейская, очень нейтральная по характеру мелодия с "нюансами" и мелким "хулиганством" всех участников в сольных партиях вызвала овации во всем зале. А напоследок Агацума сыграл... хит Металлики в обработке для сямисэна.
Когда его в очередной раз вызывали на бис, Хиромицу Агацума не сказал ничего. Он просто красноречиво приложил руку к сердцу.
1945 – В британском в Рипли, графство Суррей, родился Эрик Клэптон - знаменитый белый блюзмен, сонграйтер и композитор. Его прозвище в среде коллег - "медленная рука" (англ. Slowhand) »»
1976 – Состоялся первый залп "музыкальной Авроры панка" - группы Sex Pistols. На дебютный концерт "пистолетов" пришли 50 фанатов »»
1994 – Вышел последний студийный альбом группы Pink Floyd - The Division Bell. Пластинка частично была записана в плавучей студии Astoria, принадлежащей гитаристу Дэвиду Гилмору »»
Rolf HARRIS (1930)
Astrud GILBERTO (1940)
Graeme EDGE (1942)
Eric CLAPTON (1945)
Dana GILLESPIE (1949)
Lene LOVICH (1949)
MC HAMMER (1962)
Celine DION (1968)
Harun DEMIRASLAN (1980)