В преддверии юбилейного концерта группы Reutoff, Звуки.RU решили встретиться с участниками коллектива заслужившего непреходящее уважение не только в отечественных кругах поклонников странной музыки, но и оказались востребованы в среде западных ценителей жанра. Странность в данном случае - не недостаток, напротив, Reutoff всегда отличались от коллег по сцене удивительной музыкальной фантазией и умением создавать щемящие душу звуковые полотна, исполненные тревогой, грустью и сотней других, неизведанных и невербализуемых чувств. Стоит ли говорить, что сейчас Reutoff - одна из самых значимых групп России в области пост-индастриала, чьи заслуги не так-то просто уместить в один абзац. За плечами у трио из подмосковного Реутова релизы на таких престижных лейблах, как Drone Records, Blade и Hau Ruck!, совместное выступление с японским нойз-гуру Aube, и, среди самых свежих достижений, - запись с легендарными мистиками Troum, с которыми Reutoff и предстоит выступать седьмого числа... Звуки.RU обсудили с Reutoff главное - положение дел на отечественной индастриал сцене, духовные песни, конец мироздания, вопросы градоразвития и многое другое.
Звуки.RU: Десять лет успешного существования - значительный срок для группы, особенно учитывая, что вы активно участвуете и в параллельных Reutoff проектах. Если же вернуться к самым первым релизам коллектива и последовательно их прослушивать вплоть до последних записей, то становится ясно, что все они содержат определенный вектор движения. Это ощущается даже в деталях, например, начало одной пластинки может совпадать с финалом предыдущей - как будто рассказчик ловко перехватывает нить повествования. Так к чему же именно движется группа, и какую часть своего пути вам удалось пройти за эти десять лет?
WoWa_BT: Не возьмусь ответить "к чему" всё-таки это, наверное, тот случай, когда важен сам процесс, само движение. Это движение видно в музыке? Очень здорово, значит что-то получается так, как надо. Мы не ставим перед собой каких-то определённых практических целей, не стараемся менять музыку в угоду каким-либо сиюминутным веяниям - что получается, то получается. Какую часть пути мы проделали? Надеюсь, до конца ещё далеко.
Arnold_pR: Тут очень важно понимать следующее: для нас создание музыки это не род деятельности, не профессия и не хобби; так называемое "самовыражение" тоже имеет весьма малое отношение к процессу; для нас это скорее способ существования, познания мира и взаимодействия с ним. С другой стороны стоит четко понимать, что никаких миссионерских целей перед нами также, пожалуй, не стоит. Мы движемся вперед (весьма условное направление), соприкасаясь с пограничными зонами бытия, задаваясь "неудобными" вопросами, открывая для себя что-то и расставаясь с привычными установками. И люди, соприкасаясь с музыкой Reutoff, включаются в этот процесс, и могут также совершить некие, порой неприятные, порой противоположные нашим, а порой просто несопоставимые с нашими открытия. А вопрос "к чему движется группа" - очень страшный вопрос. По всей видимости, к тому же, к чему и все люди на земле, к моменту, когда реальность, к которой они привыкли, перестанет существовать.
Звуки.RU: В начале 90х многие группы если не выходили на тропу чистого нойза, то были по крайней мере недалеко от нее - например, как Собаки Табака и многие другие. В принципе, догадаться, что тогда такое витало в воздухе и вдохновляло этих людей можно легко, но что происходит сейчас в период внешнего благосостояния и спокойствия в обществе?
WoWa_BT: Я не сторонник того мнения, что индастриал или постиндастриал - это в первую очередь музыкальное сопровождение каких-то социальных, протестных манифестаций, и главное в нём социальные или политические воззрения создателя, а музыка - так, приложение. Интересен ведь не чистый нойз, а именно то, как человек его структурирует. Никто же не будет слушать просто белый шум. Это затрагивает очень важные глубинные вопросы - мироздание стремится к полному хаосу, к победе энтропии, а человек призван упорядочивать и гармонизировать мир (насколько у него это получается - другой вопрос). Индастриал это музыка фронтира между хаосом и гармонией, музыка вечной войны между ними. Естественно, что его создают и слушают люди, которым близко это состояние, которым интересно всё пограничное. Соответственно, таковы, как правило, и их интересы в социальной и политической сферах. "Благосостояние и спокойствие"? Мы, видимо, живём в каких-то разных обществах. Конечно, людям кое-что порой перепадает от сидящих на нефтяной трубе, и это можно принять за благосостояние, но надо очень для этого иметь благодушный взгляд на вещи. А спокойствие: по-моему, выражение "пир во время чумы" уже многие годы не теряет своей актуальности. Ну это, конечно, тоже какая-никакая стабильность. Годы идут, а страна всё так же уверенно катится куда-то в ж*пу...
Arnold_pR: На мой взгляд, музыка не укладывается в рамки звукоряда в поддержку каких-либо манифестаций, в том числе индустриальная, музыка это всегда нечто большее. Индустриальная культура традиционно включала в себя заряд сопротивления, и сопротивления не каким-либо конкретным силам, а противостояния самой идее Современного мира, современной культуры, общества потребления, заряженных на деградацию человеческой личности. Изначальным импульсом и было создание неудобной, некомфортной, не позволяющей раствориться в небытии, музыки, выводящей из состояния покоя-смерти, к осознанию себя, как активной личности, безусловного центра мироздания. И политические платформы, право, не при чем - об упадке Современного мира можно прочесть у мыслителей, имевших абсолютно разные, порой противоположные представления о правильном мироустройстве: от Рене Генона, Мирчи Элиаде, Юнга до Ги Дебора и Джона Зерзана. Так что, покой - это один из самых тревожных сигналов. Однако, как я уже говорил, музыка не укладывается в рамки звукоряда в поддержку каких-либо манифестаций, в том числе индустриальная, музыка это всегда нечто большее, поэтому пытаться вписать такое сложное явление исключительно в протестные рамки было бы неверно.
Звуки.RU: Расскажите, как выглядело сообщество поклонников индастриала в начале девяностых, когда началась деятельность участников группы. Как складывалась тогда ситуация, чем вдохновлялись люди, откуда брали информацию о движении?
WoWa_BT: В те годы можно было сходить на Горбушку и посмотреть, кто приходит на точки к Кириллу (ныне Indiestate Distribution) и Тимуру (ныне Cold Lands Distribution), чтобы получить полное представление о московском сообществе поклонников индастриала и вообще всего того, что сейчас называют "тёмной сценой" (мы тогда говорили - независимая музыка). Там же был один из основных источников распространения информации. Что-то писали в самодельных, тиражирующихся на ксероксах журналах, названий вот не помню, увы. Какой-то инсайдерской информации о тогдашней музыкантской тусовке не могу опять же припомнить, мы всегда были (и есть) очень интровертным коллективом. Варимся, так сказать, в собственном соку.
Arnold_pR: Истории как таковой собственно и не было, на мой взгляд. Российская индустриальная сцена с этапа формирования резво перешла в стадию деградации. Начиналось все весьма подобающе: многие музыканты искали новые формы, иным удалось даже окончательно избавиться от тяжелых пут "рок-н-ролльного" мышления; случались фестивали, выходили интересные компиляции (те же The future sound of Moscow), но как только большинству деятелей стало ясно, что ни армий поклонников, ни материальных дивидендов на этом пути не предвидится, энтузиазм стих и сцена заморозилась, так и не сформировавшись толком.
Звуки.RU: Много ли групп пережило то время? В чем причина - в том, что музыканты занимались этим несерьезно, просто ради того чтобы приобрести некий опыт - или же из-за столкновения с суровой реальностью?
WoWa_BT:: Кто-то пережил, кто-то нет, трудно дать количественные оценки. Ясно одно - выживших меньше, чем погибших. В основном, я думаю, причина прекращения существования этих проектов в отсутствии у людей, их составлявших, острой внутренней необходимости в продолжении. То есть да, несерьёзный подход. Поигрались - бросили. Всё же мне кажется, что вряд ли было много таких наивных товарищей, которые ожидали немедленной славы и огромных бабок, а столкнувшись с "суровой реальностью" их отсутствия, завязали с музыкой.
Arnold_pR: Ну, многие достойные коллективы просто сменили стилистику, некоторые хорошие музыканты просто погибли, а так: Кого побуждало к действию нечто большее, чем развеселый дадаизм и пустопорожнее экспериментирование, те и остались. Sal Solaris, Cisfinitum, Bardoseneticcube - вот, пожалуй, все, кого можно вспомнить без мучительных раздумий.
Звуки.RU: Есть ли коллективы, о которых вы сожалеете, что они не дожили до наших дней?
WoWa_BT: Возможно. Бывает, хочется чтобы хорошей какой-то музыки было побольше, чтобы кто-то успел ещё несколько альбомов записать. Скорее даже так - хочется, чтобы определённые периоды творчества длились подольше. Ну, это обычная ситуация - музыканты меняются, хотят что-то новое попробовать, а поклонники этого не приветствуют (смеется). С другой стороны, бывают ситуации, когда музыканты держатся за однажды принесшую им удачу форму, перепевают без конца самих себя, прекращают движение, ну и результат естественный - стоячая вода протухает.
Звуки.RU: Как сегодня формируется индастриал-сцена в России? Созвучно ли это с положением индастриала в европейских странах?
Arnold_pR: Удивительное дело, но ситуации абсолютно созвучны, и у нас и на Западе пост-индустриальная сцена превратилась в совершенно замкнутую секту, где музыканты паразитируют на наработках "отцов-основателей", по двадцатому разу генерируют одни и те же идеи, с упорством некрофилов отстаивая "чистоту стиля". Также, сейчас мы имеем огромное количество молодых коллективов, большинство из которых затевает индустриальные игры либо от непережеванных комплексов, либо от неспособности выразить свои вполне несвежие мысли средствами более традиционной музыки. И, как это ни парадоксально, хоть сколько-то свежие идеи выдают именно старые, "опытные" коллективы.
Звуки.RU: То, что вы общаетесь с зарубежными группами - это известно, но идет ли какой-то обмен культурным опытом с музыкантами из стран СНГ? Вот в Узбекистане, оказывается есть сильные индастриал-группы. И вообще нужно ли это общение или работа в одиночку гарантирует незамутненность эксперимента?
WoWa_BT: К сожалению, похвастать в плане общения или совместных проектов с музыкантами из бывших братских республик нам нечем, как-то не сложилось. А вообще, общение с коллегами, это совсем не плохо, незамутнённости эксперимента способствует честный подход к его проведению, а общение, обмен культурным опытом вполне могут быть включены в экспериментальный процесс. Да, кстати, индастриал из Узбекистана - это по определению круто. Хотелось бы послушать. Надеюсь, он этно-фолкового замеса?
Звуки.RU: Судя даже по фотографиям самого Реутова - последние годы благосостояние города изрядно повысилось, это потверждает и статистика. Вы по-прежнему ходите вдохновляться по заброшенным заводам и складам - или же таких мест в городе становится все меньше, или вам это уже не нужно?
WoWa_BT: Ну да, понастроили скворечников для мелких провинциальных нуворишей, это мы имеем удовольствие наблюдать, во всё возрастающих количествах. Мест, которые многое для нас значили, где царило настроение тонкого взаимопроникновения индустриальной заброшенности и робко наступающей природы, становится всё меньше. Мы, когда задумывали и начинали серию семидюймовок ReuTRauM, посвящённую как раз таким местам, и не подозревали что она превратится в музыкальный некролог для них. Однако так вышло. Не могу сказать, что меня это радует. Слишком много людей, вот в чём беда.
Arnold_pR: Благосостояние города повысилось, это несомненно, но у нас никогда не было планов "своим творчеством привлечь внимание к плохим условиям жизни в родном городе". У нас нет маниакального пристрастия к руинам, просто именно в таких местах очевидна тщета всего сущего, эфемерность любого благополучия, иллюзорность благосостояния, преходящесть всех этих "завоеваний прогресса", ведь когда-то и заводы те и склады олицетворяли то же, что декларируют сейчас бетонные коробки - счастье, и полноту жизни, вырванные "навсегда" у небытия. Мы не вдохновлялись ими, скорее они помогали нам трезвее взглянуть на вселенную.
Звуки.RUНасчет легкости звука, не стоит наверное говорить, что индастриал идет под ручку с самыми попсовыми жанрами - тем же синти-попом, и многие музыканты и идеологи никогда не отрицали своей любви к поп-музыке. Например, вот тот же Бойд Райс (Boyd Rice - один из родоначальников нойз-музыки - прим. авт.) с его коллекцией старинных эстрадных записей. Да и сами вы как-то сказали в интервью, про песню Баллада о знамени, что "в ней очень много Настоящего". Но так ведь этого Настоящего много и в исконных народных песнях, и в духовной музыке - никогда не было желания поэкспериментировать именно на этой грани, но с серьезным подходом? И какую музыку кроме индастриала находят интересной участники группы?
WoWa_BT: Народная и духовная музыка нам всегда были очень интересны -
как источник вдохновения, как источник звукового материала для нашего
собственного творчества. Но дело это требует большой осторожности, легко можно
пересечь границу, за которой начинается профанация. Так что подход у нас всегда
самый что ни на есть серьёзный.
Что касается музыки, мне интересной как слушателю, то тут как раз индастриал не
стоит на первом месте. Я слушаю и поп-музыку, ну, не RnB, конечно - синтипоп,
всякую танцевальную электронику, даун-темпо, трип-хоп, и тяжёлые группы
некоторые, и то, что называют тёмной сценой, и академическую музыку
разнообразную. Проще сказать, что не входит в круг моих интересов - это джаз,
за некоторыми исключениями и негритянская музыка - рэп и т.д.
Arnold_pR Ну, от себя могу только добавить, что любую, абсолютно любую и еще раз любую. Смысл, нить, дыхание может скрываться за любой оберткой формы, даже если речь идет о сиюминутных трендах.
Звуки.RU: Во многих странах у индастриала выработалось свое лицо, какой-то субстиль начинает доминировать, становится визитной карточкой страны - так например вот в Италии очень много (неплохих притом) неофолковых команд. Есть ли у русского индастриала самобытные черты?
Arnold_pR: Ну, о доминировании какого-то направления на российской сцене говорить не приходится. Вернее так, тех же самых дарк-фолковых команд очень много, но кроме Majdanek Waltz и ветеранов Neutral не о ком говорить всерьез. С собственно индустриальными коллективами тоже беда, если к тем, о ком говорилось выше - мы же говорили о Reutoff, да? (в сторону, смеется) - добавить Оцепеневших, Kryptogen Rundfunk, Фила Монопольского (проект Монополька) и, пожалуй, Stpocold, то список интересных индустриальных музыкантов России будет полным. Безусловный крен в сторону готики есть на отечественной "темной сцене" но какое уж это к индастриалу имеет отношение, я, право, и не знаю. И, в таком случае, остается только одна самобытная черта русского индастриала - его вторичность.
Звуки.RU Кто ходит на ваши концерты - есть ли своя четкая аудитория у такой музыки?
Arnold_pR: Могу сказать, что это самые разные люди, как по возрасту, так и по социальному статусу. Их объединяет одно - это люди живые и активные, стремящиеся заглянуть за грань повседневности. Люди, готовые к познанию себя и мира, каким бы болезненным оно ни было.
Reutoff и Troum
Центр Дом
7 сентября
20.00
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)