Издревле колыбелью русского рока (а не только трех революций) считался
Ленинград/Петербург. Здесь зарождались первые русскоязычные рок-группы, здесь
образовался первый в СССР рок-клуб и проходили организованные им фестивали,
сюда стремились попасть тусовщики и музыканты. "Питерская школа" рока в 80-е
годы была доминирующей, да и сейчас не утратила влияния на музыкальную сцену
страны. Потом стали выделять еще одну "школу" - свердловскую, еще позже
появились такие понятия как "сибирский панк" и "украинский индепендент".
В то
же время, единой "московской школы" вроде как не существовало, к московской
Рок-лаборатории прилипла обидная кличка "блеватория", а на лабораторские
фестивали иногородние слушатели попасть особо не стремились.
При этом место
московских групп в истории отечественного рока отнюдь не назовешь последним:
Машина Времени, Воскресение, Крематорий, Звуки Му, Браво, Бригада С и другие
пользовались уважением и авторитетом. В Москве же существовал мощный
конгломерат рок-самиздата, внесший внушительный вклад в пропаганду не столько
местных рок-команд, сколько периферийного андеграунда - вполне можно
утверждать, что известность Егора Летова, Янки Дягилевой, Александра Башлачева,
Комитета Охраны Тепла в столицах возникла во многом
благодаря деятельности
журналов "Зомби", "УрЛайт" и "КонтрКультУра". И вот, наконец, пришел момент, когда
Москва стала тем местом, где в рамки фестивального движения было втиснуто
практически все самое интересное, что могла предложить страна нетривиально
мыслящему меломану. Речь идет о фестивалях серии "Индюки".
Конечно же, фестивали эти возникли не на пустом месте.
Во-первых, очевидно влияние на идею "Индюков" фестивалей 1987
года в Подольске
и Черноголовке, где
впервые в истории московского фестивального движения на сцену вышли не
"филармонические" коллективы и почетные аборигены, а иногородние перестроечные
герои - ДДТ, Наутилус Помпилиус, Телевизор, Ноль и другие, а также
молодой и
яростный периферийный индепендент тех лет - Калинов
Мост, Облачный Край,
J.M.K.E., БОМЖ... Во-вторых, вклад в концепцию "Индюков" явно внесли фестивали
серии "СыРок" 1988-89 годов: и потому что организовывались они, "Сырки",
Натальей "Кометой" Комаровой - редактором самиздат-журнала "Зомби", и потому
что проходили в помещениях московских ДК, и потому что на "Сырках" играли
эпатажные окраинные группы типа Гражданской Обороны,
Не Ждали, Воплей
Видоплясова и Пекина Роу-Роу.
В-третьих, активная жизнь фестивалей типа
киевского "Полного Гудбая", сибирских "Рок-периферии" и "Рок-Азии", локальных
игрищ на Дальнем Востоке, в Харькове и много где еще, куда часто ездили
московские рок-журналисты, наталкивала на определенные выводы. Все это вылилось
в итоге в мысль организовать совершенно особенный, небывалый для Москвы
"фестиваль независимой музыки". Культовый журналист Сергей Гурьев (тогда -
автор "УрЛайта" и "КонтрКультУры"), главный идеолог "Индюков", говорил так: "Мы
хотели ударить Человеком по Формотворчеству и Политиканству. Мы хотели повеять
на народные массы забытым душевным теплом. Хотели доказать непонятно кому, что
идея рок-фестивалей, м. б., и мертва, но если очень захотеть, постараться и не
быть особым козлом, то, глядишь, чего и получится. В подборе ингредиентов мы
исходили из того, что признанные рок-столицы (Москва, Ленинград, Свердловск)
безнадежно сгнили, и всё живое надо тащить из Сибири и с Украины - что у нас,
пожалуй, и получилось. Минимальное московское представительство - да, надо
честно сказать - чутка отдавало кумовством. Далеко не факт, что в противном
случае оказалось бы намного лучше".
Первый фестиваль "Индюки" прошел 26-28 апреля 1991 года в помещении ДК им.
Русакова. Его
название имело два публично отдекларированных смысла:
1. аллюзия на слово
"independent" и...
2. ...те самые добрые и циничные русские птицы.
Третий смысл -
перекличка со сленговым американским выражением "cold turkey" - от собравшихся
ускользнул. Организовано все было "по-взрослому" (материальной стороной вопроса
занимался проект "Агасфер" под управлением Игоря Владимирского, ныне
гражданина США): гостиница для иногородних музыкантов и аккредитованных
журналистов (большинство которых, что характерно, работало в самиздате),
"Икарус", возивший оных из гостиницы в зал и обратно, милиционеры в штатском в
качестве службы безопасности...
Что касается набора выступавших, то, как и
следовало из заявленного, московские группы промелькнули почти незаметно. Из
Питера были званы Выход и Сезон Дождей: и те, и другие оставили приятнейшее
впечатление. С Урала не было вообще никого.
С Украины приехали Раббота
Хо со
стандартной на тот момент программой, очаровательный харьковский Тихий
Уголок и
одни из пионеров отечественного индастриала - Иванов
Даун.
Все
остальное (кроме
памятного по Подольску нижегородского Хронопа и
изумительно отыгравшего в
финале Комитета Охраны Тепла) являло собой Сибирь в
самом широком понимании
этого слова:
Восточный Синдром и Миссия: Антициклон из Магадана (особенности
тогдашнего восприятия действительности были таковы, что их тоже причисляли к
"сибирской волне"), Калинов Мост (еще новосибирский и еще не очень звездный,
хотя уже обожаемый многими), иркутский Принцип Неопределенности, томские Некие
Стеклянные Пуговицы, восхитительные Дядя Го из Барнаула...
Была идея сделать
хэдлайнерами этого фестиваля Егора Летова и/или Янку Дягилеву, но по разным
причинам это не состоялось, да и вряд ли могло бы; их место - во многих
аспектах - заняла тюменская Инструкция По Выживанию, шокировавшая
общественность исполнением песни "Убить жида": получился запланированный, в
общем-то, скандал, обмусоливавшейся в независимой прессе многие месяцы.
В целом же первые "Индюки" оставили ощущение наступления новой прекрасной эпохи
- давно ожидаемого времени, когда все самое интересное, новое, современное, что
происходит на отечественной сцене, оперативно берется за шкирку и тащится в
столицу на радость людям. Никакого шоу-бизнеса, никакой купли-продажи, никакого
выкручивания рук. Такая вот иллюзия...
Тем не менее, она дала силы двигать "Индюки" дальше. Правда, в 1992 году
материальная база фестиваля пошатнулась, и везти иногородних артистов в Москву
оказалось не на что. То есть музыканты присутствовали сплошь местные. Дабы не
потерять лицо, организаторы прицепили к названию "Индюки" определение
"Златоглавые" и позвали туда ряд запредельно подпольных и столь же запредельно
неумелых групп типа Тормоз Матросова, Удаff, Резервация
здесь, Крошка Енот и
Те, Кто Сидят в Тюрьме (впоследствии - Соломенные Еноты) и Брешь
Безопасности.
С прошлых "Индюков" на сцену Театра мимики и жеста (где 17-19 апреля проходили
"Златоглавые") плавно перетекли До Мажор и НТО
Рецепт; как ни странно,
присутствовали Веселые Картинки и Лаэртский, никак не укладывавшиеся в
концепцию фестиваля; на место К.О.Т. без особого успеха претендовали Джа
Дивижн, не нашел понимания у публики Вежливый
Отказ... В общем, "Индюки-92" носили
явный оттенок местечковости и вымученности и вспоминались бы как опыт
откровенно неудачный, если б не женщины.
Да, именно так: несмотря на то, что
групп, ведомых ими, здесь было всего четыре, именно они определили лицо этого
фестиваля и остались в памяти. Во-первых, психоделическая группа Ю с актрисой
Ольгой Кочетковой в качестве вокалистки: недолго существовавшее и практически
забытое, но очень интересное явление. Во-вторых, Рада и
Терновник: на тот
момент почти дебютанты, выступившие, тем не менее, очень убедительно.
В-третьих, малоизвестная еще тогда Ольга Арефьева -
босая, в потертых джинсах,
дикая и грациозная, представившая роскошную блюзовую программу. И, наконец,
легендарная Олеся Троянская: это было одно из немногих (и по сути последнее)
"большое" ее появление на сцене, имевшее эффект разорвавшейся бомбы.
Сохранившаяся запись показывает, что звучало всё очень хаотично и криво, но в
историю вошло вполне заслуженно.
После относительной неудачи организаторы собирались с силами два года, пока,
наконец, не громыхнули третьими и последними "Индюками". Фестиваль прошел 8-10
апреля в ДК Академии Бронетанковых войск и продемонстрировал, что идея хоть и
несколько искривилась, но все же работает. К организации подключился Кирилл
Азимов из "Objective Music", а также экс-"контркультурщик" Александр
Кушнир.
Стараниями последнего на фестивале выступили такие крайне любопытные коллективы
как пермская Пагода и харьковская Казма-Казма. Украинских групп, кстати,
приехало опять немало, и все сплошь хорошие - будь то крымский Гоген,
иванофранковская Мынула Юнь, киевляне Фома или еще харьковские на
тот момент Разные Люди.
Смычку Украины с Сибирью
некоторым образом являл собой сет
Ника-Рок-н-Ролла (оренбуржца, пожившего и во
Владивостоке, и в Тюмени),
выступавшего с киевскими музыкантами. "Чистыми" сибиряками были Теплая Трасса
(чуть не впервые выступавшая в Москве) из Барнаула и монументальный нойзовый
Nuclear Losь из Новосибирска (группа, явно
опередившая свое время и произведшая
фурор среди продвинутых слушателей).
Питер был представлен Народным Ополчением,
Телевизором и Аукцыоном: последние презентовали
"Птицу" и были лучше всех.
Из
москвичей хочется упомянуть разве что Ногу Свело!.
Зато прекрасно и неожиданно
было нашествие латышей: группы Валера, Это Риск! и Карла Хламкина. В общем,
фестиваль получился интересным и живым, порадовавшим и воскресившим былые надежды.
Надеждам, однако, сбыться было не суждено. Наступало глухое для рока время - середина 90-х. Вписаться в тогдашний шоу-бизнес было немыслимо, идти против него - невозможно. Фестиваль умер, оставшись красивой страницей в истории не столько московского, сколько всероссийского рок-н-ролла. Даже сейчас многие группы пишут в пресс-релизах и на сайтах: мы выступали на "Индюках". Пишут с гордостью и легкой грустью.
Нельзя не упомянуть о своего рода дочернем предприятии фестиваля "Индюки"
- "Индюшатах". Идеологом и главным организатором этого фестиваля стал
вышеупомянутый Александр Кушнир. "Индюшата" проходили не в Москве, а
принципиально "на местах": в Твери (1991), Орехово-Зуево (1992, 1993), Саратове
(1994)...
Кроме местных, там выступали московские и петербургские инди-группы
(Рада и Терновник, Югендштиль, Зангези, Аукцыон, Чуфелла-Марзуфелла), а также
всякие интересные украинские, уральские и пр. команды (в том числе и
присутствовавшие на "Индюках").
Любопытно, что 13 декабря 2006 года в
московском "FM Club" состоялся своего рода трибьют "Индюшатам" - фестиваль под
эгидой "Кушнир Продакшн", где на сцену вышли уже сегодняшние подопечные Кушнира
из числа пока еще неизвестных групп, в том числе периферийных. Совсем недавно,
4 сентября 2008 года, Кушнир решил повторить, организовав в клубе "Ikra"
очередной этап "Индюшат". Состав формировался по тому же принципу - почти
никому не ведомые периферийные коллективы со странными называниями, но
фестиваль из мемориального и ностальгического превратился в нечто декларативное
под лозунгом "Алло, мы нашли таланты!"
Войдут ли его участники в историю
отечественной музыки или останутся героями одного дня - покажет время.
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)