Как и многие профаны, я нахожу ремесло
диджея весьма
увлекательным. DJ -
алхимик от музыки; комбинируя музыку разных стилей и эпох и добавляя в нее
толику спецэффектов, капли лупов и щепотки скрэтчей, он создает уникальные,
неповторимые в своей эфемерности
саунд-комбинации. DJ - тонкий технолог; он использует разнообразные технические
приемы, чтобы заставить людей танцевать и прыгать, либо, наоборот, расслабиться
в чилл-ауте, и может достичь этого эффекта одним касанием пульта.
При этом он не обладает раздражающими свойствами "живых" музыкантов: в
частности, звездной болезнью. DJ всегда держится на заднем
плане, колдует в темноте над своим странным оборудованием, над его головой в
лучшем случае мелькают видеопроекции, а в худшем - ничего; его манипуляции над пультом
(скупые и неразличимые за крышкой ноутбука) вообще не нужно
и не обязательно смотреть. В то же время, в самой его работе есть некий
элемент милой
необязательности.
Как и для нас, журналистов, для диджея музыканты и их мелодии - "пища", исходный материал. Каждый из нас сообщает музыке второе дыхание: я пишу о музыке и анализирую ее, диджей - обрабатывает и скрещивает с другими мелодиями и ритмами. Многие мои друзья и авторы Звуков любят в свободное время "покрутить винил", некоторые из них - профессиональные диджеи, резиденты московских и зарубежных клубов. Мы часто обмениваемся свежими ссылками на красивые миксы или новинками, и, разумеется, я часто прихожу послушать, как играют друзья.
У многих работа dj создает обманчивое ощущение легкости. Уверена,
что каждый, наблюдая диджея за работой, когда-нибудь думал: "Вот я бы тоже
встал за
этот пульт, это же так просто - крути себе ручки да подбирай музыку по вкусу!".
Да и сами диджеи рады поддерживать это заблуждение. Типичный профессиональный анекдот:
- Кто может стать диджеем?
- Любой человек, умеющий считать до четырех!
Недавно мне
довелось поработать диджеем, и на практике все это оказалось куда веселее, чем я
могла себе вообразить.
Звонит мне в начале сентября арт-директор клуба "Ikra" Антон Чернин и говорит:
- Соня! Мы предлагаем тебе принять участие в нашем проекте "RadioIkra".
У тебя ведь коллекция пластинок, почему бы тебе не попробовать подиджеить?
И предлагает на выбор две даты: 11 сентября и 25-е. Поскольку 25-го я занята,
я, естественно, выбираю 11-е. И спрашиваю между делом:
- Раз мой сет приходится на такую суровую памятную дату, давай я буду крутить
тематическую музыку? В поддержку, к примеру, глобализации?
Чернин мне на это радостно отвечает:
- Какие вопросы?! Мы вообще хотели на этот день поставить группу Два
Самолета, но потом руководство решило, что это уж как-то слишком цинично, и
после этого в клубе западные группы выступать откажутся. Так что играй себе,
что хочешь.
Ого, подумала я. Вот и нашелся повод покрутить на публике команды, исполняющие
asian underground - от Muslimgauze до Asian Dub Foundation. И
смешать эту пряную восточную кухню с самыми ксенофобскими "западниками", чтобы
поярче был контраст, и чтобы стало очевидно, какой потрясающей красоты музыку
способны производить "идеологические противники" западной
цивилизации. Потирая руки, мы с выпускающим редактором Звуков Дмитрием
Куркиным бросились
составлять сет-лист. Вот что у нас получилось:
The The - Armageddon Days Are Here
Acid Horse - No Name No Slogan
Shpongle - Periscopes of Consciousness
Think about Mutation - Pretty Vacant
White Stripes - Seven Nation Army dub remix
Muslimgause - remix
Asian Dub Foudation - Take Back the Power
Ministry - Bad Blood
LCD Soundsystem - No Love Lost
Natasha Atlas - Duden (Spooky mix)
Layo & Bushwacka - Isn't This A Lovely Day
Fun-Da-Mental - Electro G-Had
Oojami - Ali
Rage Against the Machine - Renegades of Funk...
...И так далее, часа на два. Как видите, по этому списку четко видно, кто что
приволок: на Диминой совести были все "западники", на моей - вся "экзотика".
Завершить все это безумие мы планировали нежной
композицией группы Cat Rapes Dog под говорящим названием "Eating
People is
Fun". К этому моменту, по нашей мысли, все слушатели должны были дойти
до совершенной ментальной нирваны.
В какой-то момент я вспоминаю, что до этого крутила пластинки только дома, для
друзей - а ведь в клубе оборудование может оказаться куда серьезнее. Аккуратно
спрашиваю у Дмитрия:
- Дим, а ты вообще за пультом-то стоял когда-нибудь?
- Не-а, - говорит мне выпускающий, - зато мы можем позвать Ника
Завриева, втроем будет веселее!
Как известно, Ник не только пишет на Звуки потрясающие своим профессионализмом
статьи, - он известный электронный музыкант, выступающий в составе собственных
и сборных проектов под ником Ambidextrous. Конечно же, мы звоним Нику,
и, конечно же, он соглашается на нашу авантюру.
Как выглядит пульт, я помню по работе на радио. В "Икре" он, слава богу, не
сильно отличается. Два винила, два компакта,
посредине - гвоздик... эээ, то есть ручки настроек. Выводишь один альбом, тем
временем подслушиваешь новый, выводишь его. Это типичное "радийное" сведение,
особого мастерства не требующее. Ник, разумеется, приносит с собой свою часть
музыки на двух CD под кодовым названием "East" и "West". Мы
втроем встаем к пульту...
...И оказывается, что:
- Добрый резидент клуба забрал с собой наушники от пульта, а нас не
предупредили, что штатных наушников у пульта не предусмотрено;
- Ничего из принесенного Дмитрием материала не "читается" на пульте, поэтому ему
предстоит сегодня работать MC (кстати, к этой задаче Дима подошел со всей серьезностью
и с удовольствием вникал в процесс, зажигательно пританцовывая за пультом).
- И, вследствие этого, нам с Ником приходится верстать сет прямо на ходу.
Отчего сет становится похож на соревнование под лозунгом "смотрите, какую я
нашел смешную фиговину, давайте ее сведем".
И тут-то мне стало очевидно, почему работа диджея требует мастерства. Ник не
просто сводил пластинки - он словно жонглировал смыслами, он встраивал одну
композицию в другую с ювелирной точностью, четко просчитывая ритм, темп и
тональность каждой следующей вещи и удерживая в голове сразу несколько
параметров. В течение двух часов мы крутили забойный коктейль - от M.I.A до
Мэрилина Мэнсона. У нас над головами при этом крутился истерн "Не бойся,
я с тобой", в котором по степям носятся с шашкой наголо горячие джигиты. Мы,
как дети, веселились, смешивая The Orb с
Bhandra Knights, а наши друзья и просто случайные посетители клуба
подходили и заказывали:
- А можно еще Shpongle добавить? Очень у вас прикольно получается.
Полученный за сет гонорар мы, как и полагается диджеям, немедленно пропили. А
когда мы уже завершали свое "выступление", над нашими головами пошли титры:
Музыкальный руководитель - Бари Алибасов. Исполнитель - Полад
Бюль-Бюль-Оглы, дирижер - Гаранян...
Мы переглянулись и заржали.
Двумя днями позже Ник, который с таким блеском провел для нас мастер-класс по диджейскому ремеслу, срывал аплодисменты публики за свое выступление на фестивале NetAudio. Если вы хотите послушать, как играет профи, обязательно приходите 1 октября, в среду, на площадку ГЦСИ.
1951 – Родился Крис Ри, английский блюз-музыкант. Вершины своего успеха он добился в конце 1980-х годов, с выпуском своего десятого студийного альбома "The Road to Hell". Автор знаменитых вещей "Road To Hell", "Looking For The Summer", "Josephine", обладатель знаменитого голоса с хрипотцой, прирожденный… »»
1954 – Родился Борис Моисеев - поп-певец и танцовщик со сложной судьбой. Эпатажный и эксцентричный сценический имидж артиста стал причиной проведения перед его концертами пикетов протеста как со стороны религиозных, так и гомофобных движений, обвинявших певца в пропаганде гомосексуализма. Член партии… »»
1966 – Джон Леннон заявил, что ансамбль The Beatles стал более популярным, чем Иисус Христос. В ответ на это высказывание в "библейском поясе" (Юг и Средний Запад США) еще несколько лет спустя сжигались пластинки с записями музыки битлов »»
Bobby SHEW (1941)
David DARLING (1941)
Bobby WOMACK (1944)
Jan GARBAREK (1947)
Chris SQUIRE (1948)
Leslie DRAYTON (1950)
Billy GIBBONS (1950)
Chris REA (1951)
WESTBAM (1965)