19 сентября главному библиотекарю от
музыкальной сцены, Джарвису Кокеру
(Jarvis Cocker),
исполняется 45. И за эти 45 было все, что отличает настоящего рокера: секс,
наркотики и, разумеется, тяжелая каждодневная работа.
Начинал Джарвис с того, что называют stage invasion - в буквальном смысле
этого слова. В 1996 году, на премии Brit Awards, он выскочил на сцену во время
выступления Майкла Джексона (Michael Jackson) и сначала секунд десять
прохаживался мимо ликующе
поющих детишек, а затем стал показывать залу задницу. Зал оторопел: такого
поведения не ожидаешь и от более брутальных коллег, не то что от тихого
очкарика. Через
пятнадцать секунд Джарвиса подхватили и увели, но осадочек остался. К этому
моменту у Джарвиса и его группы Pulp в арсенале было уже пять альбомов,
из которых два,
надо признать, весьма основательных. Нехилое вложение в движение "брит-поп".
Брит-поп, собственно, стоял на трех китах - Pulp, Oasis и Blur. Но если две последние группы только и делали, что шокировали публику алкогольно-наркотическими скандалами, взаимными оскорблениями и драками, то команда Pulp, ведомая уверенной рукой Джарвиса, в дрязгах не участвовала, а вместо этого писала и записывала музыку. Действительно новую музыку. "Чтобы я делал что-то индустриальное? Да никогда. Мне всегда импонировала поп-музыка. Мне нравились эти запоминающиеся мелодии. Но тексты, тексты в поп-песнях - это хоть святых выноси. Поэтому я решил делать что-то свое, некий сплав поп-музыки и рок-текстов", - объясняет Джарвис то, что потом получит липкую наклейку "брит-поп", а затем породит вторую волну инди-рокеров - Long Blondes, The Cribs, British Sea Power и прочих.
Pulp стала первой группой, которой удалось удачно скрестить ядерный синти-поп,
сексуальный глэм-рок и
модные поп-танцульки, и с их помощью расцветить трудную годину музыкальных
90-х. С одной стороны - завести многотысячный Glastonbury в поворотном
1995-ом, а с другой - перевернуть всю поп-музыку того времени и поставить ее
на рок-рельсы с бодрыми гитарными риффами, запоминающимися, как детские считалочки,
мотивчиками и текстами, воспевающими секс юных очкариков под столом, пока
родителей нет
дома, а учебники далеко.
"His'n'Hers", выпущенный в 1994-ом, журнал Q включил в список "100 величайших альбомов всех времен и народов" - где-то на уровне 70-го места. Вдумчивая речь Джарвиса, сменяющаяся истерическими подвываниями и оргазмическими стонами под простой, как два фунта, синтезаторный звук, нервную скрипку, внушительный бас и подрагивающими барабанами в "Acrylic Afternoons". Придыхания под приставучий и практический прозрачный гитарный риф в "Do You Remember The First Time?". Типичный танцевальный звук девяностых в "Lipgloss". Словом, удачный альбом; во многом - про секс, во многом - про Шеффилд.
Когда в августе 1995-ого на страницах NME развернулась борьба не на жизнь, а на смерть за звание "лучшей группы всея Королевства" между Oasis и Blur, Pulp во главе с Джарвисом на это снова не отреагировали: посмеиваясь, спокойно писали себе "Different Class", который в 1996 году получит Mercury Prize (оставив, заметим, ни с чем "What's The Story (Morning Glory)"), и ездили по стране с туром, о котором в 2007 году BBC снимет документальный фильм.
"Different Class" вышел в том же 1995-м - наиболее успешный альбом в багаже группы. Cимпатичный не только уютными гитарными переборами "Something Changed" или "Bar Italia", но и хлесткии танцевальными хитами типа "Disco 2000" и "Common People" и нагоняющими саспенс переменами ритма, синтезаторными соло и чуть мрачноватым вокалом Джарвиса в "I Spy" и "F.E.E.L.I.N.G.C.A.L.L.E.D.L.O.V.E", - а самое главное, общим настроением. Альбом создал зримый образ неудачников из маленького городка, затюканных отличников без права на личную жизнь - и это настроение захватило все английские городки, о чем потом будет снят грустный и очень пронзительный документальный фильм No Sleep Till Sheffield.
"Мои песни - о сексе. Во-первых, потому что это у всех на уме. Во-вторых,
потому что про это никто толком не писал открыто. В-третьих, потому что это не
всегда бывает так романтично, как в фильмах: милый антураж, вино, камин - и я
всегда чувствовал себя немного обманутым в этом плане, я всегда ждал, что в
самый ответственный момент включится фанк-музыка сама по себе, и все сразу
станет на двадцать градусов жарче. Однако фанк-музыка никогда не включается и
жарче не становится, поэтому об этом непременно надо писать. А еще мои песни -
про бытовую ерунду. Мелочи важны. Из них состоит вся жизнь. Именно поэтому мне
так нравится вставлять что-то маленькое, повседневное в песни. Они делаются от
этого человечнее. Мы берем житейское и говорим: смотрите, это совсем не так
скучно, в этом что-то есть", - рассказывает Джарвис и поправляет очки на
переносице. И это действительно так - лирически Pulp была самой заметной
брит-поп командой, никто так не писал о жизни на окраинах крошечного Шеффилда
(Господи, где это вообще? - задавались вопросом слушатели в начале девяностых),
как Джарв.
Еще в одном документальном фильме Джарвис снимется в 2003 году, и это будет лента Джона Доуэра "Live Forever". В "Live Forever" Джарвис расскажет, насколько тошно ему было после успеха этих двух альбомов, почему альбом "This Is Hardcore" стал откровенным провалом ("Потому что наркотики никогда никому не идут на пользу") и о том, что в те годы Англию захлестнул кокаиновый бум (что, впрочем, не помешало "This Is Hardcore" стать номером 1 в UK). Еще Джарвис мило рассказывал про морские курорты зимой и о том вдохновении, которое они ему сообщают, но слушатели вновь пропустили это мимо ушей.
Ну а затем в 2001 выйдет "We Love Life", деятельность Pulp пойдет на
спад, в 2003
Джарвис переедет с женой во Францию и обзаводится сыном (как шутили в те
времена: Джарвис, Альберт ведь такое скучное имя - почему вы не назвали сына
Спаниэль?!). И умолкнет на долгие три года.
В интервью Джулсу Холланду Джарвис признался: "История такова: я уехал во
Францию жить. С женой и ребенком. И думал, что никогда, никогда больше не буду
заниматься музыкой. Все отдохнут от меня, а я сделаю со своей жизнью что-нибудь
осмысленное и полезное. Но потом оказалось, что на самом-то деле, я не могу в
принципе делать что-то полезное в своей жизни, поэтому вот - я вернулся, чтобы
позанудствовать с альбомом Jarvis".
Однако от рок-н-рольного прошлого Кокер открещиваться не стал: "Жизнь во Франции
прекрасна, но я бы не стал ее идеализировать - в конце концов, я когда-то
написал строчку "Take your year in Provence and shove it up your arse".
"Jarvis" получился на удивление спокойным и очень гитарным - чего только стоят практически акустические "Heavy Weather", "Quantum Theory" или умиротворенная "From Ausсhwitz To Ipswitch". Однако пара треков все-таки выдает происхождение героя: в "Don't Let Him Waste Your Time" гитарные расчесы отсылают нас прямиком в девяностые, а простецкий синтезатор - к Кандиде Дойл, когда-то жавшей клавиши в Pulp. "Fat Children" - это утяжеленный привет к любой песне с "His'n'Hers", а "Running The World" - это форменная эпическая оратория на тему "дерьмо правит миром": фортепиано отдает органом, барабаны оттенены небольшим электронным эхом, да еще и на третей минуте гитары взрываются торжественным букетом.
"Последние два альбома Pulp для меня были неиссякаемыми источниками чувства
вины: все ждали, что я закончу писать тексты, придумаю что-то с аранжировками -
короче говоря, страдали от безделья по моей вине. А на этом альбоме страдать
пришлось только одному человеку - мне", - говорит Кокер в передаче
Culture Show.
Позже, в интервью немецкому телеканалу, Джарвис объясняет: "Этот альбом
назван Jarvis.
Только именем, а не именем и фамилией. Это как если бы я разговаривал с
друзьями и позволил им называть меня так. Это ситуация из разряда "25 лет я вам
надоедал, и вот теперь-то вы можете приблизиться и называть как старого друга.
Разумеется, я не готов подпустить к своему личному пространству слишком близко,
но, по крайней мере, на этом альбоме я и не за километр от слушателя, как было
раньше".
В промежутке между гастролями и записью Джарвис Кокер создает еще с пяток кристально-нежных дуэтов: во-первых, балладу, выжимающую слезу на раз, с трепетной Шарлоттой Гинсбур под предводительством Air ("The Duelist"); во-вторых, уже только с Air воздушнуо-электронную, медленную и разбавленную драматическим фортепиано ("One Hell Of A Party"); хит танцулек восьмидесятых с добродушной толстушкой Бет Дитто (Beth Ditto ("Temptation") и расслабленный ленивый почти что лаунж от Нэнси Синатры (Nancy Cinatra) ("Don't Let Him Waste Your Time"). И записывает второй альбом.
И если "Jarvis" был целиком про гитарную возвышенную грусть да местами про взбалмошный танцевальный рок и про то, что на свете существуют как плохие вещи, так и хорошие - то первая песня, готовая для следующего альбома уже сорокапятилетнего Кокера будет назваться "Girls Love It Too" - про секс, разумеется. И выйдет он на Rough Trade. Ну что ж, старый добрый Джарвис снова с нами.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)