Издревле колыбелью русского рока (а не только трех революций) считался
Ленинград/Петербург. Здесь зарождались первые русскоязычные рок-группы, здесь
образовался первый в СССР рок-клуб и проходили организованные им фестивали,
сюда стремились попасть тусовщики и музыканты. "Питерская школа" рока в 80-е
годы была доминирующей, да и сейчас не утратила влияния на музыкальную сцену
страны. Потом стали выделять еще одну "школу" - свердловскую, еще позже
появились такие понятия как "сибирский панк" и "украинский индепендент".
В то
же время, единой "московской школы" вроде как не существовало, к московской
Рок-лаборатории прилипла обидная кличка "блеватория", а на лабораторские
фестивали иногородние слушатели попасть особо не стремились.
При этом место
московских групп в истории отечественного рока отнюдь не назовешь последним:
Машина Времени, Воскресение, Крематорий, Звуки Му, Браво, Бригада С и другие
пользовались уважением и авторитетом. В Москве же существовал мощный
конгломерат рок-самиздата, внесший внушительный вклад в пропаганду не столько
местных рок-команд, сколько периферийного андеграунда - вполне можно
утверждать, что известность Егора Летова, Янки Дягилевой, Александра Башлачева,
Комитета Охраны Тепла в столицах возникла во многом
благодаря деятельности
журналов "Зомби", "УрЛайт" и "КонтрКультУра". И вот, наконец, пришел момент, когда
Москва стала тем местом, где в рамки фестивального движения было втиснуто
практически все самое интересное, что могла предложить страна нетривиально
мыслящему меломану. Речь идет о фестивалях серии "Индюки".
Конечно же, фестивали эти возникли не на пустом месте.
Во-первых, очевидно влияние на идею "Индюков" фестивалей 1987
года в Подольске
и Черноголовке, где
впервые в истории московского фестивального движения на сцену вышли не
"филармонические" коллективы и почетные аборигены, а иногородние перестроечные
герои - ДДТ, Наутилус Помпилиус, Телевизор, Ноль и другие, а также
молодой и
яростный периферийный индепендент тех лет - Калинов
Мост, Облачный Край,
J.M.K.E., БОМЖ... Во-вторых, вклад в концепцию "Индюков" явно внесли фестивали
серии "СыРок" 1988-89 годов: и потому что организовывались они, "Сырки",
Натальей "Кометой" Комаровой - редактором самиздат-журнала "Зомби", и потому
что проходили в помещениях московских ДК, и потому что на "Сырках" играли
эпатажные окраинные группы типа Гражданской Обороны,
Не Ждали, Воплей
Видоплясова и Пекина Роу-Роу.
В-третьих, активная жизнь фестивалей типа
киевского "Полного Гудбая", сибирских "Рок-периферии" и "Рок-Азии", локальных
игрищ на Дальнем Востоке, в Харькове и много где еще, куда часто ездили
московские рок-журналисты, наталкивала на определенные выводы. Все это вылилось
в итоге в мысль организовать совершенно особенный, небывалый для Москвы
"фестиваль независимой музыки". Культовый журналист Сергей Гурьев (тогда -
автор "УрЛайта" и "КонтрКультУры"), главный идеолог "Индюков", говорил так: "Мы
хотели ударить Человеком по Формотворчеству и Политиканству. Мы хотели повеять
на народные массы забытым душевным теплом. Хотели доказать непонятно кому, что
идея рок-фестивалей, м. б., и мертва, но если очень захотеть, постараться и не
быть особым козлом, то, глядишь, чего и получится. В подборе ингредиентов мы
исходили из того, что признанные рок-столицы (Москва, Ленинград, Свердловск)
безнадежно сгнили, и всё живое надо тащить из Сибири и с Украины - что у нас,
пожалуй, и получилось. Минимальное московское представительство - да, надо
честно сказать - чутка отдавало кумовством. Далеко не факт, что в противном
случае оказалось бы намного лучше".
Первый фестиваль "Индюки" прошел 26-28 апреля 1991 года в помещении ДК им.
Русакова. Его
название имело два публично отдекларированных смысла:
1. аллюзия на слово
"independent" и...
2. ...те самые добрые и циничные русские птицы.
Третий смысл -
перекличка со сленговым американским выражением "cold turkey" - от собравшихся
ускользнул. Организовано все было "по-взрослому" (материальной стороной вопроса
занимался проект "Агасфер" под управлением Игоря Владимирского, ныне
гражданина США): гостиница для иногородних музыкантов и аккредитованных
журналистов (большинство которых, что характерно, работало в самиздате),
"Икарус", возивший оных из гостиницы в зал и обратно, милиционеры в штатском в
качестве службы безопасности...
Что касается набора выступавших, то, как и
следовало из заявленного, московские группы промелькнули почти незаметно. Из
Питера были званы Выход и Сезон Дождей: и те, и другие оставили приятнейшее
впечатление. С Урала не было вообще никого.
С Украины приехали Раббота
Хо со
стандартной на тот момент программой, очаровательный харьковский Тихий
Уголок и
одни из пионеров отечественного индастриала - Иванов
Даун.
Все
остальное (кроме
памятного по Подольску нижегородского Хронопа и
изумительно отыгравшего в
финале Комитета Охраны Тепла) являло собой Сибирь в
самом широком понимании
этого слова:
Восточный Синдром и Миссия: Антициклон из Магадана (особенности
тогдашнего восприятия действительности были таковы, что их тоже причисляли к
"сибирской волне"), Калинов Мост (еще новосибирский и еще не очень звездный,
хотя уже обожаемый многими), иркутский Принцип Неопределенности, томские Некие
Стеклянные Пуговицы, восхитительные Дядя Го из Барнаула...
Была идея сделать
хэдлайнерами этого фестиваля Егора Летова и/или Янку Дягилеву, но по разным
причинам это не состоялось, да и вряд ли могло бы; их место - во многих
аспектах - заняла тюменская Инструкция По Выживанию, шокировавшая
общественность исполнением песни "Убить жида": получился запланированный, в
общем-то, скандал, обмусоливавшейся в независимой прессе многие месяцы.
В целом же первые "Индюки" оставили ощущение наступления новой прекрасной эпохи - давно ожидаемого времени, когда все самое интересное, новое, современное, что происходит на отечественной сцене, оперативно берется за шкирку и тащится в столицу на радость людям. Никакого шоу-бизнеса, никакой купли-продажи, никакого выкручивания рук. Такая вот иллюзия...
Тем не менее, она дала силы двигать "Индюки" дальше. Правда, в 1992 году
материальная база фестиваля пошатнулась, и везти иногородних артистов в Москву
оказалось не на что. То есть музыканты присутствовали сплошь местные. Дабы не
потерять лицо, организаторы прицепили к названию "Индюки" определение
"Златоглавые" и позвали туда ряд запредельно подпольных и столь же запредельно
неумелых групп типа Тормоз Матросова, Удаff, Резервация
здесь, Крошка Енот и
Те, Кто Сидят в Тюрьме (впоследствии - Соломенные Еноты) и Брешь
Безопасности.
С прошлых "Индюков" на сцену Театра мимики и жеста (где 17-19 апреля проходили
"Златоглавые") плавно перетекли До Мажор и НТО
Рецепт; как ни странно,
присутствовали Веселые Картинки и Лаэртский, никак не укладывавшиеся в
концепцию фестиваля; на место К.О.Т. без особого успеха претендовали Джа
Дивижн, не нашел понимания у публики Вежливый
Отказ... В общем, "Индюки-92" носили
явный оттенок местечковости и вымученности и вспоминались бы как опыт
откровенно неудачный, если б не женщины.
Да, именно так: несмотря на то, что
групп, ведомых ими, здесь было всего четыре, именно они определили лицо этого
фестиваля и остались в памяти. Во-первых, психоделическая группа Ю с актрисой
Ольгой Кочетковой в качестве вокалистки: недолго существовавшее и практически
забытое, но очень интересное явление. Во-вторых, Рада и
Терновник: на тот
момент почти дебютанты, выступившие, тем не менее, очень убедительно.
В-третьих, малоизвестная еще тогда Ольга Арефьева -
босая, в потертых джинсах,
дикая и грациозная, представившая роскошную блюзовую программу. И, наконец,
легендарная Олеся Троянская: это было одно из немногих (и по сути последнее)
"большое" ее появление на сцене, имевшее эффект разорвавшейся бомбы.
Сохранившаяся запись показывает, что звучало всё очень хаотично и криво, но в
историю вошло вполне заслуженно.
После относительной неудачи организаторы собирались с силами два года, пока,
наконец, не громыхнули третьими и последними "Индюками". Фестиваль прошел 8-10
апреля в ДК Академии Бронетанковых войск и продемонстрировал, что идея хоть и
несколько искривилась, но все же работает. К организации подключился Кирилл
Азимов из "Objective Music", а также экс-"контркультурщик" Александр
Кушнир.
Стараниями последнего на фестивале выступили такие крайне любопытные коллективы
как пермская Пагода и харьковская Казма-Казма. Украинских групп, кстати,
приехало опять немало, и все сплошь хорошие - будь то крымский Гоген,
иванофранковская Мынула Юнь, киевляне Фома или еще харьковские на
тот момент Разные Люди.
Смычку Украины с Сибирью
некоторым образом являл собой сет
Ника-Рок-н-Ролла (оренбуржца, пожившего и во
Владивостоке, и в Тюмени),
выступавшего с киевскими музыкантами. "Чистыми" сибиряками были Теплая Трасса
(чуть не впервые выступавшая в Москве) из Барнаула и монументальный нойзовый
Nuclear Losь из Новосибирска (группа, явно
опередившая свое время и произведшая
фурор среди продвинутых слушателей).
Питер был представлен Народным Ополчением,
Телевизором и Аукцыоном: последние презентовали
"Птицу" и были лучше всех.
Из
москвичей хочется упомянуть разве что Ногу Свело!.
Зато прекрасно и неожиданно
было нашествие латышей: группы Валера, Это Риск! и Карла Хламкина. В общем,
фестиваль получился интересным и живым, порадовавшим и воскресившим былые надежды.
Надеждам, однако, сбыться было не суждено. Наступало глухое для рока время - середина 90-х. Вписаться в тогдашний шоу-бизнес было немыслимо, идти против него - невозможно. Фестиваль умер, оставшись красивой страницей в истории не столько московского, сколько всероссийского рок-н-ролла. Даже сейчас многие группы пишут в пресс-релизах и на сайтах: мы выступали на "Индюках". Пишут с гордостью и легкой грустью.
Нельзя не упомянуть о своего рода дочернем предприятии фестиваля "Индюки"
- "Индюшатах". Идеологом и главным организатором этого фестиваля стал
вышеупомянутый Александр Кушнир. "Индюшата" проходили не в Москве, а
принципиально "на местах": в Твери (1991), Орехово-Зуево (1992, 1993), Саратове
(1994)...
Кроме местных, там выступали московские и петербургские инди-группы
(Рада и Терновник, Югендштиль, Зангези, Аукцыон, Чуфелла-Марзуфелла), а также
всякие интересные украинские, уральские и пр. команды (в том числе и
присутствовавшие на "Индюках").
Любопытно, что 13 декабря 2006 года в
московском "FM Club" состоялся своего рода трибьют "Индюшатам" - фестиваль под
эгидой "Кушнир Продакшн", где на сцену вышли уже сегодняшние подопечные Кушнира
из числа пока еще неизвестных групп, в том числе периферийных. Совсем недавно,
4 сентября 2008 года, Кушнир решил повторить, организовав в клубе "Ikra"
очередной этап "Индюшат". Состав формировался по тому же принципу - почти
никому не ведомые периферийные коллективы со странными называниями, но
фестиваль из мемориального и ностальгического превратился в нечто декларативное
под лозунгом "Алло, мы нашли таланты!"
Войдут ли его участники в историю
отечественной музыки или останутся героями одного дня - покажет время.
1950 – Родилась Тина Уэймут - басистка и вокалистка легендарной арт-панковой группы Talking Heads, одной из самых почитаемых музыкальными специалистами всего мира »»
1962 – Родился Нейл Тимоти Фрезер - гитарист и вибрафонист культовой британской группы Tindersticks »»
1968 – Вышел "The Beatles" - единственный двойной альбом группы The Beatles. Имеет также неформальное название "Белый Альбом" из-за своей обложки.
Сразу после выхода он 8 недель возглавлял британский и американский чарты, до сих пор входит в "100 лучших британских альбомов всех времён"
»»
1976 – Родился Вилле Вало - вокалист финской готической группы H.I.M., "His Infernal Majesty" и большой любитель татуировок »»
1987 – Ленинградская газета «Смена» публикует статью Виктора Кокосова «Алиса» с косой челкой». В ней речь идет о том, что на концерте «Алисы» Кинчев произнес слова «Хайль Гитлер». Кинчев подал на газету в суд и через год выиграл дело. Это первый случай, когда… »»
Grady JACKSON (1927)
Jesse Colin YOUNG (1941)
Aston BARRETT (1946)
Tina WEYMOUTH (1950)
Ville VALO (1976)